Положение о портфеле учебных достижений


Положение о портфеле учебных достижений (портфолио) учащихся основной ступени обученияКатегория: ФГОС 
1.Общие положения.
 
1.1 Портфель учебных достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника на основной ступени обучения.
1.2 Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода к образованию, отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения.
2. Цель и задачи портфолио
Основная цель «портфолио» - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений  ученика в образовательном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.
Портфолио решает важные педагогические задачи:
поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;
поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;
развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и участвовать в конкурсном отборе в профильные классы на старшей ступени обучения.
3. Структура портфолио
Портфолио учащихся лицея состоит из 5 блоков:
3.1 Блок 1 «Индивидуальные данные учащихся» включает личные сведения об обучающемся, данные о родителях (законных представителях), адрес ученика.
3.2   Блок 2 «Творческая деятельность» включает проектные работы, рефераты, доклады, видеозаписи, модели, рисунки, сочинения и др.
3.3 Блок 3 «Внеурочная деятельность обучающихся».  В данный блок входит участие в спортивных соревнованиях, кружках, секциях, клубах, объединениях, детских организациях, социальных проектах, оказание помощи нуждающимся и др.
3.4   Блок 4 «Учебные достижения обучающихся».  В данный блок входят результаты мониторинга, промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников, олимпиады по предметам, заочные олимпиады.
3.5    Блок 5 «Документы, отзывы» включает в себя:
характеристики отношения школьников к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами системы дополнительного образования и др. в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, рекомендательных писем,
письменный анализ самим школьником своей конкретной деятельности и ее результатов в форме резюме, эссе, и др.
 4. Форма учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной (общей) школы
 
4.1 Портфолио учащихся собирается в течение обучения в 5 -9 классах.
4.2 Каждый документ итоговой ведомости оценивается баллом в соответствии с принятой шкалой оценки. Сумма баллов материалов портфолио составляет образовательный рейтинг выпускника основной школы. ( см. приложение №1)
4.4. Результаты, отраженные в портфолио, позволяют приемной комиссии образовательного учреждения решать вопрос о готовности выпускника основной школы к обучению в профильном классе по выбранному им профилю.
 
5. Оформление портфолио
 
5.1 Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.
5.2 Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.
5.3 Классный руководитель оказывает обучающимся помощь в процессе оформления портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. 1 раз в год проводит качественное оценивание портфолио в форме краткого отзыва.
5.4 В 9 классе на основе собранного учащимся материала на бланке установленного образца оформляется сводная ведомость с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы.
 
6.Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфеля учебных достижений как метода оценивания
 
6.1 Директор школы
1.  Организует разработку и утверждение локальных актов, обеспечивающих введение портфолио.
2. Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
3.Создает условия для мотивации и стимулирования педагогов к использованию данной формы оценивания.
4.Осуществляет контроль деятельности педагогического коллектива по данному направлению работы.
 
6.2 Заместитель директора по УВР
1. Является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания.
2. Участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих введение портфолио.
3.Информирует педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых предоставляет возможность пополнения содержания портфолио.
4.Совместно с директором школы проводит производственные совещания и заседания педагогического совета с целью организации деятельности по данному направлению работы.
5.Совместно с директором осуществляет контроль деятельности педагогического коллектива по данному направлению работы.
 
6.3   Классный руководитель
 
1.Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио.
2.Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями.
3.Осуществляет посредническую функцию между обучающимися, учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
4.Ежегодно проводит качественную оценку портфолио в виде краткого отзыва.
5.Несет ответственность за оформление итоговой документации (сводная итоговая ведомость), включаемой в портфолио.
 
6.4      Учитель – предметник
 
1.Организует внеурочную деятельность  по предмету.
2.Разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной деятельности.
3.По запросу учащихся или родителей предоставляет необходимые для портфолио сведения о результатах стартовых и итоговых метапредметных и предметных проверочных работ. Приложение 1.
МАОУ Лицей №1 г. Жуковки
Портфолио
Портфолио

Место для фотографии
Место для фотографии

Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество) 

Приложение №1
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио
№п/п Наименование критерия Подтверждающие документы 0 1 2 3 4 5
I. Блок 2.Творческая деятельность. 1. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Пассивная деятельность На уровне лицея Участие в муниципальных мероприятиях Победы и призовые места в муниципальных мероприятиях. Победы и призовые места , участие в региональных мероприятиях Победы и призовые места, участие во Всероссийских мероприятиях
2. Участие в научно- исследовательских конкурсах, семинарах, конференциях, др. мероприятиях, социальных проектах. Пассивная деятельность На уровне лицея Участие в муниципальных мероприятиях Победы и призовые места в муниципальных мероприятиях Победы и призовые места , участие в региональных мероприятиях Победы и призовые места, участие во Всероссийских мероприятиях
II. Блок 3. Внеурочная деятельность. 3. Участие в спортивных соревнованиях Пассивная деятельность На уровне лицея Участие в муниципальных мероприятиях Победы и призовые места в муниципальных мероприятиях Победы и призовые места , участие в региональных мероприятиях Победы и призовые места, участие во Всероссийских мероприятиях
4. Участие в кружках, секциях, клубах. участие III. Блок 4. Учебная деятельность. 5. Качество знаний годовых оценок и промежуточной аттестации. (5-8)кл. 0% От 0% до 19% От 20% до 39% От 40% до 59% От 60% до 69% От 70% и выше
6. Результаты ОГЭ и ср. балл аттестата (9 класс) 7. Участие в олимпиадах по предметам. Пассивная деятельность На уровне лицея Участие в муниципальных олимпиадах Победы и призовые места в муниципальных олимпиадах Победы и призовые места , участие в региональных олимпиадах Победы и призовые места, участие во Всероссийских олимпиадах
8. Участие в заочных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах. Пассивная деятельность участие лауреат призер победитель
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ Показатели Балл
1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
Дата. Директор школы __________________________
М.п. Классный руководитель: __________________________