Возможности урочной и внеурочной деятельности по формированию гражданско-патриотического воспитания


.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №10, Г.БЕЛОГОРСК»
676859 Амурская область, 8-(41641)-5-40-32
Г. Белогорск,
Ул. Никольское шоссе 65-а

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ «СОШ № 10
г. Белогорск»
_____________ Пахоменко Е.Б.
Возможности урочной и внеурочной деятельности по формированию гражданско-патриотического сознания
Исследовательская работа


Разработчик:
Голикова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов



г.Белогорск

2015
Содержание
1.Введение. Актуальность.
2.Теоретическая часть.
3.Диагностический блок психолого – диагностического сопровождения.
4. Практическая часть.
5.Заключение.
6. Литература.
7. Приложение.
Введение. Актуальность.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
В последние годы в стране произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности.
Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именно этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В МОАУ СОШ №10 г. Белогорска в 2009 году был открыт кадетский первый класс - с изучением пожарного дела. Я стала в нем классным руководителем.
Цель создания кадетского класса:
обучение правилам пожарной безопасности
привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения;
формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
овладение навыками оказания первой медицинской помощи.
План:
1 этап – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в классе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников.
2 этап - изучение теоретических вопросов.
3 этап – отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
4 этап – диагностика и оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско - патриотическое воспитания.
Для определения состояния и эффективности воспитательного процесса провела диагностическое исследование развития личности воспитанника. Его цель: определение уровней сформированности гражданско-патриотического сознания.
Диагностику начали с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Выбрала самые информативные методики: составление словаря понятийных слов, анкетирование, наблюдение.
По результатам наблюдений составила анкету и проанализировала состояние патриотического воспитания в классе. (Приложение 1)

Получила результаты: низкий уровень сформированности основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др (параметр 1); недостаточная сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свою семью, класс, школу, республику (2 параметр) и низкие показатели параметра «Забота о своей школе» ( параметр 5).
Провела диагностику определения понятий (м-ка М.Рокича). Цель: осознание учащимися основных понятий.
Получила результаты - во втором классе более доступными для понимания оказались дружба и честность.

Менее понятными для детей были слова совесть, бескорыстие, толерантность; недостаточно развиты ответственность и патриотизм.
Использовала Методику ранжирования М. Рокича.
Диагностика показала, что значительное число учащихся второго класса не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». В этом возрасте ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества.

Проанализировав данные диагностик, сделала выводы, что ученики имеют отрывчатые, бессистемные знания гражданско – патриотической направленности, не всегда применяют их на практике, у них не сформирован интерес к их пополнению. В гражданско – патриотической деятельности не активны, самостоятельности и инициативы не проявляют.
Составила анкету и провела опрос отношения к малой родине.
( Приложение 2)
Показатели диагностики отношения к городу Белогорску очень низкие: любовь к своей стране (№1); гордость за Родину (№2); восхищение красотой и культурой родного города (№4); чувство гордости за него (№6). Низкие показатели 5 параметра имеют особенность - в классе обучаются дети из семей военнослужащих.

Результаты диагностики показали необходимость подбора педагогических условий и систематизации материала по патриотическому воспитанию.
Гипотеза – я предполагаю, что сформировать патриотизм у учащихся 1-4 классов возможно, если создать педагогические условия и систематизировать материал по патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Цель – формировать патриотическое сознание младших школьников, выявить и систематизировать эффективные методы и приемы воспитательной работы по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи: 1. Проанализировать библиографические источники по проблеме патриотического воспитания младших школьников; изучить особенности работы по проведению патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;2. Провести диагностическое исследование по выявлению особенностей патриотического воспитания детей начальных классов;3. Выявить, подобрать и апробировать методы, приемы и эффективные формы патриотического воспитания младших школьников;4. Формировать духовно-нравственные качества, определяющие гражданина и патриота своей страны; 5. Обобщить результаты, сделать выводы.

От своей работы по патриотическому воспитанию я жду следующих результатов:
К моменту окончания начальной школы у обучающихся должны быть сформированы следующие качества: любовь к родному краю, желание видеть свой город процветающим. Любовь к своему народу, семье, чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.
Теоретическая часть.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова,  Н.К. Беспятова,  Т.С. Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегов трактует «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Воспитание гражданственности и патриотизма не утратило актуальности и в современном научно-педагогическом поиске.
Н.Д. Никандров в статье "Ценности как основа социализации и воспитания" выделяет "человека", как ценность более богатую по содержанию для россиянина (по сравнению с понятием «личность», имеющим западное происхождение), «субъективность ценностей» и «терпение». 
Н.В. Бордовская и А.А. Реан рассматривают гражданственность и патриотизм как формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. Основа воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – это любовь к своей малой и большой родине, толерантность и ответственность, ценностное отношение к самому себе и окружающему миру, благодаря которым свобода понимается как «свобода для …», а не «свобода от …».
Патриотизм и гражданственность имеют своей целью приобщение подрастающего поколения к ценностям не только отечественной, но и мировой культуры, а также ставят личность перед необходимостью выделения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые позволили бы современной цивилизации, столкнувшейся в настоящее время с такими глобальными проблемами, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в позитивном направлении. Однако сложности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания.
В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) - среда обитания и развития" и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных  представлений. Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др.
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на содержание патриотизма – общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, – подчеркивал он, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Замечательные слова К.Д. Ушинского, записанные в его дневнике: "Сделать как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности" определяют направление его профессиональной, творческой деятельности и являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи.
В.В. Розанов, русский писатель, публицист и философ, в письме своему биографу Э.Д. Голлербаху от 29.10.1918 г. писал: "До какого предела мы должны любить Россию? … До истязания, до истязания самой души своей. Мы должны любить ее до «наоборот нашему мнению»...
В.А. Сухомлинский в книге "Воспитание гражданина" уделяет внимание формированию гражданской позиции ребенка, роли социальных институтов и организаций в воспитании гражданственности у подрастающего поколения.
Познакомившись с опытом работы других педагогов, и изучив труды ученых по вопросам патриотического воспитания, пришла к выводу, что все они придерживаются одного мнения: патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.

Определила формы и методы работы над темой:
Формы реализации.
беседы

экскурсии

теоретические

викториныыиндивидуальные
Классный час

Встречи с интересными людьми

групповые
проекты

конкурсы


выставки
коллективные
акции
практические


Вахты памяти

Уроки Мужества

Смотр строя и песни

Методы: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы; 2. Анализ патриотических программ, используемых учителями разных школ. 3. Диагностика особенностей патриотического воспитания детей младшего школьного возраста: анкетирование, беседа с учащимися.
Практическая часть.
Исходя из этого, работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организовала в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.
На первом этапе (1-й класс) после изучения на уроках литературного чтения темы «Я и мои друзья» и стихотворения Я. Акима «Моя родня» предложила детям составить рассказы о своем друге и семье. Многие ребята подкрепили свои рассказы фотографиями и презентациями. На уроках окружающего мира выполняли проектную работу «Моя семья», а на уроке литературного чтения выполнила проектную работу «Наш класс – дружная семья», где разбила класс на группы. Одна группа собирала и оформляла материал о празднике 1-ое сентября, вторая - об одноклассниках, третья – о совместных праздниках в 1-ом классе. Эта деятельность переросла в начало оформления альбома «Летопись класса».
Провела тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи», «Бабушкин сундук». Дети рисовали рисунки, подбирали фотографии на тему «Моя семья». Эта работа была необходима при проведении диагностики. Затем дети рассказывали о своих семьях. Часто занятия на эту тему проводились в форме ролевой игры. Помогала детям определить тему игры («День рождения», «Вечером всей семьёй», «Семейный праздник», «Поход в музей») и направить развитие сюжета.
На занятиях «Мой воскресный день», «Праздники нашего дома» дети рассказывали о том, как их семьи проводят выходные и праздничные дни. Праздничный огонек, посвященный Дню Матери, позволил детям испытать чувство гордости за своих мам, дал наглядный пример проявления внимания и чуткости. На праздник пришли все мамы класса, многие были участниками мероприятия: читали стихи, участвовали в сценках, играх. Не зря В. А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери.
С первого года обучения начала использовать проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвовали в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Семейное древо», «Герб моей семьи». К этому занятию были привлечены дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.
Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно.
Сотрудничество с семьей Сережи Пташкина привело к победе в городском и областном фотоконкурсах «Я и моя семья» в номинации «Семейное фото».
Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей.
В результате реализации первого этапа у детей появилось чувство гордости за свою семью, вырос интерес родителей к своим генеалогическим корням, выявились новые факты семейных биографий.
На втором этапе (2-й класс)  начала изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. На уроках окружающего мира выполняли проектную работу «Моя малая Родина». Где ребята составили рассказы, презентации о своей семье, дворе, школе, о местах города, где они любят бывать, рисовали рисунки.
Классные часы «Мой край – родное Приамурье», «Символика нашего города», «Семь чудес Приамурья», «Мой родной город Белогорск», «По улицам Белогорска», «Моя малая Родина» частично выстраивались на знаниях учащимися своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополнились в течение последующих лет обучения.
Исследовательские проекты «Чьи имена носят улицы нашего города?», где ребята узнали почему в городе есть улица им. Луценко, ул.Гаюнова. ул. Скорикова, ул. Денисенко. Проект «Выпускники школы», где ребята встречались с выпускниками , ставшими достойными людьми нашего города и страны, в частности космонавт М. Тюрин. Проект «Предприятия города», где ребята посетили их и узнали много интересного. Проведение викторин «Знаешь ли ты историю своего города?» позволили расширить знания учащихся о родном городе.
Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении. Мы побывали в пожарной части города, посещали краеведческий музей, ходили на экскурсию в локомотивное депо. Неоднократно бывали в городском парке.
Постепенно дети пришли к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам.
На третьем этапе (3-й и 4-й класс) дети готовы воспринимать более сложный материал.
Провела цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Я гражданин России», «Москва – столица нашей Родины». Дети получили представление о правах и обязанностях граждан России, изучили историю гимна, герба, флага нашей Родины. Приготовили презентацию «Семь чудес России»
Школьные стенды, посвященные символам Российского государства и Амурской области, выдающимся людям страны, позволили вести работу в этом направлении. На данном этапе большая роль отводилась внеклассным мероприятиям по теме: «Человек – защитник своего Отечества». Начинали с истоков. Именно защитники земли русской, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями. Младшим школьникам доступно содержание этих мероприятий, они понимают, что за время своей истории Россия много раз боролась с врагами, посягавшими на её свободу и независимость. В этой борьбе проявлялись главные качества граждан нашей страны: героизм, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли.
Разработала и провела мероприятие «Не перевелись еще богатыри на земле русской…» позволило воспитанникам задуматься над смыслом крылатых выражений, дошедших до нас из глубины веков: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет», «Лучше смерть, чем позор», «Сам пропадай, а товарища выручай».
Экскурсии в краеведческий музей, в школьный музей с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам. Посетили Аллею Героев, где заложены имена выдающихся людей нашего города: заслуженного учителя М.Ф.Лисициной, Героя России комбата Солнечникова.
Почтили память возложением цветов.
Эффективно проводить внеклассные мероприятия именно в стенах музея. Здесь нельзя выдумывать. Младшему школьнику трудно перенестись в мыслях на многие тысячелетия назад, а, изучая историю, нельзя искажать ее факты. В музее дети осознают, какой трудный долгий путь, насыщенный историческими событиями, прошел наш родной город от маленького деревянного дома Третьяковых до города с крупным транспортным узлом.
Ребята участвовали в городском фотоконкурсе «Виды родного города», в конкурсе рисунков «Мой любимый город Белогорск», в научно – практической конференции «Наш край. История и современность».
На этом этапе школьники готовы воспринимать проектную форму работы. В ходе изучения темы «Род и семья – источник нравственных отношений» курса «Основы светской этики» ребята представили проекты генеалогического дерева своей семьи. В ходе работы еще шире узнавали происхождение своей фамилии. Провели исследование и рассказывали о том, что интересного хранится у ребят дома из старины, выявили семейные реликвии. Рассказали интересные семейные истории. В результате каждый ребенок создал свой проект «Книга рода». Самые удачные проекты были представлены в Краеведческом музее на Ельчениновских чтениях, два из них – на школьной научно-практической конференции, где заняли 1-ое место. Наилучшие проекты «Медаль моего деда», «Родословная моей семьи» отправлены в печатное издание «Дилижанс» г. Благовещенска. Вот так одна из тем урока вылилась в проектно – исследовательскую деятельность и коллективно-творческое дело.
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы в младших классах показал, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края.
Дети встретились с ветераном Великой Отечественной войны, людьми, которые были в тылу и своим трудом приближали победу. Их живое слово оставило в душах детей самое неизгладимое впечатление. Как замирали их сердца, когда своими руками дети трогали награды ветерана Великой Отечественной войны Кононенко А.Ф.. Незабываем рассказ ветерана о тяжелых днях блокады Ленинграда и о его участии в снятии блокады.
А встреча кадетов с воинами – интернационалистами вылилась в сплошной поток вопросов детей к гостям. Их интересовало все: испытывали ли страх, видели ли душманов, на какой технике воевали и мн. др.
В класс были приглашены родители – военнослужащие, наших учеников на мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать…». На котором узнали как стать военным, что для этого надо знать, делать, изучать.
Подобные встречи оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины.
Особое место в воспитательной работе кадетского класса уделяла направлению «Я - юный пожарный». Работа в этом направлении велась в тесном сотрудничестве с местным отделом ВДПО.
Воспитанию патриотизма и гражданственности способствовали
классные часы «Огонь – друг или враг», «Как вести себя при пожаре», «Средства пожаротушения», «Первая помощь при ожогах». Игровые программы по пожарной безопасности «Путешествие по городу огня», «Поле безопасных чудес», «Я б в пожарные пошел, пусть меня научат».
Участие ребята в конкурсах агиток, рисунков «Скажем пожарам – нет», «Пожарам – заслон». В акциях: «Скажем пожарам – нет», «Новый год – без пожаров», участие класса в смотрах - конкурсах строя и песни, в кадетском слете.
Большое впечатление оставил проект «Скажем пожарам – нет». Здесь ребята выясняли статистику пожаров в городе, области, посетив Белогорский отдел ВДПО, изготовили буклеты и агитки на противопожарную тематику, прошли по микрорайону школы и провели разъяснительную работу с населением. Этот проект вылился в социальную акцию «Новый год - без пожаров». Дети были горды, что они внесли свою частичку в борьбу против пожаров. Группа ребят стала участниками областных соревнований по пожарной безопасности, где заняли призовые места в личных и командных состязаниях.
На каждом этапе деятельности в воспитательный план работы с классом включено направление «Безопасность и сохранение здоровья», которое включает в себя цикл классных часов «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Закаливание», «Наркомания-проблема века», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», акции «Осторожно – грипп!», «Дети против курения!». Традиционными стали конкурсы рисунков, выпуски газет, буклетов, посвящённых вопросам здоровьесбережения. Ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Семьи-участники постоянно менялись.
Еще одним направлением внеурочной деятельности, формирующим гражданско-патриотические качества, организация групповых занятий «Маленький россиянин» и «Пожарное дело» (Программы прилагаются).
Ежегодно проводила профильные смены «ЮнСпас» в июне. Продолжительность профильной смены - от 6 до 10 дней, количество участников – до 10 человек. За три года в ней побывал каждый ученик класса. Время, проводимое учащимися в профильной смене, включало в себя завтрак, аудиторные занятия, работу на пришкольном участке, игры и занятия на спортплощадке, обед. Учащиеся приобрели навыки допрофессиональной подготовки ( пожарное дело) и отдыхали. За время профильной смены учащиеся выполнили краткосрочные проекты «Моя будущая профессия – пожарный», «Будь осторожен с огнем», результаты которых представили на заключительном занятии.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников большое значение отводится взаимодействию классного руководителя с семьей. Именно в семье начинается духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны.
Однако во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка в школе.
Залог успеха в воспитании зависит  от умения педагога работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Исходя из этого, работу строила по трем основным направлениям:
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
– вовлечение родителей в воспитательный процесс.
В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников использую:
– родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
– индивидуальные и тематические консультации;
– дни творчества детей и родителей, дни открытых дверей;
–практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по организации семейных праздников;
– привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
– проведение совместных внеклассных мероприятий;
– наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ.
Считаю, что семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
обеспечивает диалог между поколениями в формировании личности;
формирует знания о генетических корнях своей семьи, рода.
прививает любовь к родному краю;
через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Большое внимание уделяла просветительской работе с родителями. Разработала совместно с психологом школы тематику родительских собраний:
«Ваш ребенок - кадет»
«Семейные традиции»
«Физическое развитие ребенка в школе и дома»
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
«Увлечения Вашей семьи»
С первого класса родители были помощниками мне и своим детям в проектной и исследовательской деятельности. С их помощью ребята выполнили проекты «Родословная моей семьи», «Герб семьи», «Книга рода»,
«Моя малая Родина», «Моя будущая профессия – пожарный».
Вовлекала родителей во все внеклассные мероприятия. Они были помощниками в проведении праздников: «Посвящение в кадеты», «Поговори со мною, мама…», «Супер-мама», «Супер-бабушка», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Ученик года», «Перелистывая страницы…», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Прощание с начальной школой». Каждый праздник заканчивался чаепитием за круглым столом.
Родители помогли в организации экскурсии в пожарную часть города, в городской музей, организовали поездку детей в г. Благовещенск.
Считаю, что понятие «семья» близко и понятно каждому ребенку. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу, матери, дедушке и бабушке, традициям семьи – помогают в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, а сердечная теплота и понимание друг друга помогают любить сначала свою семью, потом школу, свой край, свою Родину.
Результаты работы в кадетском классе:
№п/пмероприятие дата результат
1. Смотр – конкурс дружин юных пожарных «Горячие сердца» 2010г. Диплом за 1-ое место
2 Фестиваль детско-юношеского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники» (агитбригада) 2010г. Диплом 2 степени
3. Областные соревнования «Пожарам – заслон» (конкурс плакатов на противопожарную тематику) 2012г. Грамота 3-е место
4. Областной этап детского экологического конкурса «Зеленая планета» в номинация «Эко-объектив» 2012г. Диплом 3-е место
5. Научно-практическая конференция «Наш край. История и современность» 2012г. Денис Побережный благодарность
6. Городской фотоконкурс «Я и моя семья» в номинации «Семейное фото» 2012г Семья Пташкина Сергея
Грамота 1-е место
7. Областной фотоконкурс «Я и моя семья» в номинации «Семейное фото» 2012г. Семья Пташкина Сергея
Грамота 1-е место
8. Городской фотоконкурс «Виды родного города» 2012г. грамота
9. Городской конкурс рисунков «Родину готовлюсь защищать» 2012г. грамота
10. Итог месячника по военно-патриотическому воспитанию 2013г Грамота 1 место
11. Городская социальная акция «Новый год без пожаров» 2013г. грамота
12. Городской смотр-конкурс песни и строя 2013г. Грамота, денежная премия
13. Муниципальный этап детского экологического конкурса «Зеленая планета» в номинация «Эко-объектив» 2013г. Грамота 1-е место
14. Школьная Научно-практическая конференция «Человек. Природа. Общество» 2013г. Побережный Денис. Гутаров Владислав
Грамота 1-е место
15. Городская интернет-викторина «Эрудит ОБЖ» посвященная Дню защитника Отечества 2013г. Потоцкая Екатерина
сертификат
16. Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный патриот России» 2013г. Гиц Даниил
диплом 3 степени
Пташкин Сергей
диплом 2 степени
Контрольная диагностика патриотического воспитания в классе глазами педагога показала значительную положительную динамику: значительное увеличение всех показателей, особенно уровень сформированности основных понятий, патриотических чувств, чувства любви к Родине, забота о школе.

Контрольная диагностика патриотического воспитания глазами обучающихся также показала положительную динамику.

В четверном классе наблюдается рост осознания учащимися всех основных качеств.
Значительно увеличилось осознание таких категорий как «патриотизм» (с 36% до 84%), «милосердие» (с 8% до 80%), «толерантность» (с 0% до 44%),»ответственность» ( с 20% до 68%)
В четвертом классе, по данным опроса, четко прослеживается положительная динамика в понимании учащимися основных формируемых качеств. Более 40% детей правильно понимают большинство обозначенных понятий.
Наивысший рейтинг получили: «честность» – 88%, «патриотизм» – 84%, «мужество» – 80%, «милосердие» – 80%.
Результаты контрольного ранжирования также значительно изменились: любовь к Отечеству изменила позицию - переместила с 9 на 5 место по значимости, а это значит, что значительное число учащихся уже имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к малой Родине. Приобрело большее значение понятие «мир». Осознание собственного «я» у детей уже не преобладает над понятием «мы». В этом возрасте ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, что соответствует возрастным особенностям. Но еще недостаточно испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.


    определили правильно затруднились ответить определили частично ср.б.определ.
1 порядочность 24 64 12 36
2 ответственность 20 32 48 68
3 мужество 60 20 20 80
4 дружба 28 32 40 68
5 бескорыстие 20 80 20 40
6 толерантность 8 56 36 44
7 патриотизм 64 16 20 84
8 совесть 24 40 36 60
9 милосердие 52 20 28 80
10 честность 80 8 8 88

Значительно улучшились основные показатели диагностики отношения к городу Белогорску:

Выводы: считаю, что гражданско-патриотическое воспитание в классе должно иметь четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родной город – родная страна.  Создав условия и построив систему гражданско - патриотического воспитания,  я добилась сформированности у обучающихся навыков и привычек патриотического поведения, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, уважать традиции народа, гордиться героическим прошлым России, любить свою Родину

Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
3.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23
7. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
8. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17
9. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.
10. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
11. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
12. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
15. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008.
16. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
17. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.

Приложение № 1
Диагностика по патриотическому воспитанию
Анкета
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др. 3 – знает и может объяснить все основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает ошибки.
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;
2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;
1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает неуважителен к своим сверстникам, взрослым.
4. Служение своими силами 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;
2 – участвует в организованных другими делах;
3 – неохотно принимает участие в делах.
5. Забота о своей школе 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;
2 – участвует в делах класса и школы;
1 – в делах класса участвует при побуждении
Диагностика по патриотическому воспитанию
1.Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др.
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине.
4. Служение своими силами.
5. Забота о своей школе.

Приложение № 1
Диагностика по патриотическому воспитанию учеников 2-а класса
(2010-2011гг.)
№ п/пФ.И учащихся вопрос
1 2 3 4 5
1. Адаменко Ева 1 1 1 1 1
2. Астраханцева Виктория 1 1 2 1 1
3. Барановская Алина 2 2 2 2 2
4. Бородина Яна 1 1 1 1 1
5. Гаврилов Вячеслав 2 1 1 1 1
6. Гиц Даниил 2 2 2 2 2
7. Гмыра Елизавета 2 2 2 2 2
8. Гутаров Владислав 2 2 2 1 1
9. Долюк Артем 1 1 2 2 1
10. Коновалов Вячеслав 1 1 1 2 1
11. Крестичева Ольга 1 1 1 2 2
12. Курочкин Евгений 1 1 1 1 1
13. Медянцев Алексей 1 2 2 1 1
14. Мохов Владислав 1 1 1 1 1
15. Окул Максим 1 1 1 1 1
16. Орел Диана 1 1 1 1 1
17. Побережный Андрей 1 1 1 1 1
18. Побережный Денис 2 2 2 2 2
19. Поликарпова Ольга 1 1 1 1 1
20. Поляков Никита 2 2 1 1 1
21. Потапчук Диана 1 1 1 2 2
22. Потоцкая Екатерина 1 1 1 2 2
23. Пташкин Сергей 1 2 2 2 2
24. Сериков Данил 1 1 1 1 1
25. Стреха Елизавета 1 1 1 1 1
26 ТерешкинаДарья 1 1 1 2 1
Приложение № 1
Диагностика по патриотическому воспитанию учеников 4-а класса
(2012-2013 гг.)
№ п/пФ.И учащихся вопрос
1 2 3 4 5
1. Адаменко Ева 2 2 2 2 2
2. Астраханцева Виктория 2 3 3 2 3
3. Барановская Алина 3 3 3 3 3
4. Бородина Яна 1 1 2 2 2
5. Гаврилов Вячеслав 3 3 2 2 2
6. Гиц Даниил 3 3 3 3 3
7. Гмыра Елизавета 3 3 3 3 3
8. Гутаров Владислав 3 3 3 2 2
9. Долюк Артем 2 3 3 3 3
10. Коновалов Вячеслав 2 3 3 3 3
11. Крестичева Ольга 2 2 2 2 3
12. Курочкин Евгений 1 1 1 2 2
13. Медянцев Алексей 3 3 3 2 2
14. Мохов Владислав 2 2 2 2 2
15. Окул Максим 2 3 3 2 3
16. Орел Диана 2 3 3 2 3
17. Побережный Андрей 2 2 2 2 2
18. Побережный Денис 3 3 3 3 3
19. Поликарпова Ольга 1 2 1 2 2
20. Поляков Никита 3 3 3 3 3
21. Потапчук Диана 3 3 3 3 3
22. Потоцкая Екатерина 3 2 3 3 3
23. Пташкин Сергей 3 3 3 3 3
24. Сериков Данил 2 2 2 2 2
25. Стреха Елизавета 1 1 1 2 1
26 ТерешкинаДарья 2 2 2 3 3

Приложение № 2
Методика «Мое отношение к малой Родине»1) Любишь ли ты свою страну?2) Гордишься ли ты своей Родиной?3) Любишь ли ты свой город?4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?5) Хотел бы ты жить в Белогорске всегда?6) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?7) Есть ли у тебя любимые места в городе?8) Часто ли ты вспоминаешь Белогорск, если надолго уезжаешь из него?