Программа патриотического воспитания Наследники победы





2017
1. Информационная карта программы
Полное название программы
Цель программы
Адресат проектной деятельности
Краткое содержание программы
Предполагаемый результат
Срок реализации
«Наследники победы»
Содействие развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся, творческой самореализации каждого ребёнка.
Учащиеся 1-9 классов – педагог-организатор, классные руководители, библиотекарь, учителя-предметники.
В программе предлагается комплекс мероприятий, разнообразных по формам и методам проведения конкретной тематике и направленности.
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
II полугодие
2. Пояснительная записка.
Любить Родину – не твоя идея.
А вот как её любить, ты должен сообщать людям.
Ты должен не повторять патриотизм, а продолжать его.
М.А. Светлов
В настоящее время в школе возникла необходимость создания системы патриотического воспитания учащихся, так как события последнего десятилетия ушедшего века изменили, устрой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищённой части общества – детей. Сегодняшним ученикам трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни, молодое поколение растёт в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными. Они получили большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.
Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм, определяющих общественные. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Исторические ценности цивилизации вызревают столетиями и тысячелетиями. Многое из того, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось, как минимум, со времён христианства на Руси, а нечто заветное, унаследованное из бесценного кладезя мудрости наших предков, имеет более древние корни.
Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто жил до нас: растил детей, терпел поражения и выносил из них уроки, побеждал, осваивал, открывал, изобретал – словом, создавал и защищал наше Отечество.
Русское государство на протяжении более чем тысячелетнего существования вынесло множество внешних войн. Не всегда удача сопутствовала русскому оружию, но никогда не подвергалось оно бесчестию.
Сегодняшняя особенность духовной жизни современной России – неослабевающий интерес к прошлому нашей страны. Стремление россиян спасти и восстановить страну, вселяет надежду на возвращение могущества и великое будущее нашего Отечества.
Таким образом, программа патриотического воспитания даёт дополнительные возможности для формирования сферы ценностного ориентирования, так как располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, оздоровления и самореализации участников в различных видах деятельности.
Программа патриотического воспитания «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ» направлена на пропаганду среди учащихся позитивных ценностей Российского государства и общества, укрепление ценностного отношения подростков к жизни в России, изучение родного края, выявление и решение его проблем, пропаганда достижений своих современников, понимание связи родины «малой» с родиной «большой». Именно, используя потенциал культуры родного края, почитая «малую» родину, семью, дом, заботясь о родном крае, ребёнок чувствует себя реальным звеном в цепи исторических событий, гражданином Отечества.
Главные цели программы:
Повышение эффективности существующей в школе системы патриотического воспитания школьников;
Формирование личности гражданина – патриота Родины на героической тематике, на боевых традициях Русской и Советской Армии;
Воспитание на примерах мужества и героизма защитников Отечества.
Основные задачи программы:
Обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
Формирование у школьников важнейших качеств гражданина России – патриота Отечества: чувства любви к Родине и её столице городу-Герою Москве, гордости за свою страну, преданность Родине;
Доведение до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их потомков;
Воспитание у молодёжи готовности к защите Родины и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
Воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.
Ожидаемый результат:
Для учащихся
Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и её будущего защитника и созидателя.
Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, села, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, бережному отношению к памятникам воинам, погибшим на войне.
Повышение роли уголка «Боевой славы» в патриотическом воспитании школьников.
Для педагогов
Апробация новых форм, средств и методов работы по развитию гражданско-патриотических чувств и качеств детей.
Разработка и апробация обучающих занятий по организации конкурсной программы в классе и школе в целом.
Направление работы
Лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, посвящённых всероссийским праздникам, КТД.
Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по Городам-Героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ.
Издательская деятельность.
3. Программа патриотического воспитания «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ»
№ Мероприятия Сроки реализации
I. Лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
В результате постоянного взаимодействия и диалога ребёнок приобретает новый социальный опыт, проводится работа по развитию духовного мира ребёнка, по формированию его активной жизненной и гражданской позиции, морально-психологических и физических качеств.
1. Великая Отечественная война в произведениях живописи (экскурсия по Малой Третьяковке). апрель
2. «Писатели и поэты военных лет» март
3. Тематические выставки книг январь - мая
4. Выставки детских рисунков январь - мая
5. Цикл классных часов:
«Отечество себе не выбирают
Оно дно, другого в мире нет…»
1. «Государственная символика России»
2. «Символика Новосибирской области»
3. «Символика нашего района»
4. «Образование Новосибирской области»
5. «Образование нашего района»
6. «Почётные граждане нашего района» в течении полугодия
6. Викторина «Знатоки Родины» апрель
7. Работа с районным музеем по сбору информации о ветеранах и репрессированных. январь - апрель
II. Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, посвящённых всероссийским праздникам, КТД.
Через культурно-массовые мероприятия ведётся работа по формированию уважительного отношения к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитания национальных святынь и символов. Коллективно-творческая деятельность, как активная социальная деятельность, которая воспитывает у ребёнка чувства сопричастности, сопереживания, сотрудничества, опыт взаимодействия, взаимообучения, взаимопомощи, где ребёнок вступает как активный субъект деятельности.
1. Спортивная игра «Богатырская забава» март
2. Тематический день «Служу отечеству»:
1. Конкурс строя и песни «Есть, стать в строй»;
2. Урок мужества «Доблесть русского воина»
3. Комбинированная эстафета «Один за всех и все за одного» февраль
3. Вахта памяти май
4. Шествие «Бессмертного полка» май
5. Концертная программа «Память – это мы» май
6. Военно – спортивный праздник «Зарница» май
III. Дни воинской славы России.
Мероприятия данного раздела – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооружённой защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций.
1. Исторический вечер «Три поля русской славы» апрель
2. Наши земляки – герои Афганской войны февраль
3. Оформление стенда
1. «Войны священные страницы»
2. «Моя малая Родина»
3. «Москва – столица России»
4. «Защитники России» февраль - май
4. Создание фотографий для «Бессмертного полка» апрель
IV. Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по Городам-Героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ.
Приобретение учащимися навыков проектной работы, сбор материалов по теме, обобщение информации; воспитание интереса к историческому прошлому, бережного отношения к памятникам культуры и истории народа.
1. Создание мультимедийных презентаций:
1. «Я – гражданин России»
2. «Города - Герои»
3. «Просторы малой Родины» февраль - май
2. Виртуальные экскурсии по Городам - Героям май
V. Издательская деятельность
Направлена на реализацию творческих, интеллектуальных способностей детей.
1. Выпуск боевых листков. май
2. По страницам истории школы. постоянно
3. Конкурс «письмо с фронта» май
Заключение
Потенциал программного обеспечения воспитательной деятельности школы определяется следующими изменениями, влияющими на личность ребёнка:
в личной сфере – способствует развитию личности через положительную мотивацию. Усилению её стартовых возможностей в формировании её жизненных планов;
в культурно-образовательной сфере – представляет собой возможность расширения видов и форм общения ребёнка в разновозрастных группах для овладения им богатством культурного наследия;
в социальной сфере – расширяет пространство самореализации личности ребёнка, интенсивно формирует на основе интересов ребёнка и взрослого гуманистические ценностные ориентации развивающейся личности.
Творческая направленность программы обеспечивает особое отношение к ребёнку, к развитию и совершенствованию его творческих качеств, буквально преображает всех участников патриотической программы – от детей до самих педагогов.