Рабочая программа по технологии 5 класс (мальчики) по ФГОС

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №96

СОГЛАСОВАНО:
Методическим объединением учителей
________________________
МБОУ СОШ №96
от «____»__________20____г.
Протокол № _______


УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора
МБОУ СОШ №96
Ершовой Н.Ю.
от «____»__________20____г.
№ _______






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии (технический труд)
Ступень обучения – основное общее образование
Класс: 5
Количество часов: 2 часа в неделю

Составитель: учитель технологии высшей категории
Важнёв Евгений Павлович




Программа разработана на основе документов:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа\ сост. Е.С. Савинова\ - М: Просвещение, 2011
4.Технология Программа А.Т. Тищенко, Н.В. Синица Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2014
5. Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №96 города Нижнего Новгорода 2015 год




Нижний Новгород
2014 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Технология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. Н.В. Синица.- М.: Вентана - Граф, 2014.
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №96 города Нижнего Новгорода 2015 год
Положение о рабочей программе школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержание основных направлений и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.
Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательской деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энерго и материал сберегающих, и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим коллективом людей для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействие с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание того, что природа является источником жизни и красоты; богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение; способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школе на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.
В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:
находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
выдвигать и оценивать предпринимательские идеи, проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планировать свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;
создавать продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
выполнять с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;
оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, давать элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;
ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности, составлять жизненные и профессиональные планы.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главная цель учебного предмета «Технология»:
формировать представления о составляющих техно сферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологическую культуру учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучение мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетические чувства и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации;
и) развивать универсальные учебные действия учащихся
Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:
культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
компьютерную поддержку каждого модуля;
графику и черчение;
ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
основы материаловедения и машиноведения;
прикладную экономику и предпринимательство;
историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
экологию влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
профинформацию и профориентацию;
нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
творческое, художественное развитие.

Методы и приёмы обучения
Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
Проект – это творческая, самостоятельная, завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Проект это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, найденный ими способ решения проблемы проекта. При выполнении проектов учащиеся на деле раскрывают свои способности, применяют свои знания, умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.
Проект может быть индивидуальным или групповым. Время на проектную работу может быть различным, в зависимости от сложности, объема работ и от подготовленности учащихся. Тематика проектов должна быть разнообразной, актуальной для практической жизни, привлекая знания учащихся из разных областей деятельности человека с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. В тематике проектов должны учитываться вопросы экономики, экологии, современного дизайна. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся, обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует их самостоятельную творческую деятельность при выполнении проектов.
Работа над проектом в творческом коллективе объединяет учащихся по интересам, обеспечивает разнообразие ролей, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, порядочность, равноправие и свободу, выражение идей и их отстаивание, и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.



МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный план МБОУ СОШ №96 на этапе основного общего образования включает 210 учебных часов для изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах - по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 и 8 классе - 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения технологии учащихся являются:

· положительная мотивация в формировании личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости получения образования в современном обществе Л1;

· побуждение к приобретению новых знаний, практических умений и навыковЛ2;

· мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода Л3;

· начало развития теоритического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления Л4;

· формирование трудолюбия и ответственности, стремления к эффективной трудовой деятельности Л5;

· привитие навыков бесконфликтного общения, готовности и способности вести диалог с другими людьми, находить общие цели и пути для их достижений Л6;

· проявление бережного отношения к материальным ценностям школы и, как следствие, к природным и хозяйственным ресурсам своего края, приобретение опыта природоохранной деятельности Л7;

· формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриотизма и любви своей Родины Л8

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения Р1
С помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного Р2
Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему Р3
Самостоятельно выполнять пробные учебные действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи) Р4
Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа, освоенных ранее Р5
Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты Р6
Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия Р7
Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки Р8


Познавательные УУД
Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет З1
Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений З2
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых событий, явлений, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач З3
Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений З4
Коммуникативные УУД
Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций К1
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать К2
Слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договориться с ними К3
Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы К4

Предметными результатами обучения технологии являются:
В познавательной сфере:

· владение базовыми понятиями и терминологией, стремление объяснять их с позиций явлений социальной действительности П1;

· опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов П2;

· подбор материалов и инструментов в соответствии с технологической, технической и графической документацией П3;

· самостоятельный или с помощью учителя подбор натуральных и искусственных материалов для практических и проектных работ П4;

· владение основами организации труда при выполнении практических, исследовательских и проектных работ П5;

· применение знаний других школьных предметов в процессе работы и проектно-исследовательской деятельности П6.
В ценностно-мотивационной сфере:

· формирование умения ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей П7;

· уважение ценностей иных культур и мировоззрений П8;

· формирование ответственности за качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии П9.
В трудовой сфере:

· понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности П10;

· умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий П11;

· выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов П12;

· составление и чтение простейшей графической документации, составление последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта П13;

· участие в проектной деятельности, знакомство с приемами исследовательской деятельности П14;

· соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены П15;

· умение самостоятельно или с помощью учителя выполнять отбор информации с использованием различных источников информационных технологий для презентации результатов практической и проектной деятельности П16;

· умение самостоятельно или с помощью учителя выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов П17.
В физиолого-психологической сфере:

· сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности П18;

· развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными инструментами,
П19
В эстетической сфере:

· формирование умения эстетически и рационально оснастить рабочее место, с учетом требований эргономики и научной организации труда П20;

· формирование умения проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики П21;

· разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда П22.
В коммуникативной сфере:

· знания о конструктивном взаимодействии людей с разными личными религиозными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением П23;

· умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации П24;

· умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива П25;

· формирование умения публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги П26.

Примененное буквенно-цифровое обозначение УУД будет использовано в тематическом и календарно-тематическом плане.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Учащийся научится:
находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
читать несложные технические рисунки и эскизы;
выполнять простейшие технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
выполнять технологические операции создания или ремонта несложных материальных объектов из древесины, тонколистового металла и искусственных материалов.
Учащийся получит возможность научиться:
грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
выполнять технологические операции создания или ремонта материальных объектов.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Учащийся научится:
-выполнять мелкий ремонт одежды, чистить свою обувь, производить несложный ремонт лакокрасочного покрытия предметов домашнего и школьного интерьера.
Учащийся получит возможность научиться:
-пришить пуговицу и зашить незначительно порвавшуюся одежду;
-отремонтировать парту или стул в своём классе, а затем и провести несложный ремонт предметов домашней мебели.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Учащийся научится:
задумываться о планировании предстоящих работ и выполнять несложные учебные технологические проекты: с помощью учителя выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; составлять небольшую технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять несложный технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Учащийся получит возможность научиться:
правильно организовывать и осуществлять несложную проектную деятельность, искать нужные технологические решения; необходимости планировать и организовывать свою работу с учётом имеющихся ресурсов и условий;
-осуществлять презентацию, простейшую экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта своего труда.

Критерии оценки учебной деятельности по технологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.


Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень формирования интеллектуальных и обще учебных умений.
Самостоятельность ответа
Речевая грамотность и логическая последовательность ответа.






№ п.п
оценки
Знание учебного материала
Точность обработки изделия
Норма времени выполнения
Правильность выполнения трудовых приемов
Организация рабочего времени
Соблюдение правил дисциплины и т/б

1
«5»
Ответы отличаются глубоким знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска
Норма времени меньше или равна установленной
Абсолютная правильность выполнения трудовых операций
Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места
Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2
«4»
В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах Ѕ поля допуска
Норма времени превышает установленного на 10-15 %
Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются
Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которые после замечания учителя не повторяются
Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3
«3»
В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска
Норма времени превышает установленную на 20% и более
Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова
Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова
Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4
«2»
Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших
Точность изделия выходит за пределы поля допуска
Норма времени не соблюдена
Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания
Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места
Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5
«1»
Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа
Учащийся допустил неисправимый брак
Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить
Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами
Полное незнание правил организации рабочего места
Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм


Устный ответ
Оценка практических работ
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила
техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приёмы труда
Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставится, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставится, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может
привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.





УМК учителя:
Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. Н.В. Синица.- М.: Вентана - Граф, 2014.
Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко - М.: Вентана - Граф, 2013.
УМК учащегося:
Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко - М.: Вентана - Граф, 2013.

Примерный перечень практических работ в изделиях для учебных проектов
Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих различные технологические операции. Такие как: измерение; разметка по шаблонам, разверткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам; пиление ручными инструментами; строгание; опиливание; резание, соединение, склеивание, сверление, сборка, чистовая и декоративная отделка; работа на сверлильном станке. Начальные навыки выполнения основных видов графических изображений: наброски, эскизы, технические рисунки, схемы, чертежи, технологические карты. Контроль качества изделий.

Темы учебных проектных работ: модели транспортных средств (военный корабль, гражданское судно, автомобиль, самолёт и т.п.), предметы домашнего обихода ( подставка под горячее, разделочная доска, различные полки и т.п.), подарки маме, папе, бабушке, учебно-наглядные пособия и т.п.








Тематический план

Разделы и темы программы
Количество часов


По авторской программе
По рабочей программе

Технологии обработки конструкционных материалов
1.Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
2.Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
3.Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
4.Технологии художественно-прикладной обработки материалов
50


20

22

2

6
50


20

22

2

6

Технологии домашнего хозяйства
1.Технологии ремонта деталей интерьера, одежды, обуви и ухода за ними
2.Эстетика и экология жилища
6

4

2
2

1

1

Технологии исследовательской и опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
12
16

Всего
68
68

Тематическое планирование
Разделы и темы программы
Планируемые результаты

Основное содержание
материала темы
Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50часов)

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
(20 часов)
Л1-Л8; Р1- Р8; З1-З4; К1-К4;П1-П13;П15;П17- П20; П23- П26;
Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда.
Организовывать рабочее место. Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять несложную графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготавливать детали и изделия по техническим рисункам и эскизам. Соблюдать правила безопасного труда.

2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22часа)
Л1-Л8; Р1- Р8; З1-З4; К1-К4;П1-П13;П15;П17- П20; П23- П26;.
Металлы и сплавы, область применения и свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделия из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила работы.
Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарных работ. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы деталей из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металла и искусственных материалов. Изготавливать детали из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов по их эскизам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда.

3.Технологии машинной обработки металлов (2ч)
Л1-Л8; Р1- Р8; З1-З4; К1-К4;П1-П13;П15;П17- П20; П23- П26;.
Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение. Устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты, приспособления для сверления. . Правила безопасного труда.
Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда.

4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6ч)
Л1-Л8; Р1- Р8; З1-З4; К1-К4;П1-П13;П15;П17- П20; П23- П26;



Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Выжигание по древесине. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания и выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда.
Знакомиться с видами художественно-прикладной обработки материалов. Подбирать рисунки для работы. Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделие из древесины выжиганием. Изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда.

Радел «Технологии домашнего хозяйства» (2часа)

5. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (1ч)
Л1-Л8; Р1- Р8; З1-З4; К1-К4;П1-П13;П15;П17- П20; П23- П26;.
Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Соблюдать правила безопасного труда.
Изготовление полезных для дома вещей из древесины и металла.

6.Эстетика и экология жилища
Л1-Л8; Р1- Р8; З1-З4; К1-К4;П1-П13;П15;П17- П20; П23- П26;.
Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима . влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовыми приборами.
Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов.

Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности « (16ч)



7. Исследовательская и созидательная деятельность (16ч)
Л1- Л8;
Р1- Р8;
З1-З4;
К1-К4;
П1- П26;
Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах, сети Интернет. Этапы выполнения проекта(поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении проектов.
Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Определять состав изделия и выбирать лучший вариант. Выполнять рабочие эскизы изделия и составлять план его изготовления. Изготавливать детали, собирать и отделывать изделие. Оценивать затраты материалов и своего труда на изготовление изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта.

Итого:68часов







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Номер занятия
(по 2 ч)
Разделы и темы программы
Количество учебных часов
на тему
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Примечания
Дата проведения







План
Факт

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 20 часов

1-2
Вводное занятие. Технология в жизни людей.
Общие принципы организации рабочего места в столярной мастерской

2
Л1Л8; Р1; Р3; Р6; П1; П2; П5; П9; П10; П15;П20;П25
Знакомство с учебной мастерской, выставкой работ учащихся и учебником.
Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями к работе школьников в мастерской.
Просмотр компьютерной презентации
Профессия столяр. Знакомство с устройством столярного верстака и освоение организации рабочего места. Подготовка инструментов к работе. Уборка рабочего места.

02.09.2015


3-4
Древесина
.Пиломатериалы и древесные материалы
2
Л1Л8; Р1-- Р6;П1-П3; П5;П6;П9П12;П15П18; П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Выполнение лабораторно-практической работы.
Определение по внешнему признаку 35 пород древесины и листовых древесных материалов. Выбор материалов в соответствии с изделием.

09.09.2015


5-6
Графическое изображение деталей из древесины
2
Л1Л8; Р1Р6;П1;П2;П5--П10;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью
. Просмотр компьютерной презентации
Знакомство с правилами выполнения эскиза и технического рисунка детали. Выполнение эскиза и технического рисунка простой детали.
Выполнение и чтение эскиза детали.

16.09.2015


7-8

Последовательность изготовления деталей из древесины
2


Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Разработка последовательности изготовления детали из древесины

23.09.2015


9-10
Разметка заготовок из древесины

2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Освоение основных технологических приёмов работы с разметочными инструментами для разметки заготовок

30.09.2015


11-12

.Пиление и зачистка заготовок из древесины
2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Освоение основных технологических приёмов пиления и зачистки заготовок из древесины с закреплением их в зажимах верстака.

30.09.2015


13-14
Строгание заготовок из древесины.

2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Освоение приемов наладки строгальных инструментов, приёмов разметки и ручного строгания заготовки из древесины с целью придания ей требуемой формы.

06.10.2015


15-16
Сверление древесины ручными инструментами
2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
. Сверление ручными инструментами заготовки из древесины, закрепленной в зажимах верстака.

13.10.2015


17-18
Соединение деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клею
Отделка изделия из древесины
2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью, учебником
Просмотр компьютерной презентации
Соединение деталей на гвоздях, шурупах, клею. Осуществление контроля качества сборки.
Окрашивание готового изделия. Контроль качества. Соблюдение правил безопасной работы при сборке и отделке изделия.

20.10.2013


19-20
Итоговое занятие по теме «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
Технический турнир «Юный столяр»
2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Разделение учащихся на две команды; выбор названия команды и её капитана; совместные обсуждения и принятие общих решений; коллективные выполнения заданий и поиск правильных ответов: работа в команде.

27.10.2015


2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов 22 часа

21-22
Понятие о машине, механизме, детали. Сведения по истории развития техники.
2
Л1-Л8;Р1-Р6; П1;П6-П10;П15;П16;П18-20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью, учебником
Просмотр компьютерной презентации
Работа с компьютером для поиска сведений о машинах и механизмах




11.11.2015






23-24
Организация рабочего места в слесарно-механической мастерской
2
Л1-Л8;Р1-Р6;П1-П6;П15;П19;П20;П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Профессия слесарь .Организация рабочего места слесаря. Приемы закрепления заготовок в слесарных тисках и уборка рабочего места.

18.11.2015


25-26
Тонколистовой металл и проволока
Искусственные материалы
2
Л1-Л8;Р1-Р6;П1;П3-6;П9;П12;П15-П20;П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Практическая работа «Определение по внешним признакам 5-7 видов тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов». Выбор материалов для изделия в соответствии с его назначением.

25.11.2015

































27-28
Графические изображения деталей из тонколистового металла и искусственных материалов
2
Л1Л8; Р1Р6;П1;П2;П5--П10;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Составление и чтение эскиза детали из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

01.12.2015


29-30
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы
2
Л1Л8; Р1Р6;П1--П12;П15П20;П23П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Планирование последовательности разметки заготовок на основе анализа эскиза детали. Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы с помощью разметочных инструментов. Контроль качества разметки.

08.12.2015


31-32
Правка и гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Подготовка инструментов и приспособлений для правки и гибки заготовок .Изготовление деталей с правкой и гибкой тонколистового металла и проволоки

15.12.2015


33-34
Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Подготовка слесарных ножниц к работе. Резание , опиливание и шлифование заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов с соблюдением правил безопасной работы.

22.12.2015


35-36
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Пробивание и сверление отверстий ручными инструментами, соблюдая правила безопасной работы.

29.12.2015


37-38
Сборка изделия из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
Соединение заклепками
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Соединение деталей из тонколистового металла и пластмассы заклепками, деталей из проволокискруткой. Контролировать качество сборки


13.01.2016


39-40
Сборка изделия из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
Соединение фальцевым швом
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Контролировать качество сборки


20.01.2016


41-42
Отделка изделия и тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Окрашивание изделия из металла

27.01.2016


3.Технологии машинной обработки металлов 2 часа

43-44
Устройство настольного сверлильного станка
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Знакомство с устройством настольного сверлильного станка. Настройка станка для работы: выбор сверла необходимого диаметра, установка и закрепление заготовки в тисках. Сверление отверстий в заготовках из тонколистового металла с соблюдением правил безопасной работы.

02.02.2016


4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 часов

45-46
Выпиливание лобзиком
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Подготовка инструментов и приспособлений для работы. Поиск необходимого рисунка для работы.
Выпиливание прямо и криволинейных контуров из фанеры

09.02.2016


47-48
Выжигание по дереву
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Подготовка выжигательного аппарата. Подбор и перевод рисунка на поверхность для выжигания.
Работа с выжигательным аппаратом.

16..02.2016


49-50
Изготовление изделий с отделкой выпиливанием и выжиганием
2
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Определение требований к изделию.
Просмотр компьютерной презентации
Конструирование изделия.
Изготовление изделия с отделкой выпиливанием и выжиганием по выполненным эскизам.

03.03.2016


5. Технологии домашнего хозяйства 2 часа

51
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
1
Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Организация рабочего места для выполнения работ по благоустройству дома и для изготовления предметов труда и быта. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, несложного ремонта школьной мебели.

10.03.2016





Л1Л8; Р1Р3;Р6; П1-П6;П9;
П12; П15-П20; П23-П26
Просмотр компьютерной презентации


17.03.2016


52
Эстетика и экология жилища
1

Работа с рабочей тетрадью и учебником
Изготовление изделий, полезных для дома и школы



















Работа с рабочей тетрадью, учебником и информационными технологиями (в соответствии с планом урока).
Оконцовывание проводов. Сборка монтажной схемы однолампового осветителя.












5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности 16 часов

53





Выбор темы проекта. Определение потребности и постановка задачи



1





Л1-Л8; Р1-Р6;П1;П2;П5-П10;П14-П18;П21;П23-П26
Работа с рабочей тетрадью и учебником
Просмотр компьютерной презентации
Составление последовательности выполнения индивидуального учебного проекта.
Использование источников и носителей информации.
Потребность в изделии и оценка индивидуальных возможностей для решения поставленной задачи.

02.04.2016


54
Требования к изделию
1
Л1-Л8; Р1-Р6;П1;П2;П5-П10;П14-П18;П21;П23-П26
Работа с рабочей тетрадью
Просмотр компьютерной презентации
Составление перечня требований к изделию

09.04.2016


55-56
Выбор конструкции и материалов
2
Л1-Л8; Р1-Р6;П1;П2;П5-П10;П14-П18;П21;П23-П26
Работа с рабочей тетрадью
Просмотр компьютерной презентации
Выдвижение и сравнение вариантов конструкции изделия; выбор лучшего варианта; выбор материалов для выбранной конструкции изделия

16.04.2016


57-58
Рабочие эскизы и план изготовления изделия
2
Л1-Л8; Р1-Р6;П1;П2;П5-П10;П13-П18;П21;П23-П26
Работа с рабочей тетрадью
Просмотр компьютерной презентации
Выполнение рабочих эскизов деталей проектируемого изделия. Составление плана изготовления изделия.

23.04.2016


59-62
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия
4
Л1-Л8; Р1-Р6; П1-П26
Использование основных технологических приёмов ручной обработки конструкционных материалов. Выполнение декоративной отделки готового изделия. Соблюдение правил безопасной работы.

30.04.2016


63-64
Расчет стоимости изделия
2

Л1-Л8; Р1-Р6; П1;П5;П6;П9;П14;П15;П22-П26
Работа с рабочей тетрадью
Просмотр компьютерной презентации
Выполнение расчетов затрат на материалы и собственную работу. Определение цены изделия. Составление рекламы изделия.

06.05.2016


65-66
Самоанализ выполненной работы
2
Л1-Л8; Р1-Р6;П1;П6; П10;П14-П16;П18; П23-П26
Работа с рабочей тетрадью
Просмотр компьютерной презентации
Составление анализа выполненной работы по предлагаемому плану

13.05.2016


67-68
Защита проектов
2
Л1-Л8; Р1-Р6;П1;П6; П10;П14-П16;П18; П23-П26
Презентация проекта , ответы на вопросы.

20.05.2016



Итого:
68






Содержание ПРОГРАММЫ
1.Технологии обработки конструкционных материалов (50ч)
1.1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч)

Вводное занятие. Технология в жизни людей. Общие принципы организации рабочего места в столярно-механической мастерской (2 ч)
Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины и древесных материалов»
Технология в жизни людей. Виды технологии. Учебная мастерская особый мир школы. Обзорная экскурсия по учебной мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места в столярной мастерской. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасной работы. Культура труда.
Лес великое национальное богатство нашей Родины. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве.
Рекомендации по работе с учебником и рабочей тетрадью.
Практические работы
Проверка соответствия высоты столярного верстака росту ученика.
Приёмы закрепления заготовок для обработки древесины. Закрепление заготовки в заднем и переднем зажимах. Закрепление заготовки на столешнице.
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.(2 ч)
Лес великое национальное богатство нашей Родины. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве.
Основные части дерева, их назначение и применение в народном хозяйстве. Древесина безотходный конструкционный материал. Примеры применения древесины в различных отраслях народного хозяйства..
Физические свойства древесины. Достоинства и недостатки древесины.
Породы деревьев: хвойные, лиственные и, их характеристика. Основные признаки определения пород древесины. Текстура древесины.
Лабораторно-практическая работа
Определение пород древесины и листовых древесных материалов.

Графическое изображение деталей и изделий (2ч)
Графика как источник информации. Графическая культура.
Основные виды графических изображений: эскизы, технические рисунки, чертежи. Назначение чертежа, масштаба. Правила оформления графической документации: стандарты, ГОСТы, линии чертежа, правила оформления эскиза и технического рисунка.
Практическая работа
Оформление эскиза и технического рисунка детали призматической формы



Последовательность изготовления деталей из древесины (2ч)
Технологический процесс создания простых деталей из древесины. Назначение технологических элементов: отверстий, фасок, выступов и т. д. Понятие о технологической карте.
Назначение технологической документации: технологических карт, чертежей, инструкций, операционных карт.
Практическая работа
Разработка последовательности изготовления детали модели из древесины.
Разметка заготовок из древесины (2ч)
Назначение разметки как основной столярной операции. Малоотходные и безотходные технологии раскроя древесины и древесных материалов в деревообрабатывающей промышленности.
Разметка по шаблонам, развёрткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам, образцам.
Разметочные и проверочные инструменты, их назначение и приёмы использования (карандаш, шило, рулетка, линейка, угольник, рейсмус, циркуль, транспортир, ярунок, малка). Последовательность разметки заготовок из древесины.
Практическая работа
Разметка заготовки детали модели транспортного средства по эскизу.
Пиление и зачистка изделий из древесины (2 ч)
Перспективные направления резания древесины лазерным лучом в деревообрабатывающей промышленности. Пиление древесины ручными и электрическими пилами; ручные инструменты для пиления; основные части столярной ножовки; формы зубьев пил для различных видов пиления. Клинообразная форма режущей части столярных пил.
Приёмы пиления столярной ножовкой и лучковой пилой. Приёмы пиления древесины поперёк, вдоль и под углом к волокнам. Приёмы пиления с помощью стусла. Основные правила при пилении древесины. Контроль и проверка точности пропила. Инструменты и приёмы зачистки и чистовой обработки заготовок и изделий из древесины и фанеры. Правила безопасной работы при пилении, зачистке и чистовой обработке изделий из древесины.
Практическая работа
Пиление размеченной заготовки детали модели и опиливание её поверхностей напильниками.
Строгание заготовок из древесины (2 ч)
Ручное и профильное строгание, строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Основные инструменты, применяемые для ручного и профильного строгания: рубанок, шерхебель, фуганок, калёвка, фальцгобель, горбач.
Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы сборки и разборки рубанка (шерхебеля). Приёмы строгания. Проверка и контроль качества строгания. Правила безопасной работы при строгании древесины.
Основные профессии на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях: плотники, столяры, сборщики, инженеры, станочники, сверловщики.
Практические работы
Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы разборки и сборки рубанка (шерхебеля). Проверка правильности установки ножа.
Строгание заготовки детали модели. Последовательность строгания заготовки. Строгание базовой пласти и базовой кромки. Проверка качества строгания. Приёмы строгания остальных элементов заготовки. Проверка размеров. Опиливание напильником и отделка шлифовальной шкуркой. Проверка качества и точности обработки.
Сверление отверстий в деталях из древесины (2ч)
Сверление древесины ручными инструментами. Ручные и механизированные инструменты, применяемые при сверлении древесины: свёрла-буравчики, коловороты, ручные дрели. Виды свёрл и способы крепления их в патронах ручных и механизированных инструментов. Обозначение формы и размеров отверстий на чертежах.
Ручные электрические дрели для механизированного сверления. Приёмы сверления ручными инструментами при горизонтальном и вертикальном креплении заготовок. Правила безопасной работы при сверлении древесины ручными инструментами.
Знакомство с профессиями, связанными с обработкой и сверлением древесины.
Практическая работа
Приёмы сверления древесины ручными инструментами. Отработка приёмов крепления заготовки для с
·