РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 7 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Теменкова Л.П.
___________
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МКОУ Купинской
школы-интерната
Нестерова Г. В.
_________________
«Утверждено»
Директор МКОУ Купинской
школы-интерната
Кокарева О.В.
________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДИСЦИПЛИНЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
7 класс – 102 ч.
ПЕДАГОГА
Сердюк Владимира Викторовича
(образование среднее профессиональное)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № __1__от «02_»___09_____2014 г.
г. Купино
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус
Рабочая программа по физической культуре составлена с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (п.22, ст.2);
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки России №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.09г.
Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10г.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Постановление правительства РФ от 18.11.13. №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»
Письмо Минобрнауки РФ и федеральной службы по надзору в сфере образования от 16.07.12. №05-2680;
согласно программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида.-М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010.-407с.-(Специальная коррекционная педагогика). Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенькова, С.Г.Шевченко, Г.М. Капустина, Н.А.Цыпина, Г. И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н.Морсакова) Программа по физической культуре рассчитана на 102 часа в 7 классе, с учетом введения третьего часа ( приказ №1602 от 23.07.12г. Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области). В зависимости от конкретных условий учитель может частично изменять выделенный объем времени на различные разделы программы. Последовательность и сроки прохождения программного материала определяются учителем также в зависимости от условий.
Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в процессе учебной деятельности.
Адресат
Программа по физической культуре для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Структура
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Цели и задачи
Основная цель физической культуры в школе — укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.
Учебная программа по физической культуре предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной и коррекционной задач.
Оздоровительная задача — это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.
Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
Общая характеристика программы
Система физического воспитания в специальной школе включает уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на уроках, упражнения и игры на переменах, во внеурочное время), спортивно-массовые мероприятия. Ведущее место в системе физического воспитания детей принадлежит урокам физической культуры.
Материал в программе подобран по видам двигательной деятельности, как и в общеобразовательной школе, однако, в связи с особенностями развития детей рассматриваемой категории, он предлагается в уменьшенном объеме и включен в следующие 4 раздела: «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»; «Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения»; «Дифференцированная двигательная деятельность»; «Элементы спортивной деятельности».
Задачи раздела «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» — это ознакомление с понятием «здоровый образ жизни»; формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью.
Программный материал сообщается ученикам на уроках в течение учебного года в виде кратких бесед. Следует использовать знания по охране здоровья, полученные на других уроках.
Раздел «Основные виды движений» включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазанье, прыжки, метание, т. е. естественные движения, которые жизненно необходимы и потому являются основой физического воспитания. Задачи раздела: формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта обучающихся.
Значительное место в учебной программе занимают подвижные игры и игровые упражнения. Подвижные игры используются в следующих целях: ознакомление с учебным материалом; закрепление навыков в овладении основными видами движений; закрепление пространственных ориентировок; формирование эмоционально-волевой сферы и физических качеств обучающихся.
Третий раздел программы «Дифференцированная двигательная деятельность» введен с целью укрепления, развития систем и функций организма, физических качеств личности, раскрытия специальных двигательных способностей. Этот раздел включает в себя несколько подразделов. Учитывая всю важность данных видов движения для физического воспитания и развития детей с задержкой психического развития, целесообразно указать задачи по каждому подразделу.
Использование имитационных упражнений приходит на помощь учителю тогда, когда традиционные методы и средства оказываются бессильны. Имитационные упражнения помогают: привить интерес к физическим упражнениям; научить правильно выполнять простейшие упражнения; развивать воображение; создавать высокий эмоциональный фон.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов — это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Обеспечивая избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма, ОРУ помогают решить следующие задачи: формирование правильной осанки; обеспечение подвижности суставов; создание двигательного опыта; воспитание двигательных качеств и способностей; укрепление сердечно-сосудистой системы (укрепление сердечной мышцы, увеличение ударного объема сердца, улучшение ритмичности сокращений); развитие органов дыхания (укрепление диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, формирование навыков рационального дыхания); психическое развитие (развитие быстроты реакции, координации движений, осознанное овладение движениями).
Все вышеизложенное можно отнести и к использованию ОРУ с предметами. Несмотря на то, что предметы усложняют упражнения, они в то же время, помогают решать следующие задачи: повышение интереса к упражнениям; содействие в познании цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов, т. е. развитие сенсорики; формирование большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях; совершенствование координации движений пальцев рук.Включение в учебную деятельность заданий на ориентировку в пространстве и строевых упражнений — важнейший аспект работы учителя физкультуры. Пространственные ориентировки представляют большую сложность для данной категории детей, овладение ими проходит в несколько этапов: на первом этапе изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения; на втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка; только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям, появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, задача учителя состоит в следующем: выявить имеющийся у учеников опыт пространственных ориентировок, определить, на каком этапе развития они находятся, и в соответствии с этим строить процесс педагогического воздействия.
Строевые упражнения следует вводить, когда обучающиеся в достаточной степени овладеют пространственными ориентировками.
Ритмическая гимнастика, являясь движением циклического характера, занимает одно из первых мест по так называемой «оздоровительной стоимости» среди многообразия физических упражнений. Использование элементов ритмической гимнастики неизбежно повышает резервы здоровья, решая следующие задачи: профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки, красивой походки, культуры движений; повышение работоспособности; создание высокого эмоционального фона.
Программный материал подраздела «Элементы акробатики» базируется на основе созданного у обучающихся фонда двигательного опыта, двигательных качеств и способностей. Акробатические упражнения делятся на динамические (перекаты, кувырки, прыжки и др.) и статические (стойки и равновесия). Овладение статическими упражнениями вызывает наибольшие затруднения, так как связано со степенью развития функции равновесия. Хотя элементы акробатики сложны, но они способствуют развитию вестибулярного аппарата, формированию мышечного чувства, помогающего оценивать всякое изменение в положении и перемещении частей собственного тела.
Упражнения в висах и упорах служат не только развитию таких основных физических качеств, как выносливость и сила, повышение работоспособности организма, но и способствуют решению профилактических и коррекционных задач (исправляют нарушения осанки, стопы, улучшают вертеброцеребральное кровообращение).
Профилактические и коррекционные упражнения — обязательный компонент каждого урока физической культуры. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Эти упражнения позволяют решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование навыков рационального дыхания; формирование тонких движений пальцев рук; развитие умения согласовывать движения различных частей тела; профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
В подразделе «Лыжная подготовка» предусмотрены способы передвижения на лыжах, спуски и подъемы по склонам, игры для закрепления программного материала. Использование лыж воздействует на все крупные мышечные группы; способствует энергичному обмену веществ в организме; усиливает функциональную работу внутренних органов; совершенствует пространственные ориентировки; укрепляет вестибулярный аппарат; формирует выносливость и повышает работоспособность; развивает эмоционально-волевую сферу.
Подводящие и имитационные упражнения, игровые задания с элементами спортивных игр создают базу для овладения элементами баскетбола, волейбола, футбола, ручного мяча. Введение элементов спортивной деятельности позволяет выявить и развить волевую сферу, специальные двигательные способности обучающихся, такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость.
В программу 7 класса включена легкая атлетика: упражнения, входящие в комплекс учебных нормативов, и игры, закрепляющие технику бега, прыжков, метания.
Все разделы программы взаимосвязаны. Однако если естественные движения — это базовая двигательная деятельность, не зависящая от региональных, национальных, индивидуальных и других особенностей, то в содержании и методике обучения по другим разделам программы эти особенности необходимо учитывать. Кроме того, дифференцированный подход осуществляется с учетом материальной базы, опыта и способностей педагога, его творческого отношения к организации процесса обучения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяУчащиеся должны знать:
- историю зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах;
- понятия: общая и специальная физическая подготовка, спортивно-оздоровительные тренировки (нагрузки, физические качества, техника двигательных движений);
- упражнения и комбинации на спортивных снарядах;
- приемы контроля двигательной подготовленности;
- технику эстафетного бега;
- технику бега на дистанции;
- технику прыжков в длину;
- технику ведения и передачи мяча;
- правила игры, расстановки и стойки игроков;
- технику кувырков;
- технику лыжной ходьбы.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять бег с любого старта;
- контролировать двигательную подготовленность;
- проводить спортивные игры;
- выполнять стойку на голове, согнувшись;
- выполнять акробатические соединения из нескольких элементов;
- лазать по канату в 2 приема;
- выполнять прыжки, согнув ноги через «козел»;
- выполнять подъемы и спуски с горы на лыжах;
- выполнять торможение кругом и упором;
- выполнять эстафетный и дистанционный бег;
- выполнять передачи, броски и ведение мяча.
Контрольные нормативы
№ Наименование норматива Мальчики Девочки «5» «4» «3» «5» «4» «3»
1. Бег 30 м. (с) 5,0 5,2 5,6 5,3 5,6 6,0
2. Бег 60 м. (с) 9,4 10,0 10,7 10,0 10,4 11,0
3. Бег 1500м.(м), 1000м.(д) (мин.) 6,40 7,00 7,35 4,30 4,55 6,00
4. Отжимание в упоре лёжа (кол.) 20 15 10 9 7 5
5. Прыжки на скакалке (кол./мин.) 105 95 80 125 115 100
6. Челночный бег 3х10м. (с.) 8,1 8,4 9,3 8,4 8,9 9,7
6. Прыжки в длину с места (см.) 180 170 160 165 155 140
7. Пресс 30с. (кол.) 24 18 12 22 17 12
Тематический план
№ п/пВид спорта 1 четверть 24 часа 2 четверть 24 часа 3 четверть 30 часов 4 четверть 24 часа
1 Легкая атлетика 15 часов 9 часов
2 Баскетбол 12 часов 3 Лыжный спорт 6 часов 6 часов 4 Гандбол 12 часов 5 Гимнастика 15 часов 6 Волейбол 9 часов
7 Футбол 9 часов 3 часа 6 часов
Итого: 102 часа Содержание учебного материала
1. Базовая часть:
- Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы
- социально-психологические основы
- приёмы закаливания
- способы саморегуляции- способы самоконтроля
- Легкоатлетические упражнения:
- бег
- прыжки
- метания
- Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения
- общеразвивающие упражнения с предметами и без
- упражнения в лазанье и равновесии
- простейшие акробатические упражнения
- упражнения на гимнастических снарядах
- Лыжная подготовка:
- освоение техники бега в равномерном темпе
- чередование ходьбы с бегом
- упражнения на развитие выносливости
- Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом
2. Вариативная часть:
- подвижные игры с элементами баскетбола
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,
приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы.
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные игры
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения
П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Календарно-тематическое планирование
1 Легкая атлетика ТБ занятий на уроках ФК 1 Инструктаж
2 ТБ на уроках легкой атлетики 1 Значение ФК
3 Основные виды легкой атлетики 1 Комплекс ОРУ
4 Спринт – дистанция 60м и 100м 2 Ускорение
5 Эстафетный бег 4*60м 2 Приседание
6 Метание мяча на дальность 2 Упр. на силу
7 Прыжок в длину с разбега 2 л/а упр.
8 Бег на дистанцию 250м 2 Зарядка
9 Прыжок в длину с места 2 Прыжки
10 Футбол Футбол как спортивная игра 1 Отжимание
11 ТБ занятий на уроках футбола 1 ТБ
12 Правила игры и соревнований 1 Правила футбола
13 Отбор мяча и игра головой 2 Подтягивание
14 Передачи и остановка мяча, учебн игра 2 Упр. с мячом
15 Ведение мяча и удары по мячу, уч. игра 2 Упр. на осанку
16 Двухсторонние учебные игры 3 ОРУ
17 Гимнастика Гимнастика как вид спорта 1 Знание о гимнаст.
18 ТБ зан-й по гимнастике и акробатике 1 ТБ
19 Основные гимнастические элементы 1 Упр. на осанку
20 ОРУ с предметами на месте и в движ-и1 Упр. на внимание
21 Подтягивание в висе и в упоре 2 Упр. на силу
22 Отжимание в упоре лежа 2 Упр. на равновесие
23 Стойка на лопатках и мост 2 Упр. на гибкость
24 Кувырок назад в группировке 1 Упр. на гибкость
25 Стойка на голове с упором на руки 2 Правила гимнастики
26 Висы и упоры 2 Упр. на силу
27 Лыжный спорт Лыжный спорт как вид спорта 1 Знание о л/с28 ТБ на уроках лыжного спорта 1 Инструктаж
29 Повороты на месте махом 2 Отжимания
30 Одновременный бесшажный ход 2 Приседания
31 Одновременный двухшажный ход 2 Прыжки
32 Торможение и поворот упором 1 Упр. на пресс
33 Одновременный одношажный ход 1 Упр. на координацию
34 Передвижение на лыжах – дист. до 3км 2 Упр. на восстановлен.
35 Баскетбол Баскетбол как спортивная игра 1 Знание баскетбола
36 ТБ на уроках баскетбола 1 ТБ
37 Правила игры и соревнований 1 Правила баскетбола
38 Выравнивание и выбивание мяча 1 Упр. с мячом
39 Передачи мяча и ловля мяча 1 Подскоки
40 Ведение мяча и броски по кольцу 1 Приседания
41 Перехват мяча, игра в защите 2 Прыжки
42 Упр. с сопротивлением защитника 2 Упр. на координацию
43 Двухсторонние учебные игры 2 Разминка
44 Гандбол Гандбол как спортивная игра 1 Знания о гандболе
45 ТБ на уроках гандбола 1 ТБ
46 Правила игры и соревнований 1 Правила гандбола
47 Перехват мяча, игра в защите 1 Комплекс ОРУ
48 Передачи мяча и ловля мяча 2 Упр. с мячом
49 Ведение мяча и броски по воротам 2 Отжимания
50 Блокирование броска 1 Подтягивание
51 Семиметровый штрафной бросок 1 прыжки
52 Двухсторонние учебные игры 2 самостраховка53 Волейбол Волейбол как спортивная игра 1 Знание о волейболе
54 ТБ на уроках волейбола 1 ТБ
55 Правила игры и соревнований 1 Правила волейбола
56 Обманные удары в волейболе 1 Упр. с мячом
57 Верхняя подача мяча 1 Упр. на корд-ю58 Прием мяча снизу двумя руками 1 Комплекс ОРУ
59 Передача мяча двумя руками сверху 1 Зарядка
60 Нападающий удар и блок 1 Упр. на внимание
61 Двухсторонняя учебная игра 1 Разминка
62 Футбол Футбол как спортивная игра 1 Знание футбола
63 ТБ на уроках футбола 1 ТБ
64 Обманные движения и финты 1 Правила футбола
65 Ведение мяча и удары по воротам 1 Упр. с мячом
66 Передачи мяча и остановка мяча 1 Беговые упр.
67 Двухсторонние учебные игры 1 Упр. на ловкость
68 Легкая атлетика Легкая атлетика как вид спорта 1 Знание о л/а
69 ТБ на уроках легкой атлетики 1 Инструктаж
70 Спринт-дистанция 60м и 100м 1 Ускорение
71 Эстафетный бег 4*60м 1 Упр. на корд-ю72 Метание мяча на дальность 1 Упр. на силу
73 Прыжок в высоту с разбега 1 Упр. на осанку
74 Длинный спринт 250м 1 Комплекс ОРУ
75 Прыжок в длину с разбега 1 Прыжки
76 Кроссовая подготовка до 1000м 1 Упр. в движении
Итого часов: 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук    А.А.Зданевич Москва «Просвещение» 2011
2. Учебники:
Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.КрайновФизическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.ВиленскогоРекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.