Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии как форма познавательной деятельности


Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии как форма познавательной деятельности
Буз Тамила Викторовна
учитель географии
г. Донецк- 2016 г.
Личное мнение (условие возникновения опыта)
Старое дидактическое правило, на мой взгляд, «Учить детей учиться» актуально сегодня как никогда.
Л. Н. Толстой говорил, что «если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Потому, задача школы сегодня состоит в том, чтобы подготовить учеников к жизни, то есть вооружить их знаниями, умениями, навыками, развивать в них потребность учиться, сформировать физически и нравственно здоровую личность. Мой опыт направлен на решение этой задачи. Свои уроки я стараюсь строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Именно поэтому я и обратилась к теме: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии как форма организации познавательной деятельности».
А слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом.
Ведущие идеи и педагогические принципы
Современное общество ставит перед учителем и учеником сложные задачи: учителю – научить применять знания в нестандартных жизненных ситуациях, ученику – демонстрировать высокий уровень самостоятельности и эрудиции. Каким же принципом должен соответствовать педагогический процесс, чтобы учитель мог достичь цели образования по своему предмету, а школа гарантировать выполнение социального заказа общества?
В педагогическом процессе обучения урок, был и остаётся главным видом педагогический деятельности. Урок – это некий временной период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжённым трудом и творческим поиском, где учитель выступает в роли организатора и координатора учебной деятельности (своей и ученика), которая позволяет ученику усвоить учебный материал. Это звено хорошо продуманной дидактической системы, по которой работает учитель, в ходе которой решаются задачи обучения, воспитания и развития личности ребёнка.
2. Компоненты дидактической системы:
а) основная идея дидактической системы
В наше время перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только дать ученикам знания, но, и обязан научить их мыслить, рассуждать, анализировать, делать собственные выводы. Учителю постоянно приходится задумываться над тем, как сделать, чтобы на уроке не было скучно, как заставить учеников не только слушать и слышать материал, но и добиваться того, чтобы они активно и творчески усваивали его в полном объеме. Как научить ученика преодолевать трудности самому, как сформировать у него внутренние мотивы учения и как перейти от активной роли учителя на уроке к более активной роли ученика. Одним словом, что нужно сделать для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию. Этим и вызвано мое обращение к организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии. Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:
составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
решать творческие учебные задачи;
анализировать, сопоставлять, делать выводы;
давать собственную оценку фактам;
стройно излагать свои мысли.
Одним словом, формировать активную жизненную позицию каждого ученика, сделать процесс обучения эффективным, при котором обеспечивается системное формирование способностей переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя.
б) дидактические цели
Главным для меня, как учителя, является не просто дать детям формальные знания по предмету, а научить их мыслить, помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы в дальнейшим успешно жить и работать. Создать такие педагогически целесообразные ситуации, в которых ученик чувствует себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Где учитель — помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины. Как учитель я хочу быть не носителем абсолютных истин, а собеседником, который вместе с учениками проживать процесс рождения истины, доказательства, это создаёт условия, возможности:
- для повышения успеваемости по предмету;
- для реализации личностного ориентированного подхода к обучению, в основе которого лежит умение школьников самостоятельно приобретать знания и умения;
- для проявления учеником самостоятельности, творчества и инициативы, как в ходе урока так и при подготовки к нему;
- для управления познавательной деятельностью и воспитания учащихся.
в) роль учителя
Роль учителя сегодня мне видится в следующем:
не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Моя обязанность, как учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных учебных задач, организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.
г) дидактические принципы:
сознательности;
Суть принципа сознательности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера, с целью - выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение учеников к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний.Для этого необходимо:
- добиваться четкого понимания учащихся целей и задач предстоящей работы.
- логически увязывать неизвестное с известным.
- учить учащихся находить причинно-следственные связи.
Решить эту задачу можно через мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. География как предмет имеет значительные возможности для мотивации познавательной активности, так как раскрывает в своём содержании красочную и разнообразную картину мира. Такие вопросы, как образование нашей планеты, стихийные явления, жизнь различных народов мира и другие вызывают интерес у школьников. Эффективным приёмом является постановка перед учениками притягательной для них цели, простой и понятной. При этом искать цель необходимо в сфере непосредственных интересов детей. Например, изучая в 6 классе тему «Атмосфера», в начале урока задаю ученикам вопросы: «Какая погода была вчера?», «А какая сегодня?», «Почему идёт дождь?», «Почему изменилась погода?». Или при рассмотрении темы «Подземные воды» перед школьниками ставлю познавательную задачу, связанную с повседневной жизнью: «В каком из двух колодцев, изображённых на плане местности, верёвка с ведром, для подъёма воды, будет длиннее и почему?». Хорошо известно, что ничто так не притягивает внимание и активизирует работу мозга, как что-то необычное. В роли необычного может выступать какой-нибудь необычный факт, загадка, который будет раскрыт на уроке в процессе изучения нового материала. Это для учащихся среднего звена, а для детей постарше, в этой роли хорошо использовать проблемные вопросы и задания.
систематичности;
Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.
С этой целью необходимо:
- формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
- использование схем, планов, таблиц и иных форм логического представления учебного материала.
доступности;
Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по предмету. При этом:
- использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям;
- учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития;
- в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к трудному;
- объяснять простым, доступным языком;
- использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы
прочности;
Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, проделывают определенную работу по его запоминанию и применению, а также по его повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет:
- систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся;
- использование разнообразных подходов, форм, методов обучения, т. к. однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения;
- активизация мыслительных операций учащихся, посредством вопросов на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей.
д) средства и методы
Умелое использование тех или иных средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения. Это в первую очередь: учебники, различные карты, справочная и учебная литература. С их помощью можно организовать самостоятельную работу: законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментировать содержание отдельных абзацев параграфа и т.д. Большое значение для получения знаний имеет умение учащихся работать со справочной литературой. Это позволяет учащимся собственными силами решать определенные задачи. Разнообразные географические картограммы и картодиаграммы могут быть использованы как источники географических знаний и как средство наглядности.
Мультимедийный проектор, используемый на уроке, позволяет передавать образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию, справочный, инструкционный и другой материал. Его применение в учебном процессе позволяет экономить время на уроке, быстро подавать необходимую информацию. Подготовленные слайды можно использовать на всех этапах урока, определяя оптимальный для данной группы учащихся темп подачи информации, и её последовательность. Главное, чтобы подобранная информация не дублировала, а дополняла учебник. Мультимедийная презентация наиболее удобное средство передачи информации теоретического характера, атак же для создания на уроке проблемной ситуации, руководства самостоятельной работой, повторения материала и т.д. Целостность, логическая обоснованность содержащейся в презентации информации делают её весьма серьезным средством управления познавательной деятельностью учащихся. Учащиеся во время просмотра могут делать записи в тетради, вычерчивать простые схемы или графики, а мне, как учителю, легче организовать обсуждение увиденного. В практике работы встречаются ситуации, когда лучше показать, чем рассказать и объяснить словами, а применение видеофильма позволяет глубже выявить сущность происходящих процессов и установить причинно-следственные связи между ними, продемонстрировать яркие географические объекты и явления.
Особой моделью, изображающей пространственно-временные соотношения на плоскости, является географическая карта. Работа с картой на уроках географии имеет особое значение. Умение читать географическую карту является одним из важнейших в обучении географии в общеобразовательной школе, согласно стандарту географического образования. Набор различных карт позволяет реализовать преемственность между основной и старшей школой. Используя карты с одинаковыми названиями, но с постепенно усложняемым содержанием, например, политическая карта для основной школы с высокой степенью генерализации и политическая карта для старшей школы с более полным содержанием. Для большей эффективности образовательного процесса, возможно использование, и появляющихся, электронных мультимедиаучебников и программно-методических комплексов.
Из существующих многообразных классификаций методов обучения, на мой взгляд, классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и Л. Я. Скаткин в большей степени отражает современные требования к организации процесса обучения.
Так объяснительно-иллюстративный метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых ещё не обеспечено знанием фактов, например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации, воспроизводства населения и т.д. Объяснительно-иллюстративный метод аналогичен рассказу, беседе, работе с учебниками и т.д. Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и, что очень важно, для формирование специфических географических умений. Например, при изучении схемы поверхностных течений в Мировом океане после объяснения ученику предлагается повторить объяснения, но при этом он должен придерживаться определённого плана описаний или характеристик географических объектов, территорий.
Ещё большее поле для развития познавательного интереса, творческого мышления даёт метод проблемного обучения. При котором ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблемных (противоречивых) ситуаций, разрешая эти противоречия, школьники познают явления и предметы. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемной для школьника, поэтому от учителя зависит, заинтересует ли школьников учебный материал, преподнесенный в виде проблемы, или нет. Нужно преподнести материал таким образом, чтобы активизировалась мыслительная работа всего класса, при этом, что очень важно, проблемный метод подходит для любого возраста учащихся: будь то младший школьник или старшеклассник. Этот метод, но в несколько упрощённом варианте, я использую, при анализе того или того явления, схемы и т. д. Главная суть заключается в такой формулировке вопросов, которая требует от обучаемых повышенной творческой активности. Чаще всего такие вопросы начинаются со слов «почему», «когда», «как», «где» и т. д. Например: «Как можно снизить экологическую нагрузку...? „Что будет, если...?, «Где можно использовать...?, «Какое основное достоинство (недостаток)...?" и т. д.
С помощью частично-поискового метода ученики получают возможность освоить часть учебного материала самостоятельно. Например, провести сопоставление карт и сделать выводы, сравнить объекты, сформулировать определение понятия, например, «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в горах расположенных в разных широтах. Применение этого метода возможно при наличии уже определённых знаний и умений, полученных в предшествующих курсах, темах или других предметах. Проблемная ситуация и серия взаимосвязанных вопросов, позволяющих последовательно, но главное, самостоятельно, разрешить эту проблемную ситуацию. Примером может служить беседа по серии вопросов об изменении равнин под действием внешних и внутренних процессов, опираясь на знания о процессах выветривания, работы текучих вод, ветра, моря.
Но только исследовательский метод позволяет самостоятельно изучать новый для них материал. Исследовательский метод обучения мною ещё применяется крайне редко, или применяется частично, на отдельных этапах урока. В роли исследовательского метода могут выступать задания по составлению планов, решению познавательных задач, проектированию.
На мой взгляд, хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.
3.Примение дидактической системы в процессе обучения (из опыта работы)
Формирование познавательного интереса и самостоятельности на уроках географии и во внеурочное время я осуществляю с помощью различных приемов и способов:
1) организация познавательного конфликта на уроке
Например, в 11-м классе предлагаю тему дискуссии: «В какой области Беларуси наиболее комфортные условия для отдыха?».
Основой для дискуссии служат картосхема территории; климатические карты, карта природных зон; тексты с описанием природы природных зон, населения и хозяйства; статистические материалы; иллюстрации. В процессе дискуссии интересно наблюдать, как ребята трепетно отстаивают свой природный район, при этом логично излагают материал, выделяя в нем главные положения, что расширяет знания учащихся по предмету и усиливает у них мотивацию к учению.
В 10-ом классе предлагаю темы дискуссий: при изучении темы «Химическая промышленности» - «Где наиболее благоприятные и выгодные условия для строительства нефтехимического комбината?»; при изучении темы «Электроэнергетика» - «Где выгоднее построить электростанцию, работающую на угле, мазуте?»; при изучении темы «Сельское хозяйство» - «Выгодно ли выращивание сахарной свеклы в нашей стране?». В процессе дискуссии ребята используют разные источники информации: тематические карты, статистический материал, полученные знания по предмету в предыдущих курсах географии. Для меня очень важно, что участие в дискуссии воспитывает у ребят уверенность в себе, умение обосновать и доказать свою точку зрения, целеустремленность, добросовестность, ответственность за свои слова.
2) решение географических задач
При решении географических задач учащиеся опираются на уже приобретенные знания, и развивают такие навыки как умение обобщать, сравнивать, пользоваться атласом. Например, при изучении темы «Австралия» в 7-ом классе школьники решают такую географическую задачу: жители соперничающих между собой городов – Сиднея и Мельбурна вот уже второе столетие подшучивают друг над другом на тему погоды. Сиднейцы утверждают, что в Мельбурне можно замерзнуть, а мельбурнцы всерьез рассуждают о том, что в Сиднее просто неслыханная жара. И это при том, что средняя годовая температура воздуха в Сиднее + 17 С, а в Мельбурне +14 С.
3) работа с географическими картами
Я считаю, что не только специалистам и географам нужно разбираться в картах. Картографическая грамотность сегодня необходима каждому образованному человеку в повседневном быту: дипломату и туристу, администратору и инженеру, космонавту и водителю личного автомобиля, наконец, любому читателю газет и телезрителю. Например, в 6-ом классе при работе с картой «Распределение солености на поверхности Мирового океана» предлагаю такие задания:
определить районы Мирового океана с наибольшей и наименьшей соленостью вод, используя карту;
объяснить от чего зависит соленость воды;
Важное место на моих уроках занимает работа с номенклатурой – это, прежде всего, знание географических объектов, расположенных на географической карте.
Работу с географической картой осуществляю двумя способами:
Устный ответ учащихся у карты, в том числе в форме рыцарского турнира или состязаний географов-эрудитов
Письменный ответ учащихся на знание географических объектов, обозначенных на контурной карте условными знаками.
При проведении турниров, состязаний на знание географических объектов, для меня, как для учителя, приятно видеть, что ребята заинтересованы не только в победе, но и в осознании того, что они владеют такой объемной информацией.
4) использование дифференцированных, индивидуальных и творческих заданий
Я считаю, что когда ребята приходят ко мне в 6-ом классе они имеют разный уровень подготовленности к обучению географии, разные виды внимания, воображения, памяти. Достаточно редко школьники проявляют свои творческие способности с первых уроков географии, поэтому я стараюсь помочь им адаптироваться к моему предмету и, конечно же, привить любовь к географии, развить познавательный интерес. Первые темы, которые мы изучаем по плану в 6-ом классе «Путешествия и географические открытия». Эти уроки я провожу в форме путешествия на корабле по земному шару, что вызывает у ребят восторг, они проявляют свое любопытство, интерес, «готовы открывать новые земли».
Одним из приемов индивидуальных заданий на моих уроках географии является использование заданий-загадок, выполнение которых требует от учащихся не только сообразительности, но и кропотливой работы с атласом. Например, при изучении темы «Страны Европы» в 10-ом классе учащимся необходимо определить сначала страну по описанию, а потом подтвердить или опровергнуть свои предположения, поработав с фрагментом контурной карты. Подобные задания-загадки я использую и в 10-ом классе при изучении темы «Крупнейшие города Беларуси», когда школьники определяют по описанию города России. Также использую географические диктанты, в содержании которых ребята должны найти ошибки – методика «Лови ошибку». Использование такого типа заданий требует от ребят внимательности и сосредоточенности.
На своих уроках я использую дифференцированные задания, так как уровень обученности учащихся в классе разный. Например, предлагаю дифференцированные и творческие задания по теме «Австралия»: «Составьте памятку туристу, путешествующему по Австралии»; при изучении темы «Внутренние воды Северной Америки» ребятам дается задание: «Напишите заметки путешественника по рекам Северной Америки».
Я считаю, что индивидуальные, дифференцированные, творческие задания способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов. Слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так душевного благополучия.
5) использование на уроках игровых моментов
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. Игра вызывает ценное переживание, здесь участник четко ставит цель, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем весит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый школьник может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.
При выборе игровых моментов учитывают возрастные особенности детей. При изучении начального курса географии необходимо проведение таких игр, которые дают возможность наглядно представить себе происходящие процессы. Ребята имеют навыки работы в коллективе; у них достаточно развито логическое мышление; они умело сопоставляют факты, анализируют их. Например, при изучении темы «Гидросфера» в 6-ом классе мы с ребятами и «капелькой воды» совершали путешествие по всему циклу круговорота воды в природе. Также провожу игру по теме «Атмосфера». В 7-ом классе школьники уже довольно хорошо владеют навыками самостоятельной работы. На первый план выдвигается желание проявить лидерские качества, поэтому игры-путешествия позволяют реализовать эти качества, при этом, в течение учебного года в роли лидеров участвует большинство учащихся. Учащиеся10-х классов, как правило, в состоянии осуществлять самостоятельную организационную деятельность и уже преодолели пик своего возрастного негативизма в отношениях со взрослыми. В их действиях начинают преобладать четко мотивированные поступки. При организации учебной игры в этих классах романтика « путешествия» отходит на второй план. Сюжеты деловые игры должны опираться на реальные события.
При разработке сценария учебной игры я стараюсь включить в него такие проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей; создаю условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Я считаю, что совместное участие ребят в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Учащиеся приобретают навык свободного участия в дискуссии, уважения к другому мнению, спокойного отстаивания своей точки зрения.
На уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, “Что? Где? Когда?”, «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
6) использование дополнительного и занимательного материала на уроках географии
Я убежденная сторонница использования на уроках занимательных вопросов и заданий, которые помогают развивать у учащихся познавательный интерес к географии, любознательность, активность школьников на уроках. Их применение не ограничено жесткими рамками структуры урока, поэтому они успешно могут использоваться на разных этапах урока. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память.
С этой целью использую ребусы, шарады-загадки. Школьники ответственно относятся к разгадыванию и составлению кроссвордов. Использование на уроках кроссвордов достаточно эффективно. Причем работу с кроссвордами организовываю по-разному:1. Предлагается ученикам сетка кроссворда и даётся задание заполнить ее названиями географических объектов (например, указать названия рек Северной и Южной Америки. Это позволяет проверить номенклатурные знания учащихся в 7 классе.2. Сетки кроссвордов уже заполнены словами - терминами, а ученики должны сформулировать вопросы к ним, таким образом, можно проверить знание терминологии.3. Составление кроссворда на заданную тему в качестве домашнего задания. При выполнении этой работы обучающиеся учатся формулировать лаконичные вопросы. Лучшие работы используются на уроках при проверке знаний. При изучении темы «Атмосфера» интересными для ребят являлись наблюдения за погодой. На таких уроках я использую занимательные задания, в описании которых лежат известные ребятам литературные герои (например, Мэри Поппинс). Урок «Географическая карта» в 6 классе, я начинаю словами, из книги Ж. Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой». А урок о полезных ископаемых с загадок, например, таких: Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Или. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Что бы сделать миску или вазу, она понадобится сразу.
Опыт показал, что использование на уроках дополнительного материала помогает учащимся лучше запомнить необходимые объекты и имена, глубже познать процесс освоения материала. Такие уроки более яркие, содержательные, интересные.
Например, при изучении материков учащиеся должны запомнить сведения об открытии и исследованиях материков. Эти сведения я четко сопоставляю с обязательной географической номенклатурой, что помогает ребятам лучше запомнить материал.
7) проведение практических работ
Важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике.
При проведении практических работ использую методические указания, карточки или записи на доске для учащихся с целью создания плана действий. При планировании практических работ я использую творческие элементы.
Например, ребята составляли план местности по сказке «Илья Муромец…» или план местности маршрута «Дом, где я живу – Гимназия №107».
В 11-ом классе учащиеся выполняют творческую практическую работу по составлению описания путешествия по одной из стран мира в форме туристического маршрута, проводят их презентацию.
При проведении практических работ я ставлю задачи:
- Развитие общеучебных умений, навыков у школьников – анализ, синтез, обобщение;
- При выполнении работ на контурных картах развитие у школьников таких качеств, как аккуратность, правильность, добросовестность;
- Развитие творческих способностей учащихся.
4.Эффективность дидактической системы
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот самостоятельные действия учеников с учебным материалом дают 90%.
Организация самостоятельной работы на уроках, на мой взгляд, позволяет:
- вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
- осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
- развивать мышление и творческие способности каждого ученика;
- овладеть определенными познавательными умениями и навыками;
- способствует процессу активизации обучения.
5.Результативность
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету.
Итогом моей работы является то, что наблюдается устойчивый интерес к урокам географии, повышается качество знаний по предмету. В моих классах нет неуспевающих. Учащиеся выступают на школьных, районных олимпиадах, занимают, как правило, призовые места.
Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности.