Выступление на ГМО учителей истории и обществознания

Ученическое научное общество как старт в науку

Стенгач Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей «Дубна»


Реализация права личности на самореализацию находит свое практическое воплощение в различных концепциях и теориях дифференцированного образования, в том числе в теории и практике организации профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней общеобразовательной школы. Профильное обучение обусловлено личностно ориентированным подходом, является выражением новой парадигмы образования, когда школьник признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.
Основополагающим способом самореализации является деятельность и самореализация понимается как «реальный процесс диалектического превращения деятельностных характеристик (сущностных сил) человека в способ человеческого бытия, в предметный мир человеческой культуры». Труд, творчество и самореализация являются диалектически тождественными феноменами, расхождение между ними начинается на уровне их конкретного проявления. Труд это самореализация личности в формах творческого созидания. Творчество это труд как самореализация сущностных сил человека. Самореализация - это постоянное творение самого себя через труд. Обязательным условием самореализации личности является свобода, то есть деятельность в соответствии со своими внутренними интересами, потребностями и целями. Именно этими положениями ФГОС руководствовались мы 12 лет назад, когда начинали работу Ученического научного общества «КЛИО». С переходом к ЕГЭ, к сожалению, значительно сократилась возможность (да и необходимость, с точки зрения многих учеников) проведения семинаров, диспутов, коллоквиумов. Новый экзамен диктовал и новые средства подготовки. Мы все тогда осознали, что из образования может уйти что-то очень важное, а именно – умение ребят логически выстраивать свои мысли, опираясь на особо заинтересовавший материал, умение вести диалог, удовлетворение желания быть услышанными и понятыми. А разве не это лежит в основе социализации?
Основным руководящим органом УНО является собрание учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Собрания проводятся 2 раза в году:
- в сентябре – планирование работ на учебный год; - в конце апреля - подведение итогов.
Почетное право представить свои исследовательские и творческие работы получают ребята, члены  ученического  научного общества лицея, чьи открытия и творческие находки  были удостоены грамот, дипломов и сертификатов на городских конкурсах и олимпиадах. Исследовательская работа лицеистов представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.





.

Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых родителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
Мы убедились, что в процессе школьного исследования действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
- формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают  дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
интегральности,
непрерывности
межпредметного многопрофильного обучения
свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
индивидуализации образовательной траектории учащихся;
создания условий для самореализации личности;
социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
 Важно то, ради чего начинает работу научное общество в школе. И главное здесь не столько выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью, сколько развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать и задачи НОУ:
1) пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
2) знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
3) формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
4) ранняя профессиональная ориентация учащихся;
5) создание системы взаимодействия «школа – Вуз»; участие в Федеральных олимпиадах школьников «Ломоносов», «Высшая проба», РАНХиГС, МГФА, РЭУ им. Плеханова (кстати, уже второй год подряд наши выпускники побеждают в этих олимпиадах и получают право поступления в ведущие вузы страны без экзаменов):/
Порадовали и результаты текущего учебного года:
олимпиада
ФИ ученика
предмет
результат

РАНХиГС
Голованова Марина
обществознание
Диплом II степени


Мялковская Александра
обществознание
Диплом III степени

МГФА
Робук Анастасия
Экономика (финансовое право)
Диплом II степени


На заседаниях УНО мои ученики получают возможность отстаивать свою точку зрения, главное – чтобы в их словах была логика, доказуемость, чтобы они были подкреплены знаниями. Здесь происходит творческое взаимодействие учеников друг с другом, которое трудно переоценить. Причем, тема заседания – это не всегда итог изучения какой-то темы. Она может возникнуть и спонтанно, как реакция на услышанное, увиденное. Таким весьма полезной и удачной стала для нас беседа после демонстрации по TV программы «Гастарбайтеры» или после прочтения ряда статей по теме «Дети индиго», «Полевое общение» и др. Часто ребята сами предлагают темы для обсуждения, так, например, разговор о евгениках у нас стал просто традиционным в 10 классе. Когда мы на уроках заканчиваем изучать модуль «Человек», и я перечисляю термины, значение которых ребята должны понимать и объяснять, именно евгеника вызывает сложности понимания. Вообще, понимая, как загружены наши старшеклассники, как мало наши ученики стали читать книги, на заседаниях научного общества мы начинаем с девятиклассниками с «Маленького принца», философской притчи Экзюпери. Ребятам очень нравится слушать друг друга, быть услышанными другими. А сколько открытий происходит во время этого разговора! По итогам изучения модулей «Человек» и «Духовная сфера» (и имея за плечами изученный модуль «Основы философии») ребята обсуждают фильм «Возвращение к жизни», в котором предлагаются 28 разных жизненных философий. Их надо увидеть, над ними надо подумать и выбрать наиболее близкую или наиболее понятую. И это тоже шаг к открытию, ведь ребята учатся не пересказывать мысль автора, а видеть ее смысл, иногда очень иносказательный. В результате, кто-то отстаивает точку зрения о том, что при рождении каждому из нас даётся коробка с карандашами, кто-то воспользуется тремя, а кто-то всей палитрой, сделав свою жизнь богаче А кто-то поддерживает иную точку зрения: «Жизнь – это не сон. Берегись! Мы авторы самих себя. Мир – это экзамен, роман Достоевского о клоунах. Вспоминай!» Здорово ведь? Понятно, что на уроках ничего этого мы не успели бы. Но, оказывается, это необходимо нашим ученикам. Ведь сейчас на 1 курсе практически всех вузов в интенсивном формате изучается предмет «Критическое мышление», где студенты и демонстрируют свое умение логически мыслить и логично аргументированно говорить. Не без гордости скажу, что наши выпускники (ВСЕ!!!) получают по итогам курса отличные оценки досрочно и выгодно отличаются от одногруппников.
Как писали Боуден и Мэртон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
Поэтому особенно важно, чтобы наши школьники овладели именно теми компетенциями, которые впоследствии могут быть использованы в жизни. В свете этого главной задачей учителя становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. А, значит, учитель создает условия, ту «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым подростком на уровне развития его интеллектуальных и других способностей, определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. И получается, что во многом именно мы, учителя, выстраиваем траекторию жизни для своих учеников. А это огромная ответственность.

Оценкой работы УНО «КЛИО», безусловно, можно считать и награждение руководителей Дипломом за II место в областном конкурсе руководителей детских и молодежных общественных объединений и организаций Московской области, и победы наших учеников, и благодарственные письма, которые получаем мы из вузов из года в год. Значит, задачу свою мы выполняем, закладывая основы формирования гражданского общества.
На каждом занятии стараюсь дать ребятам сразу несколько точек зрения по любой проблеме. Пусть спорят и выбирают!
Им интересно! И здесь главное – не пропустить этот момент. И только те ученики, кото-рые готовы «броситься в бой» за жизнеспособность самых странных и неотработанных идей могут быть названы творцами, именно они легко адаптируются в студенческом научном сообществе и реализуются как исследователи.
Так и начинается восхождение к науке, восхождение сложное, долгое, но интересное. А с этого начинается работа интеллекта и работа души.