МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Рекомендации по организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Профессиональный колледж «Московия»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Рекомендации по организации и проведению
занятий с обучающимися, имеющими отклонения
в состоянии здоровья_________________________







Разработал
Преподаватель: Хлопотина Е.А.










п.Развилка
2015 г.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЗИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Физическая культура – единственный предмет в учебной программе, который напрямую связан со здоровьем обучающихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Наоборот, обучающимся с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям, в том числе особенностям состояния их здоровья.
Одним из основных условий для правильной постановки физического воспитания в колледже является хорошо организованный медицинский контроль. Все обучающиеся в обязательном порядке ежегодно должны проходить врачебно-медицинское обследование, цель которого – определить состояние их здоровья и распределить по группам: основная, подготовительная и специальная. Медицинскую группу для занятий физкультурой на основании заключений специалистов определяет врач-педиатр в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом».
Определение медицинской группы для занятий физической культурой должно проводиться с учетом доступности физических нагрузок, а также создания оптимальных условий для выздоровления студентов или предупреждения обострения заболеваний.
Обучающимся, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеют, необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма. Занятия с ними должны быть направлены на повышение общей физической работоспособности и функциональных возможностей организма, а также на двигательную коррекцию имеющихся заболеваний и патологических состояний. Процесс физического воспитания болеющих подростков будет эффективным только при правильном подборе физических упражнений, методов и форм организации занятий. При несоответствии условий обучения и воспитания функциональным возможностям организма подростков у них быстро ухудшается здоровье.
Для подростков, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы (неак-тивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны: лазания по канату; прыжки с разбега; стойки на голове и руках; кувырки вперед и назад; упражнения, выполнения которых связанно с задержкой дыхания, напряжения мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений. Таким обучающимся рекомендуется общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также ходьба, дозированный бег в медленном темпе, ходьба на лыжах, плавание.
Студентам с заболеваниями органов дыхания ( хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения на расслабление мышц; статическим и динамическим дыхательным упражнениям с удлинённым выходом; упражнениям на тренировку брюшного, грудного и полного дыхания. Рекомендуется ходьба на лыжах, ходьба и дозированный медленный бег.
Для обучающихся с заболеванием почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) должна быть значительно снижена физическая нагрузка. Недопустимы упражнения с высокой частотой движения, прыжки, переохлаждение тела. Разрешаются общеразвивающие упражнения. Особое внимание уделяется укреплению передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде.
Для подростков с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжения, а таrже время игр.
При заболеваниях органов зрения противопоказаны циклические упражнения (медленный бег, плавание, ходьба на лыжах) значительной интенсивности; прыжки с разбега в длину и высоту; упражнения на гимнастических снарядах; опорные прыжки; лазания по канату; стойки на голове и руках; кувырки вперед и назад; упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Рекомендуются упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, упражнения на тренировку мышц глаза, упражнения для мышц спины, шеи и брюшного пресса, общеразвивающие упражнения, циклические упражнения в метании, игры и игровые упражнения.
Обучающимся, имеющим хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Для подростков, имеющих лишний вес, рекомендуются упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи).
Значительная часть студентов имеет какие-либо нарушения осанки. Этим студентам противопоказаны прыжки с разбега в длину и в высоту, лазания по канату, опорные прыжки, стойки на голове, кувырки вперед и назад. Для коррекции и профилактики нарушений осанки рекомендуются общеразвивающие упражнения в положении лежа на спине и на животе, динамические упражнения, статические упражнения, сочетание динамических и статических упражнений, статодинамические упражнения, упражнения на дыхание, упражнения на расслабление, плавание, ходьба на лыжах.
Занятия с обучающимися планируются в расписании из расчета один раз в неделю из расчета два урока, т.е. 1час 20 минут. Наполняемость групп не менее 10 человек.
Включение обучающихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти (триместра), полугодия, учебного года при условии положительных результатов.
Основные задачи физического воспитания студентов специальной медицинской группы:
укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующих на состояние здоровья обучающегося, с учетом имеющихся у него заболеваний;
формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков;
улучшение показателей физического развития;
обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Исходя из поставленных задач, учебный процесс в колледже направлен преимущественно на постепенное укрепление здоровья, закаливание организма, устранение функциональных нарушений.
Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья осуществляется в следующих формах:
урок физической культуры;
самостоятельные занятия физическими упражнениями (в том числе выполнение домашних заданий по физической культуре);
различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года.
Физическое воспитание различается выбором средств, дозированием физической нагрузки, методикой проведения, довольно большим набором противопоказаний при различных заболеваниях.
Основной формой занятий физической культурой с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На каждом уроке решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом уроке.
Важнейшим требованием урока является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психического развития, соблюдения гигиенических норм. Для выполнения этого требования можно использовать следующие приемы:
строить на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - менее;
после определения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в начале урока, студентов с ЧСС выше 95 ударов в минуту ставить на левый фланг;
при проведении эстафет более подготовленных студентов ставить в начале колонны, они начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости делают два повторения, менее подготовленные - одно и т.д..
Весь учебный материал преподносится в определенной последовательности, причем новый материал увязывается с пройденным. Обучение проводится в таком порядке, чтобы более сложные виды упражнений выполнялись после менее сложных. От простых элементарных упражнений происходит постепенный переход к более сложным: от упражнений на 4 счета - к упражнениям на 8-12 счетов; от упражнений симметричных одноименных к асимметричным разноименным. При обучении отдельным упражнениям сначала создаются облегченные условия, а потом условия постепенно усложняются. С целью прочного усвоения знаний и навыков проводится повторение и закрепление пройденного материала не только в обычных, привычных условиях, но и в изменяющихся, усложненных.
Наибольший оздоровительный эффект у студентов разного пола и возраста наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера. Поэтому в каждое занятие физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ), необходимо включать бег (медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег). Бег можно наиболее точно дозировать, регулируя его по продолжительности и интенсивности.
На каждом уроке необходимо выполнять комплекс упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. Комплекс должен состоять из 12-16 упражнений и содержать: общеразвивающие профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, специальные упражнения, воздействующие на органы зрения, упражнения на дыхание.
При проведении занятий с обучающимися СМГ необходимо давать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что обеспечит всестороннее развитие студента и совершенствование всех его органов и систем.
При обучении физическим упражнениям следует давать указания, как надо дышать. Вдох лучше всего делать в той фазе упражнения, во время которой расширяется, распрямляется грудная клетка, условия для заполнения легких воздухом благоприятные. Выдыхать надо в то время, когда грудная клетка сужается. При обучении выдоху можно имитировать «задувание свечи», а при вдохе - «вдыхание аромата цветов». Выдох должен быть более длинным, чем вдох. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных и согласных звуков или их сочетаний.
Максимальные усилия следует сочетать с выдохом. При выполнении упражнений циклического характера дыхание должно сочетаться с ритмом движения. При ходьбе студентов нужно учить умению сочетать вдох и выдох с 3-4 шагами в начале, а к концу процесса обучения увеличить вдох до 4-5 шагов, а выдох - до 5-6 шагов при темпе 70-80 шагов в минуту.
Обучение дыхательным упражнениям рекомендуется начинать со статических упражнений и только по мере овладения ими переходить к динамическим. Обучение правильному дыханию надо начинать одновременно с разучиванием каждого нового физического упражнения, постоянно обращая внимание на сочетание дыхания с движениями туловища и конечностей.
Уроки физической культуры для обучающихся СМГ необходимо строить по обычной схеме: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть колеблется от 10 до 20 мин. в зависимости от задач урока. Она служит для организации обучающихся, плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физической нагрузки в основной части урока. В подготовительной части определяется частота сердечных сокращений (при необходимости частота дыхания), объясняются задачи урока. Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой, выполняются общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, упражнения на дыхание, на осанку, на профилактику нарушений органов зрения. Темп выполнения упражнений спокойный. Общеразвивающие упражнения не должны вызывать сильного утомления. При появлении признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части не должна превышать 120-130 уд./мин. Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и немедленно исправлять допускаемые студентами ошибки. Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями. Большое значение имеет и постоянное напоминание о сохранении правильной осанки во время движений особенно во время ходьбы. Именно в этой части урока надо последовательно добиваться свободной походки с сохранением правильной осанки.
Основная часть урока продолжается от 15 до 25 мин., в разделе лыжной подготовки - до 30 мин. В основной части урока решаются задачи, связанные с укреплением физиологических систем организма, с овладением программным материалом, с повышением уровня физической подготовленности. Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной программы и от состояния здоровья занимающихся. В основной части урока используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, упоры, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные игры. Играм необходимо уделять особое внимание. Их лучше проводить за 12-15 мин. до окончания урока. Время игры не должно превышать 5-7 мин. После игры обязательно - медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя не менее 1 мин. Интенсивность занятий по ЧСС в основной части урока не должна превышать 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардио-респираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренировочный эффект.
Основной задачей заключительной части (5-10 мин.) является приведение организма в состояние, которое наблюдалось в начале урока. Рекомендуется медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание. Определяются ЧСС, ЧД. Даются задания для самостоятельных занятий, подводятся итоги урока.
Во время урока необходимо строго дозировать физическую нагрузку, так как слишком высокая нагрузка ведет к значительному утомлению и может снизить сопротивляемость организма, что, в свою очередь, может стать толчком к обострению болезни.
Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение ЧСС как за один урок, так и за серию уроков. Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениями, и позволяет определить ее в динамике. Для учащихся специальной медицинской группы рекомендуется так называемый волнообразный характер кривой.
Ежегодно в начале учебного года мы наблюдаем ситуацию, когда организм подростка достаточно болезненно перестраивается с пассивного образа жизни на активный. При регулярном повторении одних и тех же нагрузок процесс приспособления к ним продолжается определенное время. После этого внешние воздействия перестают быть активными раздражителями, организм отвечает на них строго определенной привычной реакцией, дальнейшего роста физических возможностей не происходит. Это можно определить по легкости выполнения упражнений, росту желания у ребенка выполнять их и улучшению настроения и самочувствия. Эти признаки служат сигналом для небольшого увеличения нагрузки.
Для занимающихся в СМГ должен быть создан режим постепенного нарастания нагрузок. На первых 20 уроках не следует допускать появления признаков утомления. На последующих занятиях при хорошем самочувствии студентов можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Важным является постепенное увеличение нагрузки как на одном уроке, так и от урока к уроку.
Большое практическое значение имеют врачебные наблюдения за процессом занятий физическими упражнениями. Их цель - определить, насколько структура занятий физическими упражнениями соответствует состоянию здоровья обучающихся СМГ, их физическому развитию, установить границы функциональной приспособляемости к физическим нагрузкам, а также индивидуальный учет реакций. Таким образом, наблюдения врача должны способствовать улучшению физического воспитания подростков и максимальному эффекту от занятий физическими упражнениями.
Важной составной частью работы преподавателей со студентами является ее планирование. Планирование осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта.
С целью наиболее целесообразного и эффективного распределения программного материала на учебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность вхождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждом семестре.
На основе годового плана-графика составляется календарно-тематический план на каждый семестр для всех групп. В нем более подробно представлены используемые средства. Непосредственно в календарно-тематическом плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке постепенного усложнения по занятиям.
Правильно составленный календарно-тематический план в значительной степени выполняет функцию методического обеспечения учебно-воспитательного процесса обучающихся СМГ.
Еще одним документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся СМГ является план-конспект. Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. В плане-конспекте формулируются основные задачи, решаемые в процессе урока, определяются средства и методы решения каждой из задач урока, уточняется необходимый инвентарь для проведения урока.
Весь учебный материал должен быть направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, освоение учащимися необходимых двигательных умений и навыков.
Ослабленное здоровье, низкий уровень физической подготовленности, а также психологические особенности школьников СМГ обусловливают повышенные требования к соблюдению педагогом дидактических принципов в обучении физическим упражнениям. Педагогический процесс в этих условиях требует от преподавателя особой чуткости, внимания, такта, полной осведомленности о педагогической и врачебной характеристике каждого студента. На каждом занятии преподаватель должен создавать благоприятную эмоциональную обстановку, использовать психологические приемы, дающие студентам уверенность в том, что средствами физической культуры они могут восстановить свое здоровье. Обучающиеся должны знать, с какой целью дается то или иное упражнение - тогда сознательнее и активнее будут выполнять все задания на уроке и в домашних условиях.











ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ

Нередко даже у студентов с уровнем здоровья выше среднего и с высоким определяется нарушение осанки. В этих случаях необходимы консультация ортопеда и проведение соответствующих лечебно-профилактических мероприятий. Дело в том, что правильная осанка нужна не только для красоты, но и для сохранения здоровья. При ее ухудшении нарушаются функции дыхания и кровообращения, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности, могут возникнуть близорукость, морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к остеохондрозу, и другие изменения.
Возникновению дефектов осанки способствуют несоответствующая росту подростка мебель, мягкая постель с высокой подушкой, ношение тяжестей, плоскостопие, недостаточная освещенность, подражание старшим, безразличие к своей внешности. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте нарушения осанки во многом обусловлены особенностями развития костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка, то у подростков они могут возникать вследствие их собственных сознательных усилий. Так, некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги с носками врозь и общее напряженное положение тела с крепко сомкнутыми зубами есть признак силы и мужества. В результате у подростка быстро утомляются мышцы, он невольно ищет расслабленную, часто неправильную позу. Другие подростки имитируют не силу и мужество, а «умудренность» жизненным опытом, усталость от жизни, демонстрируя это нарочитой небрежностью, общей расслабленностью и вялостью. Как правило, при этом они принимают неправильные позы. В том и в другом случае неправильные позы фиксируются, формируются определенные условные рефлексы, которые закрепляют неправильную осанку и в дальнейшем с трудом поддаются коррекции. Нарушению осанки способствует и все нарастающая гипокинезия, ведущая к мышечной слабости и частой заболеваемости подростков.
Нарушения осанки имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругловогнутая спина, боковые искривления позвоночника.
Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника. Поясничный лордоз едва намечается, иногда он смещается кверху, наклон таза уменьшен. Поскольку при плоской спине физиологические изгибы, особенно в поясничной области, стерты, рессорная функция позвоночника снижена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге, прыжках и ряде других упражнений. Грудная клетка уплощена, узкая, живот в нижней части выдается вперед. Мышцы спины ослаблены, лопатки чаще всего отстоят от позвоночника. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Именно недостаточная мышечная тяга не обеспечивает нормальный наклон таза и формирование физиологических изгибов позвоночника.
Подростки с плоской спиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным кифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника. При этом голова наклонена вперед, плечи опущены и приведены, крыловидные лопатки, выпяченный живот, запавшая грудная клетка, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза. В начальной стадии это состояние называется сутулостью.
При круглой спине нередко подросток сохраняет устойчивое положение лишь при согнутых в коленях ногах, а иногда и с согнутыми в локтях руками. У подростков с круглой спиной связки и:мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это
укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому подростки с круглой спиной часто не могут поднять руки вверх до отказа.
При кругловогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза при этом выше физиоло- гической нормы. Вследствие увеличения угла наклона таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная - вялая, растянута. Из-за дряблости функциональной несостоятельности брюшного пресса и связной с этим недостаточностью связочного аппарата орган
брюшной полости может возникнуть опущение внутренних органов - висцероптоз. Голова, шея, плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может возникнуть даже избыточное разгибание коленных суставов.
Для бокового искривления позвоночника характерно нарушение срединного располо-жения линии остистых отростков позвонков и смещение ее при вертикальном положении ребенка на том или ином уровне вправо или влево. При боковом искривле-
нии позвоночника нарушается симметричное расположение тела конечностей отно-сительно позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, одно надплечье выше другого, лопатки на разных уровнях - на стороне вогнутости ниже, ассиметрич-ны и треугольники талии. К этому следует добавить слабое развитие мышц туловища и снижение физической работоспособности.
Боковое искривление позвоночника довольно трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза - тяжелого, трудно поддающегося лечению ортопедического заболевания. В отличие от сколиоза боковое искривление позвоночника может быть исправлено самим ребенком путем произвольного напряжения мышц (стойка смирно) или в положении лежа на животе. Кроме того, для сколиоза характерен разворот позвонков в сторону выпуклости позвоночника. Это приводит к реберному выбуханию и реберному горбу на выпуклой стороне искривления, отклонению остистых отростков в сторону вогнутости с соответствующим западением ребер. В поясничном отделе появляется на выпуклой стороне мышечный валик, а с вогнутой стороны - западение мышц. В отличие от сколиоза при боковом искривлении позвоночника все остистые отростки направлены кзади.





ПРОФИЛАКТИКА ДЕФЕКТОВ ОСАНКИ

Известно, что на рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды , т.е. условия, в которых развивается и воспитывается подлросток. Поэтому родители и родственники, преподаватели образовательных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у подростков, строго контролировать позу обучающихся при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливание, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища. Засыпать следует лежа на правом боку, но не «калачиком». Показано, что такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам, находящимся в полурасслабленном состоянии, что редко достигается при засыпании на спине или животе. Сон на левом боку затрудняет деятельность сердца. Матрац должен быть жестким (волосяной, травяной или ватный) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка должна быть невысокой (15-17 см). Длина кровати должна быть больше длины тела подростка на 20-25 см, чтобы он мог спать с вытянутыми ногами. Спать на перине, подкладывать под голову высокую подушку недопустимо, так как это ведет к искривлению позвоночника, развитию остеохондропатии, сдавливанию грудной клетки и затруднению дыхания.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, работе. Во время занятий за столом надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, ту- ловища, рук и ног. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки подростка. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных
суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом 1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед (правильное положение головы благотворно влияет на тонус мышц спины). Расстояние до тетради или книги от глаз 30 см. При чтении предплечья должны лежать симметрично. Чтобы туловище не наклонялось вперед, под книгу надо подкладывать наклонную подставку (пюпитр). При письме тетрадь надо класть под углом 30° (это угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).
Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощенные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника ребенка.
Отрицательно действует на формирование осанки катание на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой). Правильная посадка при езде на велосипеде, наоборот, способствует равномерному укреплению мускулатуры, что благотворно сказывается на формировании осанки.
Нередко отрицательное воздействие на осанку оказывают занятия спортом. Так, при занятиях видами спорта, связанными с асимметричными движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т.д.), если мало используются общеразвивающие упражнения, могут возникнуть боковые искривления позвоночника. У боксеров из-за порочного положения тела появляются сутуловатость и круглая спина. То же наблюдается и у велосипедистов.
Правильная рабочая поза способствует формированию осанки. При правильном положении во время работы голова приподнята, спина выпрямлена, ноги прямые. Для этого высота рабочей поверхности должна быть равна длине ноги обучающегося, стоящего на полу по стойке «смирно». А если работа ведется, например, в слесарной мастерской, то высота губок тисков должна быть на уровне руки, согнутой в локтевом суставе под углом 90°. Нагрузку на поясничный отдел для предупреждения преждевременного утомления мышц спины можно уменьшить, ставя каждые 15-20 мин. попеременно то одну, то другую ногу на небольшую подставку.
Для предупреждения нарушений осанки, остеохондроза и возникновения травм позвоночника обучающегося следует обучить обращению с грузом. При подъеме и переноске груза стоять нужно устойчиво, распределив вес на весь опорно-двигательный аппарат. Нельзя держать груз на вытянутых руках, наклонившись вперед. Поднимать груз следует с прямой спиной, избегая сгибания позвоночника, так как при этом нагрузка на межпозвоночные диски окажется неравномерной, их внутренний край подвергнется большему давлению и может произойти разрыв диска. Держать груз необходимо как можно ближе к телу, ноги согнуть, чтобы подъем осуществлять, используя силу ног.
Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, при котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.
Несомненно, что гармоничное развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки. Но вопрос о правильной осанке не может быть полностью решен только укреплением соответствующей мускулатуры. Не меньшее значение имеет еще и воспитание у подростков мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. То есть в процессе формирования правильной осанки задача состоит в освоении умения дифференцировать ощущения положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются проверенные опытом мероприятия:
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). студент становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой.
Когда обучающийся научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения: отведение ног, рук в стороны, поднимание на носки, приседания с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезно упражнения у плоскости сочетать с одновременным удерживанием предметов на голове.

Ношение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным удерживанием на голове различных предметов (кубики, подушечки, наполненные желудями, мелкой галькой, опилками, песком), установленных на темени ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умению напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, ползание на четвереньках, приседания, лазание по гимнастической стенке, не роняя при этом положенный на голову предмет.
Для выработки правильной осанки необходимо воспитывать координацию движений, суставно-мышечное чувство, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в удержании равновесия и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге с удержанием на спине медбола.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, укрепляют навыки правильного держания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Так, например, увеличенная поясничная кривизна при кругловогнутой спине во многом объясняется слабостью брюшного пресса.
С целью выработки правильной осанки проводятся такие подвижные игры, в которых студенты должны принимать заранее установленные позы. Формированию правильной осанки во многом способствуют систематические занятия физическими упражнениями и, конечно, спорт. При отклонениях в осанке, о которых мы говорили, полностью применимо физическое воспитание в колледже по государственной программе, а для студентов рекомендуются еще и занятия в спортивных секциях, спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, развивают ряд двигательных качеств (выносливость, силу, быстроту, координацию движений) и обладают высокой эмоциональностью. Эмоционально положительное состояние обучающихся является основным условием для полноценного физического и нервно-психического развития. Но при этом следует помнить, что в современном спорте при занятиях в спортивных школах применяются большие, иногда чрезмерные нагрузки, которые могут препятствовать формированию правильной осанки и, конечно же, совершенно не совместимы с задачами физического воспитания подростков, имеющими дефекты осанки. Поэтому разрешение на профессиональные занятия спортом может дать только врач после соответствующего обследования.
Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом уже нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить дефекты осанки, нанеся тем самым непоправимый вред здоровью обучающегося. Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения.
Занятия проводятся по особой программе и направлены на общее оздоровление и развитие студента, на выработку правильной осанки и укрепление мышц туловища. Принципы и методика занятий зависят, прежде всего от формы нарушения осанки.
Так, при кругловогнутой спине из-за увеличенного наклона таза увеличивается поясничная кривизна позвоночного столба (лордоз). В целях коррекции этой осанки нужно растянуть мышцы передней поверхности бедер и спины (в поясничном отделе), а также укрепить мышцы задней поверхности бедер и мышцы брюшного пресса. Для растягивания мышц передней поверхности бедер пользуются следующими специальными упражнениями:
Лежа на животе, согнуть ногу в колене и, захватив руками ступню, стараться прижать пятку к ягодице. Затем другой ногой. Потом сгибать обе ноги с помощью и без помощи рук.
Стоя на одной ноге, другую согнуть в колене и, захватив рукой ступню, прижать пятку к ягодице Ноги менять.
Стоя на одной ноге, мах другой назад и, согнув ее в колене, постараться коснуться пяткой ягодицы.
Стоя на коленях, руки на пояс. Наклоны туловища назад, сохраняя прямую линию от колена до головы.
Стоя у гимнастической стенки боком, придерживаясь за рейку мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.
6. Из виса на гимнастической стенке лицом к ней, не отрывая бедер от стенки, попеременно сгибать ноги (или одновременно двумя ногами) в коленях, стараясь приближать пятки к ягодицам.
Для растягивания мышц спины используют специальные упражнения:
Из основной стойки, упор присев, лбом коснуться коленей. Затем ноги разогнуть, не отрывая руки от пола.
Из основной стойки наклон вперед, стараясь лбом коснуться коленей. Затем ноги врозь - движение «дровосека».
Стоя спиной к гимнастической стенке (расстояние полшага), присесть, захватить руками нижнюю рейку и выпрямить ноги.
Сидя на полу - наклоны вперед, руки к носкам или до касания лбом коленей.
Из упора на коленях сесть на пятки, наклониться, стараясь плечами коснуться коленей.
Сидя на полу, захватить руками ступню (попеременно) ноги, согнуть ногу и подтянуть колено к плечу.
Ходьба в глубоком наклоне, захватив руками носки ног.
Стоя на левой ноге, правую согнуть и, захватив ступню левой рукой, коснуться коленом правого плеча. То же, но стоя на правой ноге. То же, но коснуться лба.
Для укрепления мышц задней поверхности бедер используют специальные упражнения:

Из упора на коленях попеременное поднимание ног назад (как можно выше). То же, но сгибая руки в локтях.
Лежа на полу (лицом вниз), попеременное поднимание ног назад (таз плотно прижат к полу). То же, но с одновременным подниманием ног. То же, но с различными положениями и движениями рук.
Лежа продольно на гимнастической скамейке лицом вниз, руки упираются в пол, на пятке набивной мяч с петлей. Попеременное поднимание ноги с мячом. То же, но с одновременным подниманием ног с двумя мячами.
4. Вис на гимнастической стенке (лицом к залу). Попеременное поднимание ног (колени не сгибать, таз прижат к стенке). То же, но с одновременным подниманием обеих ног.






Специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (исходное положение для всех упражнений - лежа на спине с прижатием поясницы к опоре):
Согнуть и разогнуть поочередно ноги в коленном и тазобедренном суставах - «велосипед».
Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опустить.
Руки за головой, поочередное приподнимание прямых ног.
Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги до угла 45° и медленно опустить их.
Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед-вверх, развести, соединить и медленно опустить.



Удерживая мяч между коленями, ноги согнуть, разогнуть их вперед до угла 45° и медленно опустить. То же, но удерживая мяч между лодыжками.
Скрещивание прямых ног - «ножницы».
Переход в положение сидя с махом рук. То же, но руки на поясе.
Ноги фиксируются у гимнастической стенки (скамейки) или удерживаются партнером - медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение.
Сидя верхом на гимнастической скамейке, отклониться назад до положения лежа, удерживаясь прямыми ногами, перейти в исходное положение.
Упражнения, направленные на укрепление той или иной группы мышц, лучше выполнять преимущественно в статическом режиме, так как это способствует увеличению силы и статической выносливости мышц. Для этого мышцы напрягают и удерживают их в таком состоянии 5-7 секунд, затем делают паузу отдыха в течение 8-10 секунд и вновь повторяют упражнение. Статические упражнения следует чередовать с динамическими, при которых мышцы напрягаются непродолжительно.
При плоской спине уменьшен угол таза. Поэтому надо стремиться укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер.
Для укрепления мышц спины используются специальные упражнения (исходное положение - лежа лицом вниз):
Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание. То же, но кисти рук переводить к плечам за голову.
Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация плавания брассом). То же, но руки в стороны, назад, в стороны, вверх.
Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. То же, но руки поочередно вверх -«бокс».
Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. То же, но с одновременным приподниманием и удерживанием до счета 3-5-8 обеих ног (не задерживать дыхание).
Отвести назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе и опустить.
Гимнастическая палка в руках. Поднимание палки вверх, опускание за голову, положив на лопатки.
Бросание (толкание) от груди медбола.

Для укрепления мышц передней поверхности бедер рекомендуются специальные упражнения:
Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением). То же, но поднимание обеих прямых ног с удержанием - «угол». То же, но поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.
Лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног (впоследствии с отягощением) То же, но с одновременным подниманием прямых ног.
Присев на корточки и держась за рейку гимнастической стенки или спинку стула, вставать на одной ноге, другую держать выпрямленной.
Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поднимание прямой ноги с подвешенным набивным мячом.
Вис, присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Партнер оказывает сопротивление, надавливая при этом на плечи исполняющего.
Следует подчеркнуть, что на занятиях гимнастикой при любой форме дефекта осанки специальные упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечные группы.
При дефекте осанки во фронтальной плоскости, т.е. при боковом искривлении, коррекционные мероприятия имеют свои особенности. Так, значительное место занимает разгрузка позвоночника, имеющая целью предупреждение перегрузки мышц, поддерживающих позвоночник. Другая задача состоит в том, чтобы восстановить и сохранить нормальную гибкость и подвижность позвоночника как в пострадавшем участке, так и во всем позвоночнике в целом. Еще одна важная задача - укрепление мышечно-связочного аппарата позвоночника и всех мышц туловища, создание так называемого «мышечного корсета». Далее воспитание рефлекса правильной осанки с периодическим подкреплением, о чем речь шла уже ранее. Все это осуществляется на фоне общего оздоровления и укрепления организма обучающегося (правильный режим, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, занятия показанными видами спорта), а также организации благоприятной внешней среды (одежда, мебель, рабочее место, освещенность, гигиенические условия труда и отдыха).

15