Школьный музей – как центр патриотического воспитания детей


Школьный музей – как центр патриотического воспитания детей  
 
Камалова Гульфия Фаргатовна
учитель истории  МБОУ «Каргалинская гимназия»
Чистопольского муниципального района
             Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня  духовной культуры общества и подрастающего поколения, снижением интереса к истории,  углублением противоречий между старшим и молодым поколениями.     Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.
    Школьный музей обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного  воздействия на учащихся, контакты с музеем обогащают учебно-воспитательный процесс, расширяют диапазон средств, используемых школой. Музей необходим для полноценного преподавания таких предметов  как  культура родного края и история, для воспитания патриотизма.
На сегодняшний день на базе Каргалинской гимназии функционирует школьный краеведческий музей, который был открыт 2005 году, в честь 60-летию Великой  Победы
        Краеведческий музей играет особую роль в патриотическом воспитании учащихся. Этому способствует всестороннее и многообразное отражение в краеведческом музее жизни родного края, его прошлого и настоящего. Краеведческий музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле и чувства гордости за нее.
  Для того, чтобы вырастить настоящих патриотов, нужно  решить следующие проблемы:
  -        Воспитание патриотизма и гражданственности;
  -        Воспитание  семьянина, включение семьи в систему воспитательной  работы;
  -        Развитие духовной культуры и нравственности личности;
  -        Повышение эрудиции, расширение кругозора;
  -        Оптимальное раскрытие творческого потенциала каждого;
  -        Формирование здорового образа жизни, общефизическое развитие;
  -        Профессиональное самоопределение.
        Краеведческий кружок существует в школе уже несколько лет. Мы регулярно привлекаем новых участников краеведческой работы, которая стала неотъемлемой частью жизни школы. Через краеведческий кружок учащиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории нашего села и приобрести навыки музейного дела. Для сбора экспонатов  привлекаются учащиеся всех классов. Ученики школы с удовольствием посещают Комнату Боевой Славы, внимательно слушают программные экскурсии и становятся участниками нашей работы. Она ведётся по нескольким направлениям.
Направления работы:
1. Военно-патриотическое.
Цель:
воспитание у учащихся уважения к боевым традициям нашего народа; знакомство с героическим прошлым наших земляков.
Задачи:
1. Сбор и изучение материалов об участниках боевых действий в Великой Отечественной войне, Чечне и Афганистане.2. Встречи с ветеранами и участниками боевых действий.3. Проведение уроков мужества посвященных Дням Воинской славы России.4. Подготовка экспозиции, посвященной Сталинградской битве.
2. Краеведческое направление.
Цель:
Изучение истории родного города и истории школы.
Задачи:
1. Изучение вопроса о развитии печатных изданий.2. Подготовка к городским краеведческим чтениям.3. Подготовка экспозиции посвящённой ветеранам школы
3. Изучение музейного дела.
Цель:
приобретение учащимися навыков работы в музее.
Задачи:
1. Сбор и изучение материалов по истории города.2. Подготовка экспозиций.3. Подготовка экскурсоводов.4. Проведение экскурсий.5. Работа с фондами.
Не последнее место в работе музея отводится историко-краеведческой работе, ведь это поиск, нередко поднимающийся до уровня исследования. Проведение экскурсий, походов по родному краю не только обогащают учащихся, воспитывают у них чувство гордости за свое Отечество, но и порой приводят к находкам, пусть маленьким, но для ребят значительным открытиям.
       Письменные работы на краеведческие темы       «Топонимика села Каргали»,  «История возникновения села Каргали», «История моей школы».    Систематическая    историко-краеведческая работа положительно     влияет на развитие    творческого мышления и практические навыки     учащихся, на воспитание    чувства патриотизма. Богатейший материал по истории края дают этнографические     исследования, проводимые участниками кружка  «Краеведение». Работа с     памятниками фольклора имеет огромное и учебное, и воспитательное     значение. Фольклор сохранил идеалы, духовные ценности многих     поколений  людей. Этот вид деятельности воспитывает у     учащихся    национальную гордость, глубокие патриотические чувства.
        В музее проводятся экскурсии, уроки, различные торжественные мероприятия. Одновременно продолжается поиск новых экспонатов, ведется исследовательская работа по изучению конкретного вопроса, темы. За время функционирования музея проделана большая работа по составлению экспозиций, сбору материала, изготовлению альбомов, стендов. Постоянно обогащаются экспозиции музея, совершенствуется его содержание, формы и методы работы. В этом учебном году большое внимание уделяется исследованию вопроса «Участие жителей села Каргали в Великой  Отечественной войне».
В школьном краеведческом музее функционирует экспозиции:
- Жизнь и быт нашего села;
- Из истории школы;
- Шагая по дорогам боевой славы;
   Экспозиция «Жизнь и подвиг героя» посвящена нашему земляку, Герою Советского Союза, Валееву Агзаму Зиганшевичу.
Экспозиция «Ир язмышы - ил язмышы» посвящена заслуженному работнику культуры РТ, кандидату исторических наук, доценту КГПУ, Гатауллину Рою Вафиновичу. Особое внимание Рой Вафинович уделял патриотическому воспитанию молодёжи, так как в его жизни неизгладимый след оставила Великая Отечественная война
      Школьный музей всегда развивала в детях и молодежи всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле. Где родился и вырос, гордость за историческое  свершения народа. Особое место в патриотическом  воспитании занимает формирование чувства единства, дружбы и братства, объединяющих народов России. Нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.