Урок истории в 8 классе «Быт и обычаи населения России первой половины 19 века»


Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.
8 класс, история
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать; развитие у учащихся самостоятельности;
Предметные: развитие умений работать с учебником; сопоставить особенности представителей различных сословий России в первой половине 19 века.
Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся: прочитать параграф о быте разных сословий России; учителя: подготовка раздаточного материала.
Оборудование: компьютер(ноутбук) для работы в группах, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).
Схема содержания урока.
№ п/пЭтап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Метод. коммент.
1 Мотивация. Ответы учащихся Ребята, а в каком веке мы живем? А что окружает человека в 21 века, каковы условия его жизни?
А вам интересно узнать в каких условиях жили люди 2 века назад?
Тогда я предлагаю активно поработать сегодня на уроке. Потому что тема нашего урока звучит так: Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.
Так какие же мы поставим цели для себя? Создание проблемной ситуации.
2 мин.
2 Целеполагание Постановка целей Учитель фиксирует цели на доске 2 мин.
3 Учебно-познавательная деятельность Распределяют обязанности по группе: кто за какое задание отвечает, отбор материала. Каждая группа представляет одно из сословий (дворянство, крестьянство), получает пакет с заданиями:
Опишите жилище, расскажите о его внутреннем убранстве…
Расскажите об одежде сословий…
Составьте меню для сословия…
Как проводили свой досуг (свободное время) представители сословия… Вводная информация и инструктаж.
Распределение ролей в группе.
Учитель-консультант.
(Эвристическое задание, самоорганизация деятельности)
2 мин.
4 Интеллектуально-преобразовательная деятельность Составление слайдовой презентации 24 мин.
Динамическая пауза.
5 Контроль и оценка результатов деятельности Представление результатов работы групп.
Презентация.
Ответы учащихся. У групп есть друг к другу вопросы?
(Раз всем все понятно, тогда я задам вам вопрос.) Ребята, а машина времени существует? А если бы она существовала, то куда бы вы отправились? А я вам могу сказать, что существует, это наша фантазия, воображение. Я вам предлагаю написать сочинение «Один день моей жизни в России 19 века». Но не забудьте, что вы будете представителями одного из сословий. Кроме того на уроке вы изучили быт людей, но не изучили обычай и этим тоже вы займетесь дома. Было бы совсем замечательно, если вы обратитесь к дополнительным источникам.
Каждая группа в течение 3-5 минут сообщает о результатах своей работы.
В зависимости от ситуации
6 Рефлексия.
Ответы учащихся А теперь давайте подведем итог нашей работы, и для этого мы вернемся к тем целям, которые мы перед собой поставили.
Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...
Приложение. Раздаточный материал.