Выступление на ГМО учителей биологии Активные методы обучения


Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса
ГМО 30.03.2017г.
Дорофеева Ю.В.,
учитель биологии I категории
  МОАУ «СОШ №52 г. Орска»
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. В других случаях авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российского образования: Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Чаще всего используется следующее определение: Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. 
Одним из АМО является частично-поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями – учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём просмотров кино-, диафильмов, слайдов, теле-, видеофильмов.
У меня работа сводится к трём основным направлениям:
Просмотр видеофильма (или фрагмента).
Просмотр презентации.
Слайд с заданием.

5класс. Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Веденского «Введение в биологию». Видеофильм к уроку «Природные сообщества»(27урок)
-Посмотрите видеофильм и подумайте, какие группы организмов выделяют в экосистеме? Какова их роль? (производители, потребители, разрушители)

6класс.
1. Мультимедийное приложение к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология»
Презентация «Почвенное питание»
-Какая зона корня играет главную роль в почвенном питании и какое вещество необходимо для роста растения? (зона всасывания, азот)
2. -Посмотрите видеофильм и подумайте, о каких видоизменённых корнях здесь идёт речь? (прицепки, воздушные, подпорки)
3. Слайд «Функции корня»
-Выпишите только те цифры, которые необходимы. (1,3,4,5)
4. Презентация «Водоросли».
-Укажите верные утверждения. Как вариант - исправьте допущенные ошибки.

8класс.
Презентация «Скелет человека»
Слайды 5,7 «Программированный опрос»

10класс.
Презентация «Развитие взглядов на происхождение человека»
Слайд 5. Таблица, которую заполняют по ходу урока.
Слайд 18. О каком сходстве здесь идёт речь? (сходство кариотипов) - для проверки 19 слайд.
Слайд 25. Укажите признаки, по которым человека относят к Классу Млекопитающих. (Это можно и в 8классе). Как вариант - к любой другой систематической единице.