Опыт работы по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроках литературы.


Опыт работы по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроках литературы.
Салимова Гульнара Галимьяновна учитель начальных классов
МОБУ лицей №4г. Баймака
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю начальных классов.
Как учитель, считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.
Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели, решаю следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи.
Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель может вовлечь учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя. Задача учителя на уроке чтения заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такиеучебные ситуации, когда учащиеся включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей высокого патриотического сознания, верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина—патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.Изучение истории родной земли. Истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает урок литературы. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу.Уже в 1 классе на уроках чтения (азбуки) начинаются уроки развития речи, где говоримо семье, о школе, о родном крае, о Родине.
Во 2 классе на уроках литературного чтения идёт знакомство с новыми словами, с историей старых слов, предметов — знакомство с прошлым народа, страны.Мы читаем произведения Л.Толстого «Косточка», «Птичка», А.Гайдара «Совесть», А.Пантелеева «Трус». Например, один урок посвящен беседе по рассказу М.М.Зощенко «Самое главное». Мы размышляем над вопросами: Что по твоему мнению, самое главное, кому хорошо жить на свете? Что значит – хорошо жить? Какие качества ты хотел бы воспитать в себе, чтобы хорошо жить?
В 3 классе на уроках чтения читаем разделы:
« О мужестве и любви», « О совести и долге»
В 4 классе – разделы « Героический эпос», «Прошла по земле война».
Во время чтения произведений этих разделов у учащихся развиваются чувства долга, любви к близким, родным, своему краю, стране, Отечеству.
Например,причтениирассказов А.Твардовского«Рассказ танкиста», В.Катаева «Сын полка» у учащихся воспитываются чувства товарищества, мужества, выносливости, интерес к истории, к прошлому страны, к воинам.
На уроках родной литературы при изучении произведений поэтов и писателей, при чтении статей об известных и знаменитых людях формируется любовь к отечеству, к родному краю, интерес к людям известным и знаменитым-отсюда, воспитываются гражданско-патриотические чувства.
Изучаются разделы во 2 классе:
«На страже мира», «Родная республика», «С.Юлаев — легендарный герой башкирского народа», «Наше счастье в труде», «Салют Победы».
В 3 классе:
«Шежере – моя родословная», «Памятные уголки родного края», «Никто не забыт».
В 4 классе:
«Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны»,Б.Бикбай «Салават Юлаев».
Изучаются произведения Ш.Бабича, З.Рамиева, Г.Ибрагимова, Р.Нигмати, Д.Юлтыя.
Итак, работа на уроках литературы по Гражданско-патриотическому воспитанию направлена на привитие учащимся гражданских и патриотических чувств, любви к Родине, трудовым и боевым традициям русского и башкирского народов, любви к малой Родине, уважении к старшему поколению. Уроки гуманитарного цикла – это благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, чтобы каждый ученик знал историю своей страны, своих героев, чтил и помнил традиции России.
Накануне Дня Победы проводим урок «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. В этом году наряду с изучением произведений о Великой Отечественной войне мы писали сочинение о родственниках, участниках Великой Отечественной войны на тему «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».
Привлекая рассказы о личном участии в тех исторических событиях дедушек, бабушек наших учеников, мы даём возможность им эмоциональнопрочувствовать то время, и оно становится для них ближе. Важно и воспитание на примере земляков.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
Использованная литература:
1. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы // Учит.газ. — 1997.
2. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Под ред. М. А. — М.: Просвещение, 1985
4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63