Формы и методы работы школьного библиотекаря по формированию патриотического воспитания учащихся

Формы и методы работы школьного библиотекаря по формированию патриотического воспитания учащихся
Патриотическое и гражданское воспитание всегда, в любые времена, было в центре внимания библиотек.

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: "Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной цепью. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить...".
Из этого очень верного высказывания вытекает мысль о необходимости объединения в работе библиотек по патриотическому воспитанию интеллектуального и эмоционального начала, привлечение всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющихся аудио и видеоматериалов, электронных продуктов.
Многообразная деятельность детских библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Чтобы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова "родина" и "мать" часто употребляют как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.
Воспитание патриотизма - очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое воспитание?
формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли государства в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
воспитание активной гражданской позиции личности;
военно-патриотическое воспитание;
патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;
формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

Итак, с чего в библиотеке начинается патриотическое воспитание. Как правило, это наглядное оформление, которое встречает читателя, подход, настроение, с которым вы говорите ему о чувстве патриотизма, любви к Родине, к Родине – как к своему дому, селу, стране и наоборот. Выставки о родном селе, о истории народа сегодня присутствуют в каждой библиотеке. Как выглядят они, как представлены для читателей у меня вы видите на слайде. Поставленные особым образом и оформленные в соответствующем стиле стеллажи сразу говорят о содержащейся в ней литературе и о традициях чувашского народа, земли, на которой мы живем.
Интересен на мой взгляд прием оформления выставок, посвященных нашему Оренбургскому краю «Обильный край благословенный»
Так же школьная библиотека помогает при участии детей в различных краеведческих и военно-патриотических конкурсах .
При подготовке к краеведческой конференции использовались книги В.П. Степановой и Н.И. Тимофеева, а также книги чувашской культуры
Для участия в конкурсе «Храбрый портняжка-2014» была использована книга «Чувашский костюм», по материалу которой был сшит наряд для куклы.
Закончить свое выступление хотелось бы такими словами:
«Любовь к Родине- это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота».
И мы будем стремиться воспитывать настоящих патриотов своей Родины

15