Организация рефлексивной деятельности на уроке.



Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке.
Одним из средств формирования регулятивных учебных действий является рефлексия.
Сейчас мы поговорим о рефлексии как необходимой составляющей урока.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – это способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки.
В логике федерального государственного стандарта учебная рефлексия - это не дополнительная часть урока, не этап урока, а его необходимая составляющая, о чём будем говорить дальше.
Учёные по-разному подходят к рассмотрению рефлексивной практики учащихся. Мы рассмотрим следующую классификацию.
Классификация рефлексивной практики учащихся.
1) По цели:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния; (смайлики в начале урока, «Дерево настроения»)
Рефлексия содержания учебного материала; (закончи предложения, проверка на этапе, н-р, словарной работы)
Рефлексия содержания деятельности;
Рефлексия результатов учебной деятельности и ее осознанности.
Лесенка успеха:
1-я ступенька: были ошибки, ничего не понял по новой теме;
2-я ступенька: были ошибки, понял новую тему, но остались вопросы, смогу поделиться с другими тем, что узнал;
3-я ступенька: не было ошибок, понял новую тему, но остались вопросы;
4-я ступенька: не было ошибок, все было понятно, смогу поделиться с другими тем, что узнал.
Учитель, проводя рефлексию оценивания, может посчитать сколько человек поставили себя на каждую из ступенек, сделать вывод по работе класса в целом.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно …
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу …
Я почувствовал, что …
Я приобрёл …
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
Я попробую …
Меня удивило …
Урок дал мне для жизни …
Мне захотелось …
2) По форме организации деятельности:
Фронтальная (выборочная);
Индивидуальная;
Групповая;
Коллективная.
3) По способам проведения:
Анкета;
Вопрос;
Символ;
Таблица;
Ситуация;
Рисунок и т.п.
Условия формирования рефлексивных действий.
При организации работы по формированию рефлексивных умений на первый план выходит понимание педагогом, над какими умениями нужно работать тому или иному учащемуся, через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться.
Во время урока педагог как бы «запускает» рефлексивные процессы в сознании учащихся, планирует деятельность учащихся, организует учебную коммуникацию, ситуативную и плановую рефлексию, т.е. выступает координатором рефлексивной деятельности учащихся.
Проведение рефлексии – это новый вид контроля достижения образовательных результатов, который формирует в дальнейшем самооценку ученика и регулятивные УУД.
Организация рефлексивной деятельности.
Организация рефлексивной деятельности важна на каждом этапе урока. Поэтому она планируется учителем в сценарии урока, в зависимости от цели использования и её формы.
Рефлексия в конце учебного действия даёт возможность и учителю, и ученику задуматься, какие из способов учебной деятельности и приёмов познания нуждаются в совершенствовании. Например, после проведения самостоятельной работы определить, что получилось, с чем справились, какие задания вызвали затруднение и почему.
Основные рефлексивные действия учащихся.
Возвращаясь к тому, что рефлексия является составляющей урока, рассмотрим, какие регулятивные УУД могут быть сформированы в процессе систематической работы по формированию у учащихся рефлексивных действий. Это может быть следующее:
Способность критично оценивать ход своей работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки;
Определять последовательность действий для решения учебной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
Обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия;
Уметь устанавливать причины своих ошибок и производить коррекцию деятельности;
Определять степень сложности заданий;
Сопоставлять свою работу с образцом;
Оценивать свою работу по критериям, выработанным совместно в классе;
Сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).
Использование листов самооценки.
Высший «пилотаж» в формировании регулятивных УУД при организации рефлексивной деятельности ученика – это заполнение листа самооценки. Рассмотрим примеры листов самооценки.
Например, в Р.Т. к учебнику «Окружающий мир» (авторы Дмитриева, Казаков) предлагается следующая система оценивания выполнения заданий:
«Оцените, как вы выполняли задание:
«+» - легко, без затруднений;
«+» - с некоторыми затруднениями;
« -» - самостоятельно с заданием не справился (-лась).
Результат вашей работы оценит и учитель, обозначив:
«+» - выполнено правильно;
«+» - допущены некоторые ошибки;
«-» - допущено много ошибок, с заданием не справился (-лась).
Использование самооценочных методик целесообразно и на уроках русского языка и математики.
Например, в приведенном ниже листе самооценки учителем заранее вписываются виды деятельности на уроке (разгадывание кроссворда, синтаксический разбор предложения и т.д.) После каждого вида работы ученики выполняют рефлексивные действия. Важное условие – целеполагание в начале урока и анализ, достигнута ли поставленная цель в конце урока.
Пример.
Моя цель на урок:_______________________________________

п/п Моя деятельность + , + , -
1 ……………….. 2 ……………….. 3 ………………. 4 ………………… Листы самооценки могут применяться и для рефлексии учащимися результатов групповой работы. Чтобы повысить эффективность групповой работы во время выполнения группового проекта или презентации, можно предложить следующие листы самооценки.
Пример.
1. Дайте отзыв на работу группы. Отметьте одну из характеристик:
«-» - трудно улучшить;
«+» - есть способ улучшить,
«!» - многое можно улучшить.
Фамилия, имя __________________________________
2. Отметьте знаком, что можно назвать результатом вашей совместной работы:
Группа работала над темой.
Презентация группы была интересной.
Презентация была понятной, помогла мне лучше усвоить тему.
Все члены группы участвовали в презентации.
Все участники осознали значимость проекта.
Группа подробно отвечала на вопросы.
Я узнала что-то новое из презентации.
Выступление каждого участника подготовлено хорошо.
3. Оцени свою работу в группе:
Что я предложил (а) по планированию проекта?_____________________________
Какой вклад я внес (ла) в выполнение проекта?_______________________________
Какие мои идеи помогли выполнить проект?_________________________________
Вывод.
Итак, основная задача организации рефлексивной деятельности ученика на уроке, это:
1) Развитие самостоятельности обучающихся (т.к., основная цель новых стандартов – ученик должен учиться САМ)
2) Формирование «умения учиться» через самооценку своей деятельности на уроках, т.е., умение планировать свою деятельность и умение оценить результаты своей деятельности, исходя из планируемых результатов освоения программного материала.
- умею (не умею);
- трудно (легко).
Рефлексивная деятельность на уроке как один из видов контроля планируемых результатов должна способствовать росту самостоятельности учащихся и овладению умением планировать действия по улучшению своей учебной деятельности.