Урок по музыке на теме: «Как услышать музыку?» (1 класс)

Открытый урок в 1 классе 2 четверть по теме: «Как услышать музыку?»
Тема урока: «Музыкальное путешествие в волшебный лес».
Цель: Сформировать представление о способах передачи звуков окружающего мира в процессе восприятия и исполнения.
Задачи:
Образовательные: Воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
Развивающие: Развивать музыкально – эстетическое чувство, развивать чувство ритма.
Воспитательные: Воспитывать культуру слушания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся, могут научиться
-определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;
- закрепят название музыкальных инструментов;
- слушать и определять настроения в музыке и живописи;
- во время начинать и заканчивать пение;
- уметь петь по фразам, слушать паузы;
- правильно выполнять музыкальные ударения;
- чётко и ясно произносить слова при исполнении;
- понимать дирижёрский жест;
Метапредметные: - играть на детских шумовых инструментах;

Познавательные:
- отвечать на вопросы;
- обобщать собственное представление;
- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество, оценка действий партнёра;
- взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи;
- уважительно относится к иному мнению;
Регулятивные:
- оценивать свои достижения на уроке;
- оценивать результаты выполненных заданий на уроке;
- уметь строить речевые высказывания о музыке;
- освоят способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- овладеть способность, понимать цель и тему урока и стремиться её выполнить;
Личностные:
- позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей;
- импровизировать в пении и игре на элементарных музыкальных инструментах, в пластике;
Оборудование: компьютер, мультимедиа, фортепиано, детские шумовые инструменты;
Музыкальный материал: «Вместе весело шагать» В.Шаинский, попевка «Динь – динь – динь», звукоподражание игра «Эхо» и «Зеркало», Г.Свиридов муз. иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Метель», «Коми край родной» Т.Паскар, « С нами друг» Г.Струве.
Организация входа: звучит песня В.Шаинского «Вместе весело шагать»
У. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
«Динь – динь – динь, вот звонок. Он зовёт нас на урок» (попевка).
И сегодня звонок вновь собрал нас вместе на самый удивительный урок – на урок музыки, где живут звуки какие? (шумовые, музыкальные), где мы слушаем и слышим.
В: Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?
Р. Ещё больше открыть мир музыкальных и шумовых звуков.
«Накопление опыта музыкальных и шумовых образов».

Цель: «Научиться слушать звуки в окружающем мире и уметь их изобразить»
И начнём мы сегодня урок с попевки. Я напомню вам, а вы послушайте внимательно (звучит попевка «Динь – динь – динь»). Исполняется с повышением и понижением на тон. Работа над звуковедением. В попевке мы слышим, как звенит звонок. Молодцы у вас получилось очень хорошо.
У. Ребята, когда вы заходили в класс, звучала музыка. Кто из вас был самым внимательным? О чём исполнялось в этой песне?
Р. О том, что очень весело шагать вместе по просторам.
У. А как вы думаете, ребята, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке, чтобы услышать разные звуки?
Р. В поход.
У. И тема нашего урока как будет звучать? («Музыкальное путешествие в волшебный лес»).
У. А отправимся в путешествие мы на чём?
Р. На лыжах.
У. Какими звуками мы можем изобразить звук лыж по снегу? (ребята изображают)
У. Ребята, а вы ничего не слышите? (слышен цокот копыт, ребята изображают цокот кулачками)
У. А кто из вас ездил верхом на лошади или в санях?
У. А как можно ещё изобразить цокот копыт? (ребята цокают язычком)
Игра: Девочки говорят слова: «Едем, едем на лошадке по дороге гладкой, гладкой (мальчики цокают язычком). Снег скрипит под санями (Как мы изобразим скрип снега? - сминаем листок). «Едем, едем на лошадке по дороге гладкой, гладкой (мальчики цокают язычком).
У. А кого мы ещё можем встретить в лесу?
Игра: «Заяц в кусты прыг, скок» (хлопаем по коленям в ритме)
«Едем, едем на лошадке по дороге гладкой, гладкой» 1,2,3, мы на природе посмотри.
Посмотри, как великолепна природа, какие звуки нам помогли её услышать и прочувствовать? (ребята перечисляют)
Бывает нужно человеку побыть с собой наедине
И в речку броситься с разбегу,
И прокатиться на волне!
Мы так тихо пришли в лес, что даже снегири не торопятся улетать. Давайте аккуратно пройдем по снегу и спрячемся под сосной, чтобы послушать какими звуками сейчас наполнится тишина. Закройте глаза и давайте послушаем.
Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» «Пастораль»
У. Какое присутствовало настроение в музыке? (нежное, ласковое, задушевное)
У. А мелодия была какая? (певучая, напевная, неторопливая, выразительная)
У. Ребята, а как вы думаете, что хотел рассказать нам композитор такой мелодией?
У. Кто исполнял это музыкальное произведение?
Рассказ о Г.Свиридове. Рассказ о симфоническом оркестре.
У. Кто ребята управляет оркестром?
Дети изображают дирижёра. Обсуждение у кого как получилось. Что больше всех понравилось.
У. Ребята, а как вы думаете, откуда композитор Г.Свиридов брал эти звуки и так умело выразил, через музыку? (из природы)
Г.Свиридов очень любил Русскую природу и через музыку старался передать своё отношение к ней. Им написано очень много произведений о природе. С музыкой этого удивительного композитора мы не раз ещё будем встречаться на уроках.
У. А вот, если бы вам дали краски то, какими бы цветами вы нарисовали эту музыку? (светлыми)
А вот так Б. Кустодиев – русский художник запечатлел на картине тоже русскую природу. И как вы смогли заметить на картине краски: светлые, спокойные, но холодные.
Что – то нам стало холодно, а ну – ка потрите ладошки, разотрите, а то замёрзните. Раз мы на природе как нам не сыграть в игру. У вас на столах снежки. Мы будем передавать их под музыку по колонкам. Кто внимательно слушает тот и победил. Нужно передавать в темпе музыки. Давайте вначале послушаем фрагмент (звучит плясовая). Ну, вот мы и согрелись. В любое время суток лес нас удивляет своей красотой. Из леса уходить не хочется, даже, если и небо опускается низко, как в песне, которой сейчас прозвучит мелодия (звучит мелодия песни «Коми край родной» Т.Паскар).
Вспоминаем 1 куплет с движениями.
Разучиваем 2. Подбираем музыкальные инструменты с ребятами.
Ну, а сегодня наш необычный урок подходит к концу.
1,2,3 мы в классе посмотри. Давайте мы с вами вспомним цель, которую мы поставили с вами в начале урока «Научиться слышать звуки окружающего мира и уметь изображать их».
У. У нас это получилось? Да!
Рефлексия.
Оценивание.
Вы прекрасно поработали на уроке! Спасибо всем!
Выход: песня Г.Струве «С нами друг»












15