промежуточная аттестация для 6 класса по биологии

Вопросы к промежуточному экзамену по биологии 6 класс
Часть А Биология как наука
1.Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?
1) экология 2) систематика 3) биология 4) ботаникА
2. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
1) генетика 2) цитология 3) селекция 4) фенология
3. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология 2) микология 3) бактериология 4) гистология
4.  Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека и
животных, изучает наука
морфология 2) физиология 3) анатомия 4) этология
5. Строение организма и его органов изучает наука
1) физиология 2) анатомия 3) генетика 4) цитология.
6. Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука
1) физиология растений 2) экология растений 3) палеонтология 4) селекция
7. Наука о многообразии живых организмов и распределении их по родственным группам
1) генетика 2) селекция 3) систематика 4) эмбриология
8. Ископаемые останки организмов изучает
1) эмбриология 2) биогеография 3) палеонтология 4) сравнительная анатомия
9. При изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть
1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи 2) оболочку, цитоплазму, ядро 3) рибосомы и митохондрии 4) эндоплазматическую сеть и лизосомы
10. Какая наука изучает внутривидовые взаимоотношения организмов?
1) систематика 2) экология 3) селекция 4) морфология

Методы научного познания
1. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод
1) светового микроскопирования 2) электронного микроскопирования 3) центрифугирования 4) культуры тканей
2. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода
1) экспериментального 2) наблюдения 3) проведения опытов 4) палеонтологического
3. Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?
1) рибосомы 2) ядра 3) хлоропласты 4) вакуоли
4. Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на доклеточном уровне организации живого.
1) анатомия 2) экология 3) молекулярная биология 4) эмбриология
5. Научный метод, позволяющий изучать явления природы в искусственно созданных условиях, называется
1) наблюдением 2) экспериментом 3) клонированием 4) микроскопированием

6. Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции
1) организма растений 2) органов животных 3) органоидов клетки 4) систем органов


Признаки живой природы
1. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических 2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ 3) активное передвижение в пространстве 4) дыхание, питание, размножение
2. Главный признак живого
1) движение 2) увеличение массы 3) обмен веществ 4) распад на молекулы
3. Обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение - это основные признаки
1) популяции 2) организма 3) вида 4) биогеоценоза
4. Клеточное строение важный признак живого характерен для
1) бактериофагов 2) вирусов 3) кристаллов 4) бактерий
5. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды 2) участвовать в круговороте веществ 3) воспроизводить себе подобных 4) изменять размеры объекта под воздействием среды
6. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением 2) эволюцией 3) раздражимостью 4) нормой реакции
7. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется
1) гомеостаз 2) обмен веществ 3) развитие 4) раздражимость.
8. Одним из главных признаков живого является
1) увеличение размеров 2) изменение под влиянием условий среды 3) обмен веществ 4) движение молекул
Уровни организации живой природы

1. Зеленая эвглена, совмещающая признаки растений и животных, - пример уровня организации
1) популяционно-видового 2) организменного 3) биогеоценотического 4) молекулярного
2. Амеба обыкновенная представляет собой как клеточный уровень организации жизни, так и
1) молекулярный 2) организменный 3) видовой 4) биоценотический
3. Стая волков в тайге представляет собой уровень жизни
1) биосферный 2) популяционно-видовой 3) организменный 4) биоценотический
4. Движение цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном.
5. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном.
6. Миграция северных оленей наблюдается на уровне организации жизни
1) организменном 2) биосферном 3) экосистемном 4) популяционно-видовом.
7. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном
8. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном..
9. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном.
10. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого
1) организменном 2) тканевом 3) молекулярном 4) популяционном
11. Митоз – это проявление жизни на уровне организации жизни
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном..
12. Круговорот веществ и превращение энергии на Земле происходит на уровне организации живого
1) биосферном 2) организменном 3) клеточном 4) популяционно-видовом

Клетка как биологическая система
1.Мельчайшая целостная структура живого, способная к самовоспроизведению и развитию, - это
1) ядро 2) клетка 3) ткань 4) орган
2. Клетки организмов всех царств живой природы имеют
1) ядро 2) цитоплазму 3) митохондрии 4) хлоропласты
3. Большинство бактерий относится к группе организмов
1) производителей органических веществ 2) симбиотических 3) хемотрофов 4) разрушителей органических веществ
4. Все функции целого организма выполняет клетка
1) инфузории-туфельки 2) пресноводной гидры 3) печени человека 4) листа березы
5. В клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме и не отделено от нее оболочкой
1) низших растений 2) бактерий и сине-зеленых 3) одноклеточных животных 4) плесневых грибов и дрожжей
6. В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных
1) бактерий-сапротрофов 2) одноклеточных 3) простейших 4) растений
7.  Целостность организмов животных и растений обеспечивается
1) их клеточным строением 2) разнообразием тканей 3) наличием органов и систем органов 4) взаимосвязями клеток, тканей, органов, систем органов
8. Клетка одноклеточного животного
1) не имеет эндоплазматической сети 2) создает органические вещества из неорганических 3) имеет вакуоли с клеточным соком 4) выполняет все функции живого организма
Строение клетки
1. Какова роль цитоплазмы в растительной клетке
1) защищает содержимое клетки от неблагоприятных условий 2) обеспечивает избирательную проницаемость веществ 3) осуществляет связь между ядром и органоидами 4) обеспечивает поступление в клетку веществ из окружающей среды
2. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию
1) транспорта веществ 2) внутренней среды 3) фотосинтеза 4) осуществления связи между ядром и органоидами
3. Система плоских цистерн с отходящими от них трубочками, заканчивающимися пузырьками, - это
1) ядро 2) митохондрия 3) клеточный центр 4) комплекс Гольджи
4.  Главным компонентом ядра являются
1) рибосомы 2) хромосомы 3) митохондрии 4) хлоропласты
5. В какой части клетки располагаются органоиды и ядро
1) в вакуолях 2) в цитоплазме 3) в эндоплазматической сети 4) в комплексе Гольджи
6. Большую часть зрелой растительной клетки занимают
1) вакуоли 2) рибосомы 3) хлоропласты 4) митохондрии
7. Какие органоиды клетки содержат молекулы хлорофилла
1) рибосомы 2) пластиды 3) митохондрии 4) комплекс Гольджи
8. Органические вещества в клетке перемещаются к органоидам по
1) системе вакуолей 2) лизосомам 3) эндоплазматической сети 4) митохондриям
9. Лизосомы в клетке образуются в
1) эндоплазматической сети 2) митохондриях 3) клеточном центре 4) комплексе Гольджи
10. Плазматическая мембрана животной клетки в отличие от клеточной стенки растений
1) состоит из клетчатки 2) состоит из белков и липидов 3) прочная, неэластичная 4) проницаема для всех веществ
11. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
1) хлоропластов 2) плазматической мембраны 3) оболочки из клетчатки 4) вакуолей с клеточным соком
12. Клетки растений в отличие от клеток животных содержат
1) ядро 2) митохондрии 3) хлоропласты 4) эндоплазматическую сеть
13. Как животные, так и растительные клетки имеют
1) ядро 2) вакуоли с клеточным соком 3) хлоропласты 4) оболочку из клетчатКи
14. Клетки животных, в отличие от клеток растений, не имеют
1) клеточной мембраны и цитоплазмы 2) митохондрий и рибосом 3) оформленного ядра и ядрышка 4) пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки
15. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из
1) клетчатки 2) хитиноподобного вещества 3) сократительных белков 4) липидов
16. Процесс поглощения клеткой жидкости это
1) фагоцитоз 2) цитокинез 3) пиноцитоз 4) автоЛиз
Химический состав клетки

1.Вода, играющая большую роль в поступлении веществ в клетку и удалении из нее отработанных продуктов, выполняет функцию
1) растворителя 2) строительную 3) каталитическую 4) защитную
2. Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая
1) образует веретено деления 2) образует глобулы белка 3) растворяет жиры 4) придает клетке упругость
3.
Деление клеток
1. Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки?
1) 1 2) 2 3) 4 4) 8
2. Основу роста любого многоклеточного организма составляет
1) содержание в клетках витаминов 2) взаимосвязь клеток 3) наличие в клетках ферментов 4) деление клеток
3.
Многообразие организмов
1. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться, относятся к царству
1) растений 2) животных 3) грибов 4) бактерий
2. Для животных, в отличие от растений, характерно
1) клеточное строение 2) гетеротрофное питание 3) бесполое и половое размножение 4) дыхание кислородом воздуха
3. К эукариотам относится
1) кишечная палочка 2) амеба 3) холерный вибрион 4) стрептококк
4. К прокариотам относятся
1) вирусы и бактериофаг 2) бактерии и синезеленые 3) водоросли и простейшие 4) грибы и лишайниКи
5. Организмы, клетки которых имеют хлоропласты, относят к царству
1) животных 2) растений 3) грибов 4) бактерий
5. Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству
1) животных 2) растений 3) бактерий 4) грибов
6. Какой организм относят к царству бактерий
1) малярийного паразита 2) хлореллу 3) кишечную палочку 4) инфузорию-туфельку
7. Какая группа бактерий живет в содружестве с другими организмами
1) паразиты 2) симбионты 3) консументы 4) продуценты

Онтогенез-идивидуальное развитие
1. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют
1) эмбриогенезом 2) филогенезом 3) онтогенезом 4) ароморфозом
2. Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности - это
1) филогенез 2) онтогенез 3) партеногенез 4) эмбриогенез
3. Стадия заростка в онтогенезе характерна для
1) моховидных 2) лишайников 3) папоротниковидных 4) водорослей
4. Какой тип развития характерен для животных, потомство которых сходно со взрослыми особями, но имеет небольшие размеры и иные пропорции тела
1) эмбриональное 2) непрямое 3) с метаморфозом 4) прямое
5. Как называется период развития цыпленка в яйце
1) эмбриональный 2) постэмбриональный 3) эволюционный 4) онтогенетический
6. У кузнечика развитие
1) непрямое 2) с куколкой 3) прямое 4) с полным превращением
7. У насекомых с полным превращением
1) личинка похожа на взрослое насекомое 2) за стадией личинки следует стадия куколки 3) во взрослое насекомое превращается личинка 4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей
8. Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи
1) яйцо 2) взрослый организм 3) личинка 4) куколкА
9. Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца
1) личинка, взрослая особь, куколка 2) куколка, личинка, взрослая особь 3) личинка, куколка, взрослая особь 4) куколка, взрослая особь, личинка
10. Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для
1) паука-крестовика 2) майского жука 3) рыжего таракана 4) зеленого кузнечика
11. Определите тип индивидуального развития кошек, учитывая, что у них родятся котята, похожие на родителей
1) зародышевое развитие 2) послезародышевое развитие 3) прямое развитие 4) развитие с превращением
12. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития
1) яйцо --> личинка --> куколка --> взрослое насекомое 2) яйцо --> куколка --> личинка --> взрослое насекомое 3) взрослое насекомое --> яйцо --> личинка 4) взрослое насекомое --> личинка --> куколка --> яйцо
13. Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих?
1) полное превращение 2) прямое 3) непрямое 4) неполное превращение
14. У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия
1) личинки 2) яйца 3) зиготы 4) куколКи
Вегетативные органы растений
1. Клубень и луковица - это
1) органы почвенного питания 2) видоизменённые побеги 3) генеративные органы 4) зачаточные побеги
2. Всасывающая зона корня состоит из клеток
1) эпидермиса 2) корневого чехлика 3) корневых волосков 4) сосудистых
3. К вегетативным органам растений относится
1) цветок 2) плод 3) стебель 4) семя
4. Почки, развивающиеся на листьях и корнях растения,
1) верхушечные 2) пазушные 3) боковые 4) придаточные
5. Какой орган отсутствует у мха
1) Стебель 2) Лист 3) Корень 4) КоробочкА
6. Видоизмененный подземный побег с укороченным стеблем-донцем и мясистыми листьями с запасными питательными веществами - это
1) корнеклубень 2) корневище 3) луковица 4) корнеплод
7. Подземный побег отличается от корня наличием у него
1) почек 2) зоны роста 3) сосудов 4) коры
8. Камбий древесного растения
1) обеспечивает рост стебля в длину 2) способствует росту стебля в толщину 3) защищает стебель от повреждений 4) придаёт стеблю прочность и упругость
9. Морковь – это
1) орган почвенного питания 2) видоизменённый побег 3) видоизмененный корень 4) подземный побег
10. Колючки кактуса – это
1) орган почвенного питания 2) видоизменённый побег 3) видоизмененный корень 4) видоизмененный лист
11. Усики гороха – это
1) видоизмененный лист 2) видоизменённый побег 3) видоизмененный корень 4) видоизмененный стебель
12. Корневища – это
1) орган почвенного питания 2) видоизменённый побег 3) видоизмененный корень 4) часть корня
13. Корнеплоды моркови выполняют функцию:
1) образования органических веществ из неорганических; 2) отложения в запас питательных веществ; 3) поглощения воды и минеральных веществ; 4) размножения растения
14. Лист - это орган, в котором происходит:
1) образование на свету органических веществ из неорганических; 2) поглощение углекислого газа и выделение кислорода; 3) передвижение воды и минеральных веществ; 4) все вышеперечисленное.
15. Корень – это
1) видоизмененный побег 2) зачаточное растение 3) подземный орган растения 4) часть побега
16. Корни одного растения называют корневой системой потому, что
1) у растения много корней 2) все корни растения связаны общей функцией 3) у корней разные названия 4) все корни отрастают от одного
17. Как называются корни, отрастающие от стебля?
1) воздушными 2) главными 3) придаточными 4) боковыми
18. Как называются корни, отрастающие от главного корня?
1) боковые 2) воздушные 3) придаточные 4) дыхательные
19. Мочковатой называют такую корневую систему, у которой
1) главный корень не отличается от многочисленных придаточных 2) главный корень сильно развит и похож на стержень 3) от главного корня отходят боковые корни 4) главный корень развивается из корешка зародыша
20. На луковице тюльпана образуются
1) стержневые корни 2) придаточные корни 3) боковые корни 4) все виды корней
21. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни
1) боковые 2) придаточные 3) воздушные 4) главные
22. Мочковатую корневую систему имеет
1) пшеница 2) редис 3) капуста 4) томаты
23. Сосуды корня расположены в зоне
1) всасывания 2) проведения 3) роста 4) деления
24. Зона деления корня образована тканью
1) покровной 2) проводящей 3) образовательной 4) основной
25. Корневые волоски располагаются в зоне
1) всасывания 2) проведения 3) роста 4) деления
26.  Рост корня в длину происходит благодаря ткани
1) покровной 2) проводящей 3) образовательной 4) основной
27. В зоне проведения происходит
1) поглощение воды 2) деление клеток 3) передвижение воды и минеральных веществ 4) рост корня в длину
28. Корневой чехлик образуется из клеток зоны
1) всасывания 2) деления 3) проведения 4) роста
29. Корневой чехлик
1) обеспечивает передвижение веществ по растению 2) выполняет защитную функцию 3) придаёт корням прочность 4) участвует в делении клетки
30. Прочность и упругость корню обеспечивает ткань
1) покровная 2) основная 3) проводящая 4) механическая
31. Корневой волосок – это
1) часть корня, состоящая из одного ряда клеток 2) небольшие боковые корешки 3) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ 4) группа клеток, поглощающих воду и минеральные соли
32. Корневые волоски обеспечивают
1) защиту корня от соприкосновения с почвой 2) рост корня в длину 3) рост корня в толщину 4) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей
33. Сосуды, проводящие воду и минеральные соли, проходят через
1) кору корня 2) кору и центральную часть 3) центральную часть корня 4) между корой и центральной частью
34. Видоизменением корня является
1) корнеплод моркови 2) корневище ландыша 3) клубень картофеля 4) луковица тюльпана
35. Видоизмененные корни служат для
1) запасания питательных веществ 2) воздушного питания 3) запасания воды 4) все перечисленНое
36. Рост стебля липы в толщину обеспечивает деление клеток
1) камбия 2) луба 3) коры 4) сердцевины
37. Побегом является
1) корнеплод моркови 2) клубень картофеля 3) коробочка мака 4) стручок фасоли
38. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток
1) ситовидные трубки 2) волокна 3) сосуды 4) клетки камбия
39. Побег вегетативный орган, образованный
1) стеблем с листьями и почками 2) верхушкой стебля 3) междоузлиями и узлами 4) зачаточными листьями
40. У какого из растений видоизменённый побег представлен луковицей?
1) чеснок 2) картофель 3) репа 4) томат
41. Ткани растений, клетки которых длительное время сохраняют способность к делению, относят к
1) образовательным 2) основным 3) покровным 4) проводящим
42. Найдите верное описание корневого волоска.
1) часть корня, защищенная корневым чехликом 2) молодой кончик корня, состоящий из одинаковых клеток 3) молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой 4) часть корня, в которой находятся сосуды
43. Девочке предложили отличить луковицу от побегов сирени, липы. На какой признак, присущий только луковице, она должна была указать?
1) наличие укороченного стебля донца с мясистыми листьями 2) наличие почек, из которых развивается вегетативный побег 3) отсутствие корней 4) содержание органических веществ в клетках
44. В корнях растений отсутствует ткань
1) покровная 2) фотосинтезирующая 3) проводящая 4) образовательная
Генеративные органы растения
1. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав
1) споры 2) семени 3) почки 4) заростка
2. Сухие многосеменные плоды - это
1) крылатка, зерновка 2) коробочка, боб 3) семянка, орешек 4) костянка, ягода
3. Семена голосеменных и покрытосеменных образуются из
1) семязачатков 2) завязи пестика 3) околоплодника 4) пыльцевых зерен
4. По какому признаку можно отличить плод яблоко от луковицы
1) по запасу органических веществ 2) по наличию клеточного сока 3) по наличию семян 4) по строению клеток
5. Сочный многосемянной плод - это
1) костянка 2) коробочка 3) ягода 4) стручок
6. Пыльца цветковых растений формируется в
1) семязачатке 2) рыльце пестика 3) тычинках 4) завязи пестика
7. Плод покрытосеменных образуется из
1) семязачатков 2) завязи пестика 3) околоплодника 4) пыльцевых зёрен
8. Семя, в отличие от споры, представляет собой
1) видоизменённый зачаточный побег 2) зародыш с запасом питательных веществ 3) сформировавшийся одноклеточный зародыш 4) генеративную почку
Физиология растений
1. О чём свидетельствуют связи между процессами жизнедеятельности в растительном организме
1) о клеточном строении растительного организма 2) о связи растения со средой обитания 3) о родстве всех растений 4) о целостности растительного организмА
2. Рост растений происходит благодаря деятельности ткани
1) покровной 2) механической 3) образовательной 4) фотосинтезирующей
3. Чтобы доказать, что семенам для прорастания необходимо тепло, следует:
1) один стакан с сухими семенами поставить в теплое место, а второй - в холодное; 2) один стакан с влажными семенами поставить в теплое место, а другой – в холодное; 3) оба стакана с сухими семенами поставить в теплое место; 4) оба стакана с влажными семенами поставить в теплое место
4. Какую из перечисленных функций корни не выполняют
1) закрепление растений в почве 2) всасывание воды и минеральных солей из почвы 3) запасание питательных веществ 4) образование питательных веществ в процессе фотосинтеза
5.  В процессе дыхания корни, как и другие органы растения
1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ 2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород 3) поглощают воду и выделяют кислород 4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ
6. На заболоченной почве культурные растения плохо растут, так как в ней мало
1) минеральных веществ 2) воздуха 3) органических веществ 4) влаги
7. Весной культурные растения подкармливают азотными удобрениями. Это необходимо для
1) уничтожения вредителей 2) роста растений 3) защиты растений от болезней 4) для размножения растений
8. Свойство органов растений изгибаться под влиянием силы земного притяжения называют
1) гидротропизмом 2) фототропизмом 3) геотропизмом 4) хемотропизмом
9. Процесс дыхания у растений происходит
1) в специальных органах 2) во всех живых клетках 3) только в клетках с хлоропластами 4) только в молодых клетках
10. Растения могут жить в пустыне благодаря
1) глубокому расположению корневой системы 2) крупным перистым листьям 3) ярким цветкам 4) самораскрывающимся односемянным плодам
11. Приспособлением к уменьшению испарения воды хвойными растениями служат
1) продолжительность жизни хвои в течение нескольких лет 2) сохранение листьев-хвоинок зелёными у большинства хвойных круглый год 3) ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок 4) быстрое передвижение воды по сосудам проводящей ткани
12. Затопление ранней весной полей пшеницы талыми водами иногда приводит к гибели всходов, так как при этом нарушается процесс
1) фотосинтеза из-за недостатка кислорода 2) дыхания из-за недостатка кислорода 3) поглощения воды из почвы 4) испарения воды
13. Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют
1) генеративным 2) почкованием 3) вегетативным 4) семенным
14. Растения в процессе дыхания
1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ 2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ 3) накапливают энергию в образующихся органических веществах 4) синтезируют органические вещества из неорганических
15. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром
1) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу 2) цветут весной, до распускания листьев 3) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки 4) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы
16. Для получения высокого урожая картофеля его следует несколько раз в течение лета окучивать для
1) ускорения созревания плодов 2) сокращения численности вредителей 3) развития придаточных корней и столонов 4) улучшения питания корней органическими веществами
17. Какая функция отсутствует у листьев растений
1) образование органических веществ из неорганических 2) испарение воды 3) поглощение воды и минеральных солей 4) поглощение кислорода и углекислого газа
18. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
1) удобрять солями калия 2) рыхлить до полива и во время полива 3) удобрять азотными солями 4) рыхлить после полива
19. В процессе жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
1) поглощают из воздуха 2) всасывают из почвы 3) получают от других организмов 4) создают сами в процессе фотосинтеза
20. Почему во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчелами
1) они способствуют переносу спор растений 2) они уничтожают других насекомых - вредителей сада 3) пчелы опыляют цветки плодовых растений 4) человек получает от них прополис и мед
21.  Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
1) образованием большого количества пыльцы 2) удлинением тычиночных нитей 3) ранневесенним цветением 4) наличием в цветках нектара, яркого венчикА
22. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
1) улучшению минерального питания растений 2) повышению интенсивности фотосинтеза 3) экономному расходованию воды 4) улавливанию солнечного света
23. Почему кактусы выживают в условиях пустыни
1) у них приостанавливается фотосинтез 2) их корни глубоко уходят в почву 3) запасают воду в видоизменённых стеблях 4) у них интенсивное дыхание
24. Поступление воды в растительную клетку происходит в процессе
1) осмоса 2) фагоцитоза 3) пиноцитоза 4) активного транспорта
25.  Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от
1) корневого давления и испарения воды листьями 2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам 3) скорости роста и развития растения 4) процесса деления и роста клеток корня
26. Почему окучивание способствует повышению урожая картофеля?
1) усиливается образование придаточных корней и столонов 2) снижает загрязнение окружающей среды мутагенами 3) уменьшается вероятность заболеваний растений 4) ускоряется цветение и плодоношение
27. Какое приспособление у растений способствует уменьшению испарения воды?
1) расположение устьиц на нижней стороне листа 2) мозаичное расположение листьев на стебле 3) ярусное расположение растений в сообществе 4) наличие фотосинтезирующей ткани
28. Если в закрытый стеклянный сосуд с влажным зерном опустить горящую лучину, то:
1) она сразу погаснет; 2) она погаснет через два часа; 3) она будет продолжать гореть; 4) ее пламя станет ярче.
29. Свойство органов растений изгибаться под влиянием силы земного притяжения называют
1) гидротропизмом 2) фототропизмом 3) геотропизмом 4) хемотропизмом
30. Двойное оплодотворение характерно для
1) мохообразных 2) покрытосеменных 3) папоротникообразных 4) водорослей
31. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
1) опыляют цветки растений 2) выполняют роль редуцентов 3) уничтожают вредителей сада 4) служат пищей для некоторых животных
32. В организме растений, в отличие от животных, происходят процессы
1) образования органических веществ из неорганических 2) окисления (расщепления) органических веществ 3) газообмена и испарения воды 4) обмена веществ между организмом и средой
33. Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению насекомыми?
1) раскрытие цветков только ночью 2) крупные ярко окрашенные лепестки 3) короткий цветонос и мощный кроющий лист 4) редуцированный околоцветник
34.
В основе роста корня и побега в длину лежит процесс
1) образования органических веществ и их транспорта во все органы 2) дыхания всех клеток растения 3) деления клеток образовательной ткани 4) ветвления побега и кущения корня
35. Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению насекомыми?
1) раскрытие цветков только ночью 2) редуцированный околоцветник 3) крупные ярко окрашенные лепестки 4) короткий цветонос и мощный кроющий лист
Физиология животных
1. Какие функции выполняет кровеносная система насекомых
1) участие в газообмене 2) транспорт газов и осморегуляция 3) участие в частичном расщеплении питательных веществ 4) перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности
2. Какие животные имеют наружный скелет из хитина
1) двустворчатые моллюски 2) черепахи 3) членистоногие 4) брюхоногие моллюсКи
3. Трахей нет у
1) пчелы 2) речного рака 3) сенокосца 4) ручейника
4. Органами дыхания насекомых являются
1) жабры 2) лёгкие 3) трахеи 4) кожа и лёгкие
5. Наружный скелет, состоящий из хитина, имеют:
1) жук-плавунец и стрекоза: 2) аскарида и острица; 3) большой и малый прудовики; 4) караси и карпы.
6. В сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление
1) жидких продуктов жизнедеятельности 2) остатков непереваренной пищи 3) углекислого газа, образующегося при дыхании 4) ядовитых веществ, попавших в организм
7. Нервная система у плоских червей состоит из
1) нервных клеток, образующих нервную сеть 2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями 3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов 4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочКи
8. Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?
1) обладает большой прочностью 2) предохраняет тело от потери воды 3) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц 4) защищает тело от механических и химических воздействий
9. Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма?
1) диффузия 2) регенерация 3) деление 4) метаморфоз
10. Животное, имеющее мягкое на ощупь нечленистое тело, раковину и мантию, относят к типу
1) Кольчатые черви 2) Хордовые 3) Членистоногие 4) МоллюсКи
11. Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?
1) железы, которые вырабатывают молоко 2) кожа, которая поглощает кислород 3) глаза, которые различают цвета 4) скелет, который состоит из отделов
12. При низких температурах воздуха птицы распушают перья. Как такое поведение помогает пернатым?
1) Это уменьшает потери тепла. 2) Это защищает перья от повреждения. 3) Это увеличивает выработку тепла. 4) Это предохраняет их кожу от высыхания.
13. У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?
1) касатка 2) тритон 3) крокодил 4) горбуша
14. Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в
1) усилении чувствительности органов боковой линии 2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей 3) снабжении чешуи питательными веществами 4) уменьшении трения тела рыбы о воду
15. Какое животное размножается почкованием?
1) белая планария 2) пресноводная гидра 3) малый прудовик 4) дождевой червь
16. Выделение из крови лягушки вредных продуктов обмена происходит, когда кровь проходит по капиллярам
1) кишечника 2) поджелудочной железы 3) печени 4) почек
17. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
1) приспособлены к наземному размножению и развитию 2) имеют две пары рычажных конечностей 3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание 4) имеют развитую нервную систему
18. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс
1) Пресмыкающиеся 2) Земноводные 3) Млекопитающие 4) Костные рыбы
19. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
1) прямая кишка 2) пищевод 3) глотка 4) желудок
Умение оценивать правильность биологических суждений
1. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. По сосудам растений передвигаются органические вещества.
Б. По ситовидным трубкам передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.
Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. При дыхании растениями поглощается кислород.
Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?
 
А. Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.
Б. Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.
Б. Дыхание происходит только на свету.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.
Б. При дыхании растений энергия освобождается.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. Все органы растений дышат.
Б. Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
 
А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
 
А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.
Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
 
А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?
 
А. В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.
Б. При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
 
А. Корневище  это орган минерального питания растений.
Б. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель  донце, на нём развиваются видоизменённые листья.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
 
А. При фотосинтезе растениями поглощается кислород.
Б. При фотосинтезе синтезируются органические вещества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
 
А. Внутренние мясистые и сочные листья луковицы лука содержат запасы воды и питательных веществ.
Б. На корневищах растений находятся плёнчатые чешуйки  видоизменённые листья.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В часть
В1 1.Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) активно передвигаются
2) растут в течение всей жизни
3) создают на свету органические вещества из неорганических
4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки
5) потребляют готовые органические вещества
6) являются производителями органических веществ
2. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) размножение зависит от воды
2) имеют проводящие ткани
3) имеют побеги с листьями
4) имеют корни
5) образуют семена
6) образуют шишки
3. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) семена
2) клубни
3) надземные побеги
4) цветки
5) плоды
6) корни
4.  Грибы, как и растения:
 
1) растут в течение всей жизни,
2) имеют ограниченный рост,
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела,
4) питаются готовыми органическими веществами,
5) содержат хитин в оболочках клеток,
6) имеют клеточное строение.
5. Выберите ТРИ отличия грибов от растений
 
1) имеют клеточное строение
2) не содержат хлорофилла в клетках
3) питаются готовыми органическими веществами
4) содержат хитин в оболочках клеток
5) растут всю жизнь
6) всасывают воду и минеральные вещества из почвы
6. У насекомых с неполным превращением
 
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое
В2
1. Для каждого животного выберите температуру тела – постоянная (1) или непостоянная (2):
 
А) Речной окунь
Б) Голубая акула
В) Заяц–беляк
Г) Серая жаба
Д) Большая синица
Е) Гренландский тюлень
Ж) Прыткая ящерица
2. Установите соответствие между насекомым и типом его постэмбрионального развития.
 
НАСЕКОМОЕ
A) азиатская саранча
Б) майский жук
B) капустная белянка
Г) комнатная муха
Д) зелёный кузнечик
Е) медоносная пчела
 
ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением
3. Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
              ПРИЗНАК         
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

A) кровь движется к сердцу
1) артерия

Б) кровь движется от сердца    
2) вена

В) стенки образованы одним слоем плоских клеток
3) капилляр

Г) через стенки осуществляется газообмен


Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением


 
4. Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
          РАСТЕНИЕ            
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ

A) рожь
1) насекомыми

Б) мак
2) ветром

В) ландыш   


Г) орешник


Д) дуб


5. Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ОРГАНИЗМ                       
СРЕДА

A) личинка майского жука
1) водная

Б) личинка комара
2) почвенная

В) дождевой червь   


Г) крот


Д) дельфин


Е) гидра


6. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ЖИВОТНОЕ                       
ТИП РАЗВИТИЯ

A) обыкновенный уж
1) прямое

Б) заяц-беляк
2) непрямое

В) майский жук   


Г) гребенчатый тритон


Д) бурый медведь


7. Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ПРИЗНАК                       
ВИД КЛЕТКИ

A) наличие клеточной стенки из хитина
1) растительная клетка

Б) наличие пластид
2) грибная клетка

В) наличие клеточной стенки из целлюлозы


Г) наличие запасного вещества в виде крахмала


Д) наличие запасного вещества в виде гликогена   


8. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ПРИЗНАК                       
ОРГАНОИД

A) представляет собой полость-резервуар
1) вакуоль

Б) имеет двойную мембрану
2) хлоропласт

В) заполнен(-а) клеточным соком


Г) содержит фотосинтетические пигменты


Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной   


Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды   


 
9. Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            РАСТЕНИЕ                       
ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА

A) папоротник щитовник мужской
1) корневище

Б) лилия тигровая
2) луковица

В) ландыш майский


Г) лук репчатый


Д) крапива двудомная   


Е) тюльпан лесной   


10. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ПРИМЕР                       
ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

A) почкование дрожжей
1) бесполое

Б) образование спор у папоротника
2) половое

В) выращивание традесканции из черенков    


Г) образование деток у лука


Д) образование плодов и семян у вишни   


Е) появление отпрысков у сливы   


11. Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ПРИЗНАК                       
ЦАРСТВО

A) регулируют свою деятельность рефлекторно
1) Растения

Б) образуют кислород на свету
2) Животные

В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания


Г) питаются готовыми органическими веществами


Д) активно передвигаются в поисках пищи


Е) образуют углеводы на свету


12. Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для неё видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
 
                            ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ                       
ВИД

A) состоит из клеток, содержащих хлоропласты
1) механическая

Б) образована клетками с толстыми прочными стенками
2) фотосинтезирующая

В) входит в состав древесины    


Г) обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету


Д) заполняет внутреннее пространство листовой пластинки   


Е) образована в основном мёртвыми клетками


В3.1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Закрепите побег деревянными шпильками.
4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.
2. Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) отделение черешка листа от побега
2) пожелтение листьев
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа
4) уменьшение длины светового дня
3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.
2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.
3) Обильно полейте почву.
4) Высадите проросшие черенки на новое место.
5) Разделите побег на части черенки с тремя-четырьмя почками.
4. Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) появление семядолей
2) появление зелёных листочков
3) разрушение семенной кожуры
4) набухание семени
5) появление корешка
5. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) Добавьте немного воды на дно банки.
2) Внесите зажжённую свечу в банку.
3) Накройте банку пластмассовой крышкой.
4) Положите в стеклянную банку семена.
5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
6. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
7.  Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
 
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
В4. 1.Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ
Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани ___________ (Б) к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) воздушное
2) древесина
3) дыхание
4) луб

5) почвенное
6) ситовидная трубка
7) сосуд
8) фотосинтез

2. Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ
Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гермафродит
2) раздельнополый организм
3) почка
4) зигота

5) бесполый
6) спора
7) стрекательная клетка
8) половая клетка

3. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) испарение
3) кислород
4) транспирация

5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка

4. Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ
Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам ___________ (Б) поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев листопад.
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) корень
2) ситовидная трубка
3) сосуд
4) стебель

5) транспирация
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка

5. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки  ___________ (В)  испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание
2) корневой чехлик
3) корневой волосок
4) лист

5) побег
6) стебель
7) устьица
8) фотосинтез

6.  Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ
Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) хлоропласт
2) вакуоль
3) пигмент
4) митохондрия

5) сливаются
6) распадаются
7) целлюлоза
8) глюкоза

7.  Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б)  особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета  ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание
2) испарение
3) лейкопласт
4) питание

5) свет
6) фотосинтез
7) хлоропласт
8) хлорофилл

8. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
 
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению  ___________ (В)  по специальным клеткам проводящей ткани  ___________ (Г)  и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) атмосферное
2) вода
3) корень
4) корневое

5) побег
6) ситовидная трубка
7) сосуд
8) стебель

В5.  Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий

 
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное

3) пальчатое
4) перистое

 
В. Форма листа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Д. Край листа[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
 
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
 
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий

 
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное

3) пальчатое
4) перистое

 
В. Форма листа[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
 
3. Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
 
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий

 
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное

3) пальчатое
4) перистое

 
 
В. Форма листа[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.


4. Рассмотрите фотографию листа берёзы повислой. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
 
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий

 
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное

3) пальчатое
4) перистое

 
В. Форма листа[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
 

С часть
С1 Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
 
1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?
2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?
3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА
В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира. Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35%% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия. Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды. Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
 
Вопрос 21) Что является главным условием возникновения системы?
2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?
3) На примере строения цветка докажите, что это система.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему. Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка. Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы. Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм». Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

С2.1. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
2. Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?
3. С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?
4.  Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
5. Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?
6. Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
7. Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
8. Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
9. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
10. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
11.  На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.
12. Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?
13. Почему корневой волосок нельзя считать тканью?
14. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?
15. Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
16. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?
17. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
18. Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?
19. Почему бамбук в течение суток может вырасти на один метр?
20. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните.
21Известен опыт ван Гельмонта, когда, взяв 90,6 кг сухой земли и ивовое деревце весом 2,5 кг, он выращивал его, поливая только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 74,2 кг, а вес земли уменьшился всего на 56,6 г. Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что материал, из которого образовалось дерево, произошёл из воды, использованной для полива. Почему ошибся учёный с точки зрения современного человека? Какой вывод он должен бы был сделать в результате своего исследования сегодня?
22. Какое вещество оставляет след на бумаге после раздавливания семени подсолнечника? Как это можно доказать?
23. Почему густые всходы моркови, редиса надо прореживать?
24. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
С3. 1.Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. С чем это связано?
3. В тропиках преобладают насекомоопыляемые растения, ветроопыляемые же виды встречаются относительно редко. Почему в тропических лесах мало ветроопыляемых растений?
Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах  красной?
Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный опад?
Какие растения относятся к хищникам?Почему они стали хищниками?
Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?






15