Положение о Портфеле достижений обучающихся начальной школы


Положение
о Портфеле достижений обучающихся начальных классов МБОУ «Волошинская СОШ»
1.1. Настоящее положение разработано в соответствие с ФГОС НОО и определяет порядок формирования и использования Портфеля достижений обучающихся как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Портфель достижений обучающихся является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
1.3.Портфель достижений обучающихся позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
1.4. Портфель достижений обучающихся – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
1.5.  Портфель достижений обучающихся служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования.
     2. Цели и задачи составления Портфеля достижений обучающихся.
2.1.Цель – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Основными задачами являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
- активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфель достижений обучающихся реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период
времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания
от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
          3. Структура и содержание Портфеля достижений ученика.
3.1. Портфель достижений ученика формируется из следующих разделов:
- «Мой мир»;
- «Мои достижения»;
- «Мои успехи».
3.2 Раздел «Мой мир» включает:
титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс и фото ученика (по желанию родителей и ученика);
данные о себе, семье, увлечениях, интересах ребёнка, занесенные им самостоятельно на добровольной основе;
цели и задачи, поставленные ребенком на учебный год.
Этот раздел может быть представлен тетрадью на печатной основе, предложенной различными издательствами по выбору учителя.
3.3.Раздел «Мои достижения» включает:
-грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, похвальные листы (копии или оригиналы)
- положительные оценки педагогами, родителями, возможно одноклассниками стараний обучающегося.
- лучшие творческие работы обучающегося: сочинения, рисунки, сказки, стихи, проектные работы (фотографии, тексты в печатном или электронном варианте). Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию.
3.4. Раздел «Мои успехи» включает:
-сведения об успеваемости за каждый учебный год по предметам;
-сведения о результатах годовых контрольных работ;
- сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.
- лист оценки Портфеля достижений обучающихся, где отражаются достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности за учебный год.
4. Порядок формирования Портфеля достижений обучающихся
4.1. В формировании Портфеля достижений участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. Возможно использование тетрадей на печатной основе различных издательств по выбору учителя.
4.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
4.4. Классный руководитель:
- Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений;
- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфеля достижений;
- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;
- Оформляет итоговые документы.
 4.5. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предметам;
- Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.
4. 6. Подведение итогов работы.
4.6.1.По результатам оценки Портфеля достижений учащихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, в школе. Победители поощряются.
4. 6.2. Критерии оценки Портфеля достижений учащихся. Приложение 1.
4.6.3. Сводная итоговая ведомость. Приложение 2.
5. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
6.  Положение действительно до внесения следующих изменений.

Приложение 1.
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и
научно-исследовательской деятельности
Показатель Индикатор Балл
1. Итоговые отметки  по предметам учебного плана Средний балл отметок за   учебный год, умноженный на 10  
2. Годовые контрольныe работы Средний балл отметок за годовые контрольные работы, умноженный на 10  
3. Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах,   проектной деятельности. Школа Город Область Всероссийск. Международ.  
5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов Победитель
призер
участник 15
10
5 20
15
10 25
20
10 30
25
20 40
4. Сертификаты участников международных конкурсов таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру» и другие
Участие 5 баллов
1 место в школе +5 баллов
2 место в школе+4балла
3 место в школе+3балла
Победитель- 15
Призер – 10
 
2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности
Показатель Индикатор Балл
1.Общественная деятельность  1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса
 
 
 
Уровень активности и качество выполнения поручений  
Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)  
1.2.Сведения об участии  в  делах класса и школы
Коллективные трудовые дела, акции, праздники, социальные акции и т.д.)5 баллов
3 балла
1 балл
 
2. Спортивные достижения 2.1.Участие в спортивных соревнованиях
победитель
призер
участник Уровень школы
15
10
5 Уровень района
20
15
10 Уровень области
25
20
10 2.2. Занятия в спортивных секциях, клубах По 5 баллов 3. Творческие достижения 2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах
победитель
призер
участник Уровень школы
15
10
5 Уровень района
20
15
10 Уровень области
25
20
10 2.2. Занятия в студиях, кружках и пр. По 5 баллов 3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности.
Показатели Индикаторы  
 Высокий уровень оценки Хороший уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям 8 6 4 2
Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося или его творчестве 5 4  
Похвальный лист по окончании года
  5 баллов
Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за активное участие в жизни класса )5 баллов
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
  5 баллов
Благодарственное письмо социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов
Приложение 2.
Сводная итоговая ведомость.
_________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс____________________________________________________________________________
№ Показатели Балл
1 Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности
2 Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности 3 Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности 4 Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Дата______________
Классный руководитель: __________________