Промежуточная аттестация по биологии для 10 класса.

Промежуточная аттестация по биологии в 10 классе. 1 Вариант
Базовый уровень. Инструкция для обучающихся.
Тест состоит из трёх заданий. На его выполнение отводится 80 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого, сначала из 1 группы А (на 1 балл), затем из2 группы В (на 2 балла) и 3 группы С (на 3 балла). Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.
Часть А.
1.Элементарной единицей эволюционного процесса является: а. Особь б. Вид
в. Подвид г. Популяция
2.Основоположником науки систематики является: а.Ч.Дарвин б. Ж.Б.Ламарк
в. К.Линней г. М.Ломоносов
3.Примером действия движущей формы естественного отбора является:
а. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах
б. Сходство в строении глаза млекопитающих
в. Выведение нового сорта пшеницы в новых условиях.
г. Гибель длиннокрылых и короткокрылых птиц во время бурь
4.Особи двух популяций одного вида:
а. Могут скрещиваться и давать плодовитое потомство
б. Могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают
в. Не могут скрещиваться г. Могут скрещиваться с особями других видов
5.Примером покровительственной окраски является:
а. Сходство форм и окраски тела с окружающими предметами
б. Подражание менее защищенного вида более защищенному
в. Чередование светлых и темных полос на теле г. Окраска осы
6.Ароморфозом можно считать следующие «приобретения»:
а. Утрата шерстного покрова слонами
б. Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше
в. Удлинение конечностей лошади г. Покровительственную окраску
7.Суть гипотезы А.И. Опарина заключается:
а. В признании абиогенного синтеза органических соединений
б. В отрицании абиогенного синтеза органических соединений
в. В утверждении, что жизнь была привнесена извне
г. В утверждении, что жизнь существовала вечно
8.Важнейшим событием архея следует считать:
а. Накопление в атмосфере кислорода б. Появление коацерватов
в. Образование первых органических соединений г .Выход животных на сушу
9.Необходимым условием для жизни растений на суше было:
а. Наличие кислорода в атмосфере б. Наличие почвы в. Наличие хлорофилла
г. Наличие «озонового экрана»
10.Одной из причин, по которой сейчас не возникают новые виды человека является:
а. Отсутствие репродуктивной изоляции между расами
б. Сходство генотипов всех людей в. Принадлежность рас к разным видам
г. Увеличение скорости передвижения
11.От собирательства съедобных растений к их выращиванию человек перешел на стадии: а. Человека умелого б. Питекантропа в. Неандертальца г. Кроманьонца
12.Человек появился на Земле: а. В архейскую эру б. В палеозойскую эру в. В мезозойскую г. В кайнозойскую
13.Организмы, как правило приспосабливаются:
а. К нескольким, наиболее важным экологическим факторам
б. К одному, наиболее существенному фактору
в. Ко всему комплексу экологических факторов г. Верны все ответы
14.Причиной огромного увеличения численности кроликов в Австралии стало:
а. Изобилие пищи б. Отсутствие врагов
в. Сознательный отбор кроликов человеком
г. Благоприятные климатические условия
15.Энергия солнца используется: а. Только продуцентами б. Только редуцентами и консументами в. Всеми участниками биоценоза, кроме редуцентов г. Всеми участниками биоценоза
16.Наилучшим способом участия отдельного человека в сохранении биосферы является: а. Отказ от езды на автомобиле б. Участие в разработке законов по охране природы в. Сокращение потребления мясной пищи г. Отказ от браконьерства
17.Выбрать правильно составленную пищевую цепь:
а. Клевер----ястреб----шмель----мышь
б. Клевер---шмель-----мышь-----ястреб
в. Шмель---мышь----ястреб----клевер
г. Ястреб----мышь----шмель---клевер
ЧастьВ.
В.1. Выбрать основные факторы среды, от которой зависит процветание организмов в океане:
а. Доступность воды
б. Количество осадков
в. Прозрачность среды
г. рН среды
д. Соленость среды
е. Скорость испарения воды
ж. Концентрация в среде углекислого газа
В.2.При выполнении задания установите соответствие примеров приспособлений с их характером. Объедините их правильно в таблицу:
а. Окраска шерсти белого медведя
б. Окраска жирафа
в. Окраска шмеля
г. Форма тела палочника
д. Окраска божьей коровки
е. Черные и оранжевые пятна гусениц
ж. Строение цветка орхидеи
з. Внешнее сходство некоторых мух с осами
Покровительственная окраска
Маскировка
Мимикрия
Угрожающая окраска






В3.Установите соответствие между примером доказательств эволюции и их видом.

 ПРИМЕРЫ   ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ
А)  усы таракана и рыбы сома 1)  гомологичные органы
Б)  чешуя ящерицы и перо птицы 2)  аналогичные органы
В)  глаза осьминога и собаки
Г)  зубы акулы и кошки
Д)  нос обезьяны и хобот слона
Е)  когти кошки и ногти обезьяны
В4. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.
ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА
А) тело покрыто мантией 1) морфологический
Б) раковина имеет две створки 2) экологический
В) обитает в пресных водоемах
Г) кровеносная система незамкнутая
Д) питается водными микроорганизмами
Е) личинка развивается в воде









ЧастьС.
С1. Дать полный развернутый ответ на вопрос.
Почему естественный отбор, а не наследственная изменчивость, считается главным направляющим фактором эволюции?

С2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

С3. Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкийхарактер, чем внутривидовая?
2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?
3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?
КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ
  Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.
  Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
  Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
  Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
  Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врйменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
  Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
  Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.






Промежуточная аттестация по биологии в 10 классе. 2 вариант
Базовый уровень. Инструкция для обучающихся.
Тест состоит из трёх заданий. На его выполнение отводится 80 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого, сначала из 1 группы А (на 1 балл), затем из2 группы В (на 2 балла) и 3 группы С (на 3 балла). Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.
Часть А.
1.Материалом для эволюционных процессов служит:
а. Генетическое разнообразие популяций б. Вид в. Благоприятные признаки
г. Бесполезные или вредные признаки
2.Сколько видов растений представлено в данном списке( одуванчик лекарственный, клевер, подорожник средний, мята клубненосная): а. 1 б. 2 в. 3 г. 4
3.Естественный отбор сохраняет признаки организмов: а. Полезные для человека
б. Вредные для человека в. Вредные для вида г. Полезные и нейтральные для вида
4.Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является: а. Внешнее отличие групп друг от друга б. Внутренние отличия групп друг от друга
в. Изоляция групп друг от друга г. Все перечисленные выше причины
5.Подражание менее защищенного вида более защищенному называется: а. Маскировка б. Мимикрия в. Покровительственной окраской г. Предупреждающей окраской
6.Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем: а. Ароморфоза б. Дегенерации в. Идиоадаптации г. Катагенеза
7.Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать: а. Появление аминокислот б. Появление углеводов в. Появление нуклеиновых кислот г. Появление липидов
8.Эра, в течение которой возникла жизнь, называется: а. Ранний протерозой б. Архей в. Палеозой г. Мезозой
9.Мезозойскую эру составляют периоды: а. Девон, силур, кембрий б. Триас, юра, мел в. Палеоген, неоген, антропоген г. Девон, неоген, мел
10.Одним из признаков, доказывающих факт существования эволюционных процессов в человеческом обществе является: а. Частые наследственные заболевания у “малых “народов б. Рождение мулатов в. Изменения в лексике, развитие науки , культуры г. Все перечисленные выше признаки
11.Переход от человекообразных обезьян к человеку совершился путем: а. Ароморфозов б. Идиоадаптации в. Дегенерации г. Катагенеза
12.Основной причиной формирования разных рас стали: а. Генетическая изоляция б. Экологическая изоляция в. Географическая изоляция г. Репродуктивная изоляция
13.Ограничивающим фактором можно считать:
а.Фактор, больше всего отклоняющийся от оптимальных значений
б.Фактор, наиболее приблеженный по значению к оптимальному
в. Фактор, не выходящий за пределы оптимального
г. Фактор, менее всего отклоняющийся от оптимума
14.Одним из важнейших результатов взаимоотношений между организмами является: а. Регуляция численности организмов б. Эволюционный прогресс видов
в. Возникновение генетического разнообразия организмов г. Нет верного ответа
15.Агросистема сходна с экосистемой в том, что в ней также: а. Отсутствуют цепи питания б. Происходит круговорот веществ в. Большую роль играет человек
г. Нет организмов-разрушителей
16.На каждом последующем уровне пищевой цепи утрачивается: а. 1% энергии
б. 10% энергии в. 30% энергии г. 50% энергии
17.Считают, что “ парниковый эффект” обусловлен увеличением в атмосфере:
а. Сероводорода б. Углекислого газа в. Диоксида серы г. Озона






Часть В.
В.1. Выбрать признаки, характерные только для агроценоза:

а. Единственным источником энергии является солнце
б. Все химические элементы возвращаются в почву
в. Поглащенная энергия рассеивается в виде тепла
г. Часть энергии и веществ извлекаются из круговорота человеком
д. Действует только естественный отбор
е. Действуют есиественный и искусственный отборы
ж. Используются дополнительные источники энергии
з. Действие природных факторов не контролируется
и. Гибнет при отсутствии контроля со стороны человека
к. Гибнет при неразумном вмешательстве человека
В.2.Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические. Объедините их правильно в таблицу:
а. Химический состав воды
б. Разнообразие планктона
в. Влажность, to почвы
г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых
д. Скорость течения воды
е. Засоленность почвы
ж. Разнообразие растений
з. Химический состав воздуха
и. Наличие в воздухе бактерий

Абиотические факторы
Биотические факторы





В3. Установите соответствие между признаком серой крысы и критерием вида, для которого он характерен.
ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА
А) живёт обычно в постройках человека 1) физиологический
Б) характерно раннее половое созревание 2) экологический
В) в южных районах может селиться по берегам рек и других водоёмов
Г) питается разнообразной пищей
Д) за год самка приносит 1–3 приплода
В4. Для генетического критерия вида характерны следующие особенности:
1) определённый набор хромосом в половых клетках
2) совокупность внешних и внутренних признаков организма
3) последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК
4) заселение определённой географической зоны
5) принадлежность к определённой популяции
6) определённый набор генов

Часть С. (Повышенный уровень)

С1. Дать полный развернутый ответ на вопрос.
Популяции песцов, обитающие на Анадыре и Аляске, разделены проливом шириной в 120 км. Можно ли получить от представителей этих популяций плодовитое потомство, если препятствие будет устранено?
С2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.


С3. Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
2) Как паразит влияет на организм хозяина?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ
  Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
  Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
  Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
  Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
  Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
  Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
  Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

















Ответы

Вариант 1

№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

ответы
г
б
а
а
в
б
а
а
б
а
г
г
в
б
г
б
б

ЧастьВ.
В 1:В, Г, Д, Ж
В 2:

Покровительственная окраска
Маскировка
Мимикрия
Угрожающая окраска

а, б
г
ж, з
в, д, е

В3:А2Б1В1Г1Д2Е1
В4: А1Б1В2Г1Д1Е2
Часть С
С1.Наследственная изменчивость создает генетическую неоднородность внутри вида,действие мутаций и полового процесса ненаправленно.Т.е. наследственная изменчивость лишь поставляет материал для отбора.Эволюция же-процесс направленный, связанный с выработкой приспособлений по мере прогрессивного усложнения строения и функций животных и растений.Существует лишь один направленный эволюционный фактор-естественный отбор.Движущий отбор преобразует виды( способствует сдвигу среднего значения признака при изменении условий среды).Стабилизирующий отбор закрепляет полезные формы, предохраняет сложившийся генотип от разрушающего мутационного процесса в относительно постоянных условиях среды.
С2.1и 5.
С3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Межвидовая конкуренция часто носит более мягкий характер, чем внутривидовая, так как у особей разных видов могут быть схожие потребности, а не одинаковые (как у особей одного вида).
2) В кооперации организмы создают временные объединения для достижения своих целей, а в симбиозе  постоянные.
3) Положительное: деревья получают от шляпочных грибов минеральные вещества, усиливается всасывание воды из почвы.
Вариант 2.

№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

ответы
а
в
г
в
б
в
в
б
б
а
б
в
а
а
б
б
б

ЧастьВ.
В 1:Г,Е, Ж,И
В 2:
Абиотические факторы
Биотические факторы

а, в ,д , е, з
б, г, ж, и

В3: А2Б1В2Г1Д1
В4: 1 3 6
ЧастьС.
С1.Можно, т. к. речь идет об особях одного вида.
С2.3 и 5.
С3.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) В отношениях паразит хозяин один из организмов (паразит) получает выгоду, а другой (хозяин) испытывает отрицательное воздействие. В случае с тараканами оба вида наносят друг другу вред.
2) Отрицательно.
3) Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев и тем самым обеспечивают действие естественного отбора в природе.

Критерии оценивания:
32-34оценка «5», 22-31 оценка «4», 15-21 оценка «3», 14 и ниже оценка «2».



Контрольный лист. Вариант 1.
Образовательное учреждение____________________________________________________________

(Фамилия, имя, класс)__________________________________________________________________

Часть А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17



















Часть В1
1
2
3
4






Часть В2
Покровительственная окраска
Маскировка
Мимикрия
Угрожающая окраска







ЧастьС1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольный лист. Вариант 2
Образовательное учреждение____________________________________________________________

(Фамилия, имя, класс)__________________________________________________________________

Часть А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17



















Часть В1
1
2
3
4
5







Часть В2
Абиотические факторы
Биотические факторы





ЧастьС1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Пояснительная записка к итоговой работе по биологии
для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса.
Преподавание биологии в 10 классе осуществляется по программе И.Н.Пономарёвой «Биология. 10 класс», составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.
Цель тестовой работы: является оценка качества образовательной подготовки обучающихся 10 классов. Тестовые материалы направлены на проверку усвоения обучающимися важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности.
Тестовый материал состоит из двух частей. Первая часть базовый уровень состоит из 17 заданий А части по 1 баллу за каждое задание и 4 задания В части по 2 балла. Общее количество баллов базового уровня 25.
Вторая часть повышенный уровень.. В заданиях С части: дать полный развёрнутый ответ, найти ошибки в тексте и объяснить их, прочитать текст и выбрать нужных 3 ответа. (по 3 балла) за каждое задание, ( 9 баллов).
Общее количество баллов, которое может набрать обучающийся 34.
На выполнение теста отводится 80 минут, без учёта подготовительного этапа, отведённого на инструкцию.
В данной работе отражены следующие темы: «Взаимосвязи между организмами», «Популяционно-видовой уровень», «Экологические факторы», «Эволюционизм», «Адаптации организмов», «Искусственные и естественные биоценозы».


Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 815