Социальный проект Наследники Победы


РЕКВИЗИТЫ ПРОЕКТА

Название проекта: «Наследники Победы»


Приоритетное направление: гражданско- патриотическое воспитание школьников

Тип проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный

Сроки осуществления проекта:

Начало проекта- 12.12.14.
Окончание проекта- 26. 12.15.
Продолжительность проекта- 11 месяцев


Название организации:
ГБОУ лицей с. Хрящевка


Адрес организации:
445 146 с.Хрящевка, ул. Полевая 7/1/
т. 23-57-42

Возраст учащихся: 12-16 лет.


Руководитель проекта: Баликоева Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования СП «Спектр»




Электронная почта: balikoeva2@yandex.ru





СОДЕРЖАНИЕ



Введение стр.3-4
Проблемастр. 5
Обоснование социальной значимости проблемы, гипотеза стр.5
Цель, задачи проекта, актуальность.стр.6-7
Разноуровневость взаимодействия с властными структурами стр. 8
Разработка проекта, формы работы, содержаниестр. 9
Этапы реализации проектастр.10
I этап реализации проекта.стр.10-16
II этап реализации проекта...стр. 16- 18
III этап реализации проектастр. 18
Экономическая обоснованность бюджета проекта .стр.19-20
Практическая результативность проекта.стр.21-22
Устойчивость проекта, перспективность стр.23
Библиография, источники информации..стр. 24-25
Приложения






ВВЕДЕНИЕ
« В наследство – гордая память!»
В прошлом веке наша страна пережила трагическое событие мирового масштаба - Великую Отечественную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] были и остаются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Но с момента Великой Победы прошло уже немало лет. Редеют ряды ветеранов, тех, кто прошел войну, защищая нашу Родину в те тревожные годы. Всё тоньше становится нить воспоминаний, связывающая наши поколения. Великая Отечественная война занимает особое место в нашей жизни и судьбе страны. И больше не было в русском народе столько любви к родной земле, самоотверженности, храбрости и геройству, сколько уложилось в эти четыре года. Много полегло солдат в борьбе, многие пали в первом же бою, так и не успев увидеть чистое небо после победы. Жестокая фашистская Германия не щадила никого и ничего: жгла, разрушала, убивала. Не могли простить ей этого русские люди. Опаленные годы, словно зарубцевавшиеся раны, уже зажили, но еще дают о себе знать. Хотя бы потому, что падает осенняя листва на памятник Неизвестному солдату, вдовы рыдают на братских могилах и красным, зажженным кровью погибших, горит вечный огонь - вечная память нашим героям.
Всё дальше и дальше уходит от нас война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Война стала суровым испытанием и для жителей нашего села. Всего с с. Хрящевка ушло на фронт 1955 человек, погибло – 913 человек, вернулись с фронта 1042. Таких простых солдат, как они, в годы Великой Отечественной войны были многие тысячи. Без них, без их отваги и стойкости не состоялась бы победа. Если человек твердо верит в победу и очень любит свою Родину, то его не победить.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны - преданность своему Отечеству, а с другой - знание исторического прошлого. Эти знания необходимы подрастающему поколению, тем, кому передается эстафета истории. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Российская земля – край незыблемых традиций, богатой событиями истории. Данный проект – это уникальная возможность для учеников из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения ее сыновей. Только лично соприкасаясь с опытом людей, пережившими военное лихолетье, подрастающее поколение сможет представить факты фронтовой жизни армии и тыла, труда на пределе человеческих сил. Такие встречи формируют истинный патриотизм: появляется гордость за дела наших дедов и прадедов, искреннее желание быть похожими на них. Воспоминания ветеранов необходимо сохранить для того, чтобы не прервалась связь поколений. Чем больше времени отделяет нас от далеких военных сороковых, тем меньше остается в живых участников Великой Отечественной. В настоящее время в нашем селе Хрящевка в живых остался всего лишь один ветеран В.О.В - Турутин Михаил Васильевич. Недавно ему исполнилось 97 лет. Документальные материалы военных лет на сегодняшний день имеют непревзойденную ценность. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, так как весь систематизированный и структурированный собранный материал о ветеранах Великой Отечественной войны, поможет лучше узнать исторической прошлое суровых лет подлинной истории родного края.

ПРОБЛЕМА
К сожалению, события настоящего времени в образовательном и культурном пространстве России подтверждают очевидность все более заметной утраты воспитания чувств патриотизма. Ситуация, сложившаяся в России за последние годы необычна. Идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров. Тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее подрастающего поколения. Наблюдается низкий уровень гражданской активности и патриотического сознания у подрастающего поколения, готовности к социальному взаимодействию. В результате повсеместно стало наблюдаться отсутствие сознание собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитее чувство патриотизма, персональной ответственности за будущее страны. Нет должного внимания подрастающего поколения к ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям. Слабая краеведческая осведомленность молодежи, недостаточное знание истории страны, родного края, в том числе истории Великой Отечественной войны, не может не вызывать тревогу. На сегодняшний день в нашем селе нет полной информации о ветеранах Великой Отечественной войны. Поэтому существует объективная необходимость пополнения информационной базы о ветеранах-земляках путем систематизации уже имеющегося материала и сбора нового, выпуска «Книги памяти» в электронном и печатном варианте.
ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА
Проект «Наследники Победы» направлен на изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны, ее участников-ветеранов, сбор документальных материалов. Жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней. Соприкасаясь с военной историей, школьники приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, учатся на героических примерах беззаветному служению Отечеству. Молодежь должна быть воспитана на позитивных примерах своих земляков, хранить память и стремиться быть достойными старшего поколения. Создание «Книги памяти» направлено на глубокое осознание и постижение великого подвига советского народа через изучение фактов жизни ветеранов-односельчан, переживших войну. Возвращение из небытия имен и судеб, пропавших без вести, увековечение имени каждого участника Великой Отечественной войны. «Никто не забыт, и ничто не забыто!».
Гипотеза: совместный труд школьников, педагогов, родителей, администрации, общественности при создании «Книги памяти» будет способствовать формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения.
Объект исследования: судьбы земляков, прошедших суровое испытание войной, выстоявших в тяжелых сражениях.
Методы исследования: интервью с участниками войны, их родственниками. Анализ документальных источников военной поры. Обработка информации сайтов в Интернете.
Цель проекта:
создание «Книги памяти» и «Уголка Славы» об участниках Великой Отечественной войны с. Хрящевка в электронном и печатном варианте. Сохранение исторической памяти, преемственности поколений через поисковую исследовательскую деятельность.


Задачи проекта:
1. Разработать собственный вариант решения проблемы. 2. Расширить круг интересов учащихся о героическом прошлом наших земляков-ветеранов В.О.В. через сбор документальных материалов. 3.Изучить нормативно-правовую базу, касающуюся вопросов гражданского и патриотического воспитания подростков. 4. Собрать необходимую информацию по проекту, включая СМИ. 5.Оформить Уголок Славы в лицее. 6. Провести совместные мероприятия с музеем «Воинской славы», ДК «Современник», направленных на развитие чувств патриотизма. 7. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, оказывая должное внимание и посильную помощь.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Выбор темы исследования предопределен ее актуальностью и социальной значимостью. 2015 год считается юбилейным годом в истории нашей страны, связанный с 70 - летием Великой Победы. 70 лет памяти Великого подвига наших дедов и прадедов! Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. Короток век человека, но жизнь может вместить очень многое. Особенно, если она пришлась на переломные, судьбоносные для страны годы. И горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие. Большинство наших сверстников знают о войне из учебников истории, художественной литературы, кинофильмов. Но гораздо полезнее узнать о войне в результате собственной поисково-исследовательской работы, непосредственно обратившись к участникам войны, их родственникам, документам военных лет, ресурсам Интернета. Перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов, оставшихся в живых. Современные школьники все меньше читают, поэтому мало знают о боевых подвигах своего народа, своих земляков. Проект предусматривает знакомство с опытом ветеранов Великой Отечественной войны, добровольческую деятельность учащихся, сознательную службу обществу, формирование активной гражданской позиции. В год юбилея Победы актуальность патриотического воспитания возрастает вдвойне. Именно социальное проектирование может стать его основой.
Поэтому сегодня все более актуальным становится тезис о возрождении духовности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно связывается с формированием общечеловеческих чувств, необходимых для возвышения к общепринятым ценностям.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ И УЧАСТНИКИ
Главными организаторами проекта являются учащиеся детского объединения «Россияне», 5-9 классы лицея. Работа по проекту обозначена разноуровневым взаимодействием с властными структурами и социальными партнерами. Это: администрация лицея, члены родительского комитета, депутатский корпус, администрация сельского поселения с. Хрящевка, социальная служба села, ДК «Современник», сельская библиотека, детская музыкальная школа, музей Воинской славы. Организовано сотрудничество со структурным подразделением МОУ СОШ № 93 г.о. Тольятти - Центра «Гражданин», музеем Отваги. Участниками проекта также являются: педагоги, родители, ветераны Великой Отечественной войны, жители с. Хрящевка.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Выбор проблемы.
Сбор информации.
Разработка плана действий.
Реализация плана.
В основе работы над проектом является четкое планирование и распределение обязанностей среди его участников. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей. Проект предусматривает участие подростков во всех необходимых видах деятельности на территории ГБОУ лицея с. Хрящевка, имеющего предпосылки для его реализации. Накоплен достаточно большой опыт работы по патриотическому воспитанию с учащимися и родителями, имеются все необходимые условия: составление комплексного планирования по проекту общешкольных мероприятий, демонстрационные стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, оборудованные кабинеты современной оргтехникой с выходом в Интернет, систематическая работа детского объединения «Россияне». Помещение школы имеет все возможности для проведения мероприятий различного уровня. У руководителя проекта имеется достаточный опыт и квалификация для эффективного воплощения его в практику системы образования.
ФОРМЫ РАБОТЫ

Встречи с ветеранами, участниками боевых действий
Тематические вечера,
Обзор книжных выставок
Экскурсия в музеи
Уроки мужества
Беседы, викторины, конкурсы
Благотворительные акции
Конкурсы рисунков, сочинений
Тематические и виртуальные экскурсии
Работа с Интернет-ресурсами
Создание презентаций, видеофильмов


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Деятельность по проекту проводилась в 3 этапа:
- подготовительный (декабрь 2014 г.- январь 2015 г.) - основной ( февраль - июль 2015 г.)
- заключительный ( сентябрь-декабрь 2015 г.)
I этап – подготовительный ( декабрь 2014 – январь 2015 г.)

Предварительная работа по проекту началась в декабре месяце с создания проектной группы «Патриот», включающей в себя инициативных школьников. Совместно с руководителем проекта составили план мероприятий с последующим распределением обязанностей и участия. На данном этапе в результате анкетирования была выявлена проблема, на решение которой было направлено дальнейшее содержание проекта. Затем проводился социологический опрос населения, в котором приняли участие 85 респондентов. Далее прошло анкетирование, где были задействованы учащихся 5-11 классов. Социологический опрос показал, что
-  в семьях знают  о родственниках, участниках Великой
Отечественной   войны  -  52 %
- не знают   – 28%
- хранят семейные реликвии военных лет – 16%
- уверены в необходимости создания «Книги Памяти» – 100%
По результатам опроса работников школы, учащихся и жителей села, группа социологов сделала следующие выводы:
- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники;
- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды и др.)
- все респонденты уверены в необходимости создания «Книги памяти», т.е. хотели бы сохранить память о родственниках и земляках на долгие годы.
Знакомство с законодательной базой началось с изучения  нормативных документов. И первым документом, к которому мы обратились, была  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Патриотизм в программе  назван   «стержневой духовной составляющей России»
 -  Программа направлена на формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
  Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. Главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- воспитание гордости за Российское государство;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
 Системой мер по  развитию научно-теоретических и методических основ  патриотического воспитания предусматривается:
- продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы и др.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), т.е. законодательно закрепила главное в его деятельности - социальную политику и социальную защиту человека, что составляет конституционно-правовое содержание указанной нормы. В юридической науке под социальным государством понимается государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающее
каждому человеку и народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась Российская Федерация.
Особым объектом приложения усилий социального государства являются ветераны. Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей стране находится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Вывод: Государственная  Программа  «Патриотическое воспитание   граждан   Российской Федерации  на 2011 - 2015 годы" дает полное основание, что государство обеспокоено гражданской и патриотической позицией молодого поколения.  Государство делает все, чтобы молодежь осознала свой гражданской и патриотической долг во всех формах его проявления.  
Итак, изучив Конституцию РФ, «Закон о ветеранах», «Программу патриотического воспитания»  и другие документы мы пришли к выводу, что  наши действия по реализации проекта опираются на нормативно-правовую базу и не противоречат закону.
Изучая документы, мы выяснили, что в Самарской области также существуют законодательства по патриотическому воспитанию граждан.
В первую очередь мы рассмотрели «Концепцию патриотического воспитания граждан в Самарской области» (с изменениями на 24 августа 2012 года), где отмечены основные понятия, такие как:           1. Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания.      2. Военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.     3.  Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.      4. Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.
   6. Военно-патриотическое молодежное или детское общественное объединение (военно-патриотический клуб) - созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности военно-патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны органов исполнительной власти Самарской области.
 Цель патриотического воспитания - содействовать развитию у граждан в Самарской области чувства любви к своему Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Вывод: в Самарской области, также как и в Российском государстве в целом, уделяют большое внимание патриотическому воспитанию граждан, в первую очередь молодежи.
В нашем лицее также уделяют большое внимание гражданскому и патриотическому воспитанию. Из беседы с заместителем директора по УВР Жадеевой Е.А. мы узнали, что в Уставе лицея записано, как ОУ реализует дополнительные общеобразовательные программы по разным направлениям, в том числе и военно-патриотическому. Основными целями воспитания являются:
- воспитание гражданственности,
- уважения к правам и свободам человека,
- любви к окружающей природе, родному краю, семье
На школьном сайте мы прочитали Публичный отчет ГБОУ лицея, в котором отмечено: «одной из основных задач деятельности является – формирование патриотического сознания учащихся».
В рекреации лицея с целью привлечения участников был оформлен стенд с размещением рекламного и рекомендательного материала, где мы принимали активное участие. В данный период была организована разработка положения по привлечению к проекту инициативных школьников, педагогов, родительской общественности. Также осуществлялся поиск союзников и единомышленников с последующим установлением контактов и партнерских отношений.
В январе месяце начался выпуск рекламной печатной продукции, составлялись письма-обращения к разноуравневым структурам власти и организациям. При встрече с Администрацией села нам были представлены списки ветеранов Великой Отечественной войны с.Хрящевка.
Работая над проектом, мы встретились с администрацией музея Воинской славы. Наличие выявленной нами проблемы подтвердилось. В музее недостаточно материала о ветеранах Великой Отечественной войны. Затем посетили школьную и сельскую библиотеки. Там мы нашли интересующие нас материалы  в центральных, областных и местной газетах: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Самарская газета», «Волжская коммуна», «Комсомольская правда», «Ставрополь на Волге». В первую очередь нас интересовали статьи местной газеты, т.к. мы хотели узнать, что пишут  в ней о  наших земляках, ветеранах Великой Отечественной войны. В газете «Ставрополь на Волге» имеются статьи, которые рассказывают о  наших земляках участниках Великой Отечественной войны, Героях Советского Союза, уроженцах Ставропольского района, о тружениках тыла в годы войны.
    Вывод: изучив материалы СМИ, мы пришли к выводу, что  статей о Великой Отечественной войне достаточно много, но о ветеранах нашего села очень мало. Поэтому нам самим нужно собрать интересующую нас информацию по проекту.
    В своей поисковой работе мы активно использовали возможности Интернета. В частности, работали на следующих сайтах:
1.Общий список захороненных на территории Самарской области.  
2.Сайт «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.        В 2011 году в Интернете появился еще один замечательный проект - Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в
Великой Отечественной войне» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.  Сайт, где можно найти информацию о советских военнопленных - Центр документации (ЦД) – научно-исследовательское учреждение при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
5.Объединенная База Данных «Мемориал»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Таким образом,  работа в сети Интернет помогла нам собрать информацию о наших земляках – это списки погибших и раненных, наградные листы, места захоронения. К сожалению, мы не смогли получить полной информации о наших ветеранах из-за ее отсутствия.
Работа проекта имела и практическую направленность. Это встреча с ветеранами и оказание им посильной помощи. Интервью с ветеранами помогло нам открыть то существенное, что невозможно получить из учебников и книг по истории и в целом ярче и эмоциональнее отнестись к событиям военной истории России, к судьбе ветеранов, живущих рядом. Учащиеся 7-х классов помогали ветеранам в расчистке снега, оказывали посильную помощь. Частые гости- участники детского объединения «Россияне», которые окружали оставшихся в живых ветеранах вниманием и заботой.
II этап – основной ( февраль-июнь 2015 г.)

На данном этапе прошел сбор информации и документальных материалов о ветеранах-земляках, систематизация полученных данных. Это военные билеты, красноармейские книжки, орденские книжки, наградные листы, фронтовые письма, фотографии, статьи в газете «Ставрополь на Волге». Документы военного времени представляют особую ценность. А порой показывают нам какую-нибудь особенность фронтовой жизни. Используя ресурсы Интернета, мы обратились за помощью к нашим односельчанам, родственникам ветеранов, чтобы уточнить фамилию, имя, отчество по безымянным фотографиям. Откликнулись многие. Например, учащиеся 9 класса совместно с классным руководителем Черновой О.В. уточнили много данных о ветеранах у Юрасовой Т.А. Она раньше являлась работником Военного стола в с.Хрящевка.
Проект предусматривает внеклассные мероприятия, конкурсы по гражданско-патриотическому воспитанию. Учащиеся нашего лицея приняли активное участие в конкурсе «Стихи и песни о войне», который проходил в ДК «Современник». Также прошли классные часы, уроки Мужества. Участниками проекта был оформлен стенд «Наши ветераны».
Сотрудничество с сельской библиотекой, ДК «Современник», «Музеем Воинской славы», началось с совместной исследовательской работы проектной группы, встреч с близкими родственниками погибших. Уточнялись биографические данные, собирались фотографии, документальные материалы, письма с фронта. Началась разработка эскиза оформления «Уголка Славы», подбор материала для электронного архива.
В марте месяце разрабатывался дизайн одежды, включающий в себя символику российского триколора. Учителем технологии Котаркиной В.М. была сшита форма для проектной группы. Продолжалась работа по сбору материала по проекту. Много времени занимала его систематизация, полученная от педагогов, родителей, учеников. Был создан видеофильм «Фронтовики, наденьте ордена!» Учащиеся лицея приняли участие в научно-практической конференции школьников в г.о. Жигулевске в номинации «Социальное проектирование», где стали победителями. Ими была представлена первая часть проекта, которая предусматривала создание Уголка Славы в лицее. Продолжение- создание «Книги памяти».
Создание учащимися медиатеки по патриотическому воспитанию включало в себя: песни В.О.В, презентации, видеоролики, виртуальные экскурсии по городам-героям. Состоялись встречи с родственниками ветеранов для уточнения биографических данных, места военных действий.
В апреле прошла акция «Письмо ветерану», в которой приняли участие 70 школьников с 4 - 8 класс. Было написано 70 писем со словами признательности и благодарности ветерану Турутину М.В., так как в живых на данный момент он остался один. В это время он лежал в больнице. Часть писем от учащихся ему передала его дочь Нилова А.М., чтобы поддержать в трудную минуту. Остальные письма были вручены учащимися несколько позднее.
В мае состоялось посещение выставки в сельской библиотеке, конкурс рисунков о В.О.В., общешкольные мероприятия патриотической направленности. Прошли совместные мероприятия с ДК «Современник», музеем «Воинской Славы», сельской библиотекой. Учащиеся и педагоги принимали участие в различных конкурсах гражданско-патриотической направленности от окружного этапа до Всероссийского. Ребята кружка «Россияне» Новожилова Дарья и Чекунова Светлана приняли участие в международной дистанционной олимпиаде «Знаем, помним, гордимся» проекта «Инфоурок», заняв второе место. Совместно с председателем родительского комитета Безак Т.Ю. кружковцы посетили ветерана с концертной программой, вручив подарки. Читали стихи, пели песни. На данном этапе продолжался сбор материалов по проекту для пополнения Уголка Славы лицея. 9 Мая учащиеся приняли участие в акции «Бессмертный полк».
В июне месяце состоялись спортивные соревнования на детской летней площадке, посвященные Дню России. Продолжалась работа по сбору материала, его копированию, сканированию. Создан электронный архив по проекту.
III этап – заключительный ( сентябрь-декабрь 2015 г.)

Систематизируется весь накопленный материал за предыдущий период. Продолжается интенсивная работа участников проекта с Интернет-ресурсами. Составлен план работы. Проектная группа представила материал биографических данных ветеранов В.О.В., награжденных «Медалью за Отвагу» в архив музея г.о.Тольятти СОШ № 93. В настоящее время музей привлекает внимание к значимости медали «За Отвагу» через сбор, сохранение и распространение материалов о воинах, награжденных ею. Сведения о наших ветеранах-односельчанах будут размещены в брошюре «Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна».
К сожалению, не о всех ветеранах нами собран материал. Особенно, что касается биографических данных, фото. Продолжается работа с Интернет-ресурсами. Через сайт «Одноклассники» находим родственников ветеранов с просьбой поделиться информацией. Продолжается распечатка биографий ветеранов В.О.В. Большую помощь при этом нам оказали сотрудники сельской библиотеки. Систематизируется материал для портфолио по проекту (распечатка текста, фото, документального материала, ксерокопии грамот и т.д.)
Создан фильм «Награды В.О.В», электронная версия архива документов. Реализация данного проекта, точнее его продукта - создание «Книги памяти» невозможна без спонсорской поддержки. В ноябре месяце составлены письма обращения к нашим спонсорам. Встреча с ними состоится в декабре. В декабре завершается работа по проекту Наследники Победы».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
БЮДЖЕТА ПРОЕКТА
( получено от ГБОУ лицея с.Хрящевка)

№/п
Наименование,
применение
Количество

Цена
Сумма

1.
Бумага для офисной
печати
(для оформления стендов, рекламной продукции, материалов портфолио, распечатки сценариев, текста для защиты проекта)


2
230
460

3.
Файлы с перфорацией
(для оформления материалов портфолио)

50
5
250

4.
Папки офисные с
кольцами
(для материала Уголка Славы и портфолио)
1
275
275

5.
Заправка цветных
картриджей
(распечатка печатной продукции для оформления стендов и материалов портфолио)


1
1830
1830

6.
Черный картридж

(заправка)

1
780
780


Итого:



6595








Стоимость проекта
(спонсорская поддержка)
Наименование
Кол-во
Стоимость в рублях

Ламинатор
1
5500.00

Брошюратор
1
2500.00

Плёнка для ламинирования
1уп
650.00

Пружина к брошюратору
1уп
230.00

Итого:

8800


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Результативностью проекта стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, администрации, общественности при создании «Уголка Славы» и собранного материала по проекту способствовал формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют результаты проведенного мониторинга. В ходе реализации проекта «Наследники Победы» были уточнены списки ветеранов, собраны 94 фотографии, 45 биографий. Были собраны документальные материалы (Ф.И.О., дата жизни, звание, место прохождения службы, участие в боевых действиях, ранения, награды). Создан электронный банк архивов – фронтовые письма, документы, награды. Созданы 4 фильма, 45 презентаций на тему «Великая Отечественная война». Систематизированы сценарии классных часов и внеклассных мероприятий. Оформлены 4 папки с цветными фото ветеранов и наградными листами. Создана медиатека по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Весь материал находится в «Уголке Славы» в свободном доступе.
Также установлена связь с близкими родственниками погибших. Пополнились ряды учеников добровольцев - волонтеров. В проекте было задействовано 230 человек (учащиеся, учителя, родители, административный блок, ветераны, родственники ветеранов, жители села). Получены слова благодарности от жителей с.Хрящевка, родственников ветеранов В.О.В. Получены благодарственные письма от Администрации села, ДК «Современник», сельской библиотеки, музея «Воинской Славы».
Результативность реализации проекта отслеживалась через:
анкетирование, социологический опрос учащихся, педагогов, родительской общественности;
анализ проведенных мероприятий;
отзывы ветеранов, педагогов, учащихся, родителей;
анализ документов, накопленных в период реализации проекта;
публикаций статей в газете «Ставрополь на Волге»;
общее количество участников;
участие школьников в конкурсах, мероприятиях, акциях.
По итогам работы представлен документальный творческий отчет – портфолио, включающий в себя обобщение и выводы по проделанной работе с подтверждающими материалами: сценарии, отзывы, фото, видеоматериалы и др. По завершению проекта у школьников расширились представления о военном периоде страны, усилилась позитивная система жизненных ценностей, основанная на более бережном, внимательном отношении к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, стала планомерная поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами ветеранов Великой Отечественной войны с. Хрящевка. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, создание видеофильмов-интервью, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, - позволило не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыть значимость победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника проекта.
Участники проекта принимают активное участие в конкурсах, благотворительных акциях различного уровня. Оказывают постоянное внимание ветерану. Выстроена структурированная система сотрудничества с администрацией села, Центром «Гражданин» МОУ СОШ №93 г.о. Тольятти. И самое главное - уровень гражданской активности и патриотического сознания школьников стал намного выше. Об этом свидетельствуют результаты проведенного анкетирования, мониторинга. Ребята проявляют собственную инициативу без направлений взрослых, и это очень ценно. Мы считаем, то, что мы сделали, очень нужно людям. Таким образом, нами выполнена поставленная цель и задачи проекта.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Работа в данном направлении предполагает устойчивость и дальнейшее продолжение. Материал «Уголка Славы» и «Книги памяти» будет пополняться, видоизменяться. Многое еще предстоит сделать. Выявлены не все автобиографические данные участников Великой Отечественной войны нашего села. В дальнейшем планируется разработка нового проекта, направленная на недостающий сбор материалов. Продолжит свою деятельность отряд волонтеров. Весь собранный материал по проекту будет использоваться учащимися лицея, педагогами при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, проектной деятельности. «Книга памяти» займет свое достойное место в музее Воинской Славы, на празднование Победы 9 Мая будет вручена близким родственникам ветеранов. Планируется создание на базе нашего лицея структурного подразделения «Гражданин».

ВЫВОДЫ
Таким образом, на современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность быть активными участниками личностно-значимой и социально-активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств личности.

Библиография
1 Конституция Российской Федерации (ч.1., ст.7). 2.Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. 3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С.3-12. 4. Александрова, А. Л. Проект "С чего начинается Родина?" // Справочник классного руководителя. - 2008. - № 3. - С.57-65. 5. Батищева, О. А. Великая Отечественная война. Какая она? // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.12-14. 6. Батракова, И. А. Сценарий конкурсно-развлекательной военно-патриотической программы "Готов служить России". // Классный руководитель. - 2008. - № 2. - С.102-108. 9. Власов, Ю. А. Музей боевой славы - центр патриотического воспитания // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.14-16. 11. Воспитательная работа в семье и образовательном учреждении: практические материалы. // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С.1-31. 12. Гамбург, Е. Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С.24-30.
Интернет-ресурсы
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.http://kniiran.ru/index.php/78-informaciya/99-patrioticheskoe-vospitanie-sovremennoj-molodezhi
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. tp://www.podvig-naroda.ru/15









13PAGE 15


13PAGE 142315









Заголовок 2 Заголовок 415