Статья по физике на тему Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала на уроках физики и математики


Моисеенко Надежда Филиппьевнапреподаватель математики и физики
ГБПУ «Кудымкарское медицинское училище»
г.Кудымкар, m-6209@mail.ruСамостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала на уроках физики и математики
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. И поэтому важной задачей для преподавателя является научить студентов самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения обучающихся в активную деятельность на всех этапах обучения: в процессе усвоения нового материала, во время решения задач и упражнений, на уроках повторения, обобщения.
Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития умственных способностей обучающихся. В этой связи приобретает исключительно важное значение разработка форм организации самостоятельной работы студентов по изучению основ наук и методов руководства ею.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Федеральный образовательный стандарт гласит, что условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечить для участников образовательного процесса возможность формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно – исследовательской и художественной деятельности. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Самостоятельная работа включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие новых понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Практический опыт показывает, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником порешению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению студентами более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний.
2. Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной
работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы попредмету у студентов вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
В своей работе систематически использую следующие формы самостоятельной работы обучающихся:
работа с учебной литературой на различных этапах урока;
решение задач;
лабораторные и практические работы;
работа с таблицами и справочной литературой.
подготовка докладов и рефератов
Студентам интересны уроки самостоятельной работы. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность. Самостоятельная работа по решению задач позволяет сделать знания обучающихся осознанными, избавить их от формализма, способствует углублению знаний студентов, развитию их мышления, формированию умения аргументировать задачную ситуацию и находить пути ее решения. Самостоятельная работа с литературой оказывает положительное влияние на знания студентов. Они становятся более глубокими и осознанными. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер.
Для современного образования основным направлением развития стала такая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Таким образом, передо мной стал ряд специфических проблем:
проблема обеспечения необходимого качества знаний при недостаточной самостоятельной активности обучающихся на уроках математики и физики;
проблема обучения математике и физике в условиях, разного уровня знаний и умений обучающихся;
невозможность при традиционной организации урока выработать у обучающихся навык самостоятельного приобретения знаний.
Выход был виден в том, чтобы найти новые формы обучения, обновить методическую базу урочных занятий, стремиться к новизне и нестандартности проведения уроков, использовать стремление ребят к учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить им самим выбирать степень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс невозможен без ненавязчивого, но чёткого руководства преподавателя.
Итак, математика и физика – это те учебные дисциплины, которые наилучшим образом готовы к реализации идей ФГОС. Готов ли преподаватель? К сожалению, не всегда: сложно дается новая терминология; освоение образовательных технологий и их реализация в образовательном процессе, обновление содержания обучения через подбор специальным образом сконструированных учебных задач, разработка конспектов уроков в новом формате – все это требует серьезных затрат времени, желания и творчества. Очевидно, что любые изменения требуют понимания, осмысления и терпения. Успешность во многом зависит от самостоятельности и настойчивости самого преподавателя. Одной из существенных составляющих успеха в профессиональной педагогической деятельности является стремление быть современным учителем в современном образовательном учреждении.