Читательская конференция по роману А.Фадеева Молодая гвардия


Читательская конференция по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»
Чимбур Лариса Сергеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ школа №1 г. Кулебаки, Нижегородская область

Подвиг героев-молодогвардейцев
в романе А. Фадеева «Молодая гвардия»
Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Николай Островский.
Цели: образовательные:
способствовать формированию исследовательских навыков учащихся
формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ;
совершенствование речи учащихся.
развивающие:
развитие познавательного интереса,
развитие эмоционального восприятия учащихся,
развитие навыков мыслительной деятельности (сравнение, анализ, интерпретация, характеристика).
воспитательные:
воспитание высоких нравственных чувств у учащихся;
воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за неё, уважения к памяти тех, кто защищал Родину.
формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
осмысливать стремление познать себя, определять своё предназначение.
Презентация. Слайд №1
1.Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о романе Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия». В основе романа лежат действительные события, которые происходили в 1942-1943годах на Донбассе, в оккупированном фашистами г.Краснодоне. Здесь велась героическая подпольная борьба. Арестами и казнями гитлеровцы пытались сломить волю и мужество советских людей. Живьём были закопаны в землю 32 краснодонских шахтёра, которые умерли с пением «Интернационала». Но борьба продолжалась. А в сентябре 1942г. была создана тайная комсомольская организация «Молодая гвардия». Именно об этой организации и рассказывает в своём романе А.Фадеев.
2.Биография А.Фадеева (презентация)
Слово учителя: Давайте вспомним, что такое РОМАН?
Роман – произведение, в котором показывается судьба одного или нескольких героев на широком фоне временном, историческом, социальном.
Презентация. Слайд № 2
3. Анализ произведения:
- Какова тема и идея романа? (тема войны; идея – показать истинный патриотизм и героизм советских людей.)
- Какие проблемы поднимает автор в романе? Как он раскрывает эти проблемы?
(проблема истинного героизма, предательства, истинной дружбы и любви, нравственного выбора, приспособленчества, )- Какие темы рассматривает Фадеев в романе «Молодая гвардия»?
(Тема родины Тема войны Тема матери)
- Что поддерживало в эти трудные годы людей? (взаимопомощь, дружба)
1 Ученик: Молодогвардейцы... Это были не картинные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Но как порой думаем мы, с тревогой и смутной надеждой: «А мы смогли бы?» И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время.
Не все они были пай-мальчиками. Мы видим Сергея Тюленина, которого посетил директор школы с угрозой исключить его за озорство и хулиганство. Да, с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но видимо неплохие педагоги были а этой краснодонской школе, если смог этот «не то мальчик, не то маленького роста паренёк» отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком.
Слово учителя: Молодогвардейцы. Кто же они? Они были членами подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в г. Краснодоне Ворошиловградской области в годы Великой Отечественной войны, в период оккупации немецко-фашистскими войсками Донбасса.  Среди них: Олег Кошевой, Виктор Третьякевич,Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин.
"Молодая Гвардия", подпольная комсомольская организация, действовавшая в г. Краснодоне Ворошиловградской обл. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, в период временной оккупации немецко-фашистскими войсками Донбасса.
"Молодая гвардия" возникла под руководством партийного подполья, во главе которого был Ф. П. Лютиков. Она насчитывала 91 чел. (в т. ч. 26 рабочих, 44 учащихся и 14 служащих), из них 15 коммунистов. организация имела 4 радиоприёмника, подпольную типографию, оружие и взрывчатку. Выпустила и распространила 5 тыс. антифашистских листовок 30 наименований; в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции вывесила в городе 8 советских флагов.
Члены организации уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 молодогвардейцы освободили из фашистского концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20 советских военнопленных, находившихся в больнице.
Кто же эти герои?
Презентация. Слайд № 3-4
1 Ученик: Олег Кошевой
«Юное, свежее, сверкающее глазами, с выражением необычайного напряжения и силы, с румянцем на щеках, скуластое лицо…мальчика с большими глазами в длинных темных золотистых ресницах…
Одно плечо, левое, было у него чуть выше другого. Он был очень юн, совсем еще мальчик, но от его загорелого лица, высокой легкой фигуры, даже от одежды, хорошо проглаженной, с этим темно-красным галстуком и белым наконечником складной ручки, от всей его манеры двигаться, говорить с легким заиканием исходило такое ощущение свежести, силы, доброты, душевной ясности. Он был настолько общителен, жизнелюбив, непосредствен, что не только мысль о господстве над товарищами, но даже простое невнимание к ним, к их мнению и опыту были противны его душе. Но он все более сознавал, что успех или неуспех их деятельности во многом зависит от того, насколько он, Олег, среди всех своих друзей сможет все предусмотреть или ошибется. Он был всегда возбужденно-деятелен, всегда весел и в то же время аккуратен, расчетлив, требователен. Там, где дело касалось его одного, в нем еще сказывался мальчишка, – ему хотелось самому расклеивать листовки, жечь скирды, красть оружие и бить немцев из-за угла. Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность за все и за всех и смирял себя
Презентация. Слайд № 5-6
2 Ученик: Ульяна Громова
Уля была окружена тем неосознанным бережным и бескорыстным обожанием ребят, которое выпадает на долю исключительно сильных и чистых девушек. Именно поэтому, а не только потому, что она была начитанна и умна, она естественно, свободно, даже незаметно для самой себя владела душами подруг и товарищей первомайцев.
Только теперь стало видно, какой огромный моральный авторитет среди подруг и товарищей был накоплен этой девушкой еще с той поры, когда, равная среди равных, она училась со всеми и ходила в степь, и пела и танцевала, как все, и читала стихи, и водила пионеров, - высокая, стройная девушка с тяжелыми черными косами, с глазами, то брызжущими ясным сильным светом, то полными таинственной силы, скорее молчаливая, чем озорная, скорее ровная, чем страстная, но и та и другая вместе.
Презентация. Слайд № 7
3 Ученик: Иван Земнухов
«Ваню Земнухова даже называли в школе профессором. У него был только один парадный, серый в коричневую полоску, костюм, который он надевал в торжественных случаях жизни и который, как все, что носил Ваня, был ему уже коротковат. Но, когда он поддевал под пиджак белую с отложным воротничком сорочку, повязывал коричневый галстук, надевал свои в черной роговой оправе очки и появлялся в коридоре школы с карманами, полными газет, и с книгой, которую он нес в согнутой руке, рассеянно похлопывая себя ею по плечу, шел по коридору вразвалку, неизменно спокойный, молчаливый, с этим скрытым вдохновением, которое таким ровным и ясным светом горело в душе его, отбрасывая на бледное лицо его какой-то дальний отсвет, - все товарищи, а особенно ученики младших классов, его питомцы-пионеры, с невольным почтением уступали ему дорогу, как будто он и в самом деле был профессором.» Презентация. Слайд № 8
4 Ученик: Любовь Шевцова
Когда она немножко выросла, она полюбила танцы: бальные – русские и заграничные, и народные – украинские и кавказские. К тому же у нее обнаружился хороший голос, и теперь уже было ясно, что она будет артисткой. Она выступала в клубах и под открытым небом в парке, а когда началась война, она с особенным удовольствием выступала перед военными.
Безумная отвага и чувство детского, озорного, пронзительного счастья – все звало и звало ее вперед, все выше, чтобы всегда было что-то новое и чтобы всегда нужно было к чему-то стремиться. Теперь она бредила подвигами на фронте: она будет летчиком или военным фельдшером на худой конец, - но выяснилось, что она будет разведчицей-радисткой в тылу врага, и это, конечно, было лучше всего.»«, у меня к этим фашистам да полицаям такая ненависть, я бы их резала своими руками! - сказала она с наивным и жестоким выражением в глазах.»«Любовь Шевцова принадлежала к той группе комсомолок и комсомольцев, которые еще прошлой осенью были выдвинуты в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага.»Презентация. Слайд № 9
5 Ученик: Сергей Тюленин
Одну за другой делает он попытки поступить в специальную военную школу, - да, он должен стать летчиком. Его не принимают. Все школьники идут на полевые работы, а он, уязвленный в самое сердце, идет работать на шахту. Через две недели он уже стал в забой и рубил уголь наравне со взрослыми.»
Когда пришли фашисты… «Мстительное чувство сотрясало все его тело. Сережке трудно было дышать.. "Обождите, пусть только стемнеет!" - думал Сережка, корчась на постели. Никакая сила уже не могла удержать его от того, что он задумал.»А задумал он взорвать немецкий штаб… «Ослепительная вспышка озарила все окно и даже часть улочки между зданием треста и зданием школы, и в то же мгновение раздался звон стекла и легкий взрыв, похожий на то, как будто разбилась электрическая лампочка. Из окна вырвалось пламя. В то же мгновение Сережка бросил в это окно вторую бутылку, она разорвалась в пламени с сильным звуком. Пламя уже бушевало внутри комнаты, горели рамы окна, и языки огня высовывались вверх по стене, едва не до второго этажа. Кто-то отчаянно выл и визжал в этой комнате, крики раздались по всему зданию. Сережка схватил третью бутылку и пустил ее в окно второго этажа напротив.»Презентация. Слайд №10
6 Ученик: Арутюнянц Георгий
«..Был сильно вытянувшийся в длину, очень черный от природы да еще сильно загоревший семнадцатилетний юноша, с красивыми, в загнутых ресницах, армянскими черными глазами и полными губами. Он смахивал на негра…»
«Заядлый книгочтей… была заведена специальная разграфленная тетрадь, куда он заносил фамилию автора, название каждой прочитанной книги и краткую ее оценку. Например: "Н.Островский. Как закалялась сталь. Здорово! А.Блок. Стихи о Прекрасной даме. Много туманных слов.»Слово учителя: Что же общего у этих ребят? (Молодые, красивые, умные, образованные, сильные духом, готовые к трудностям и испытаниям) Впереди у них целая жизнь, полная интересных событий, преодоления трудностей, побед, любви, может быть, и разочарований…. Но всё это так и останется для них в будущем. На их землю пришёл враг и разрушил мирную жизнь. Перед молодыми людьми, которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть, сложа руки, преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Дети перенимают революционный опыт отцов. Недаром Олег Кошевой, став руководителем «Молодой гвардии», взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине. Недаром они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы крепко связали их. Фадеев пишет, что «вчера они были просто школьниками, школьными товарищами, беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним». Старшему из тех, кто давал клятву, было 19 лет. А вдохновителю и организатору — всего 16. Давайте послушаем слова этой клятвы.
(Кадры из фильма «Молодая гвардия»)
- Какая сцена романа вас поразила больше всего? (К сильнейшим страницам романа принадлежит полная нечеловеческого ужаса сцена казни шахтеров. Героическое поведение их волнует до глубины души. На веки — вечные будет проклятием фашизму образ ребенка, прикрученного веревками к материнскому телу, - образ человека, который, еще не вступив в жизнь, нашел себе смерть в страшной живой могиле.)- Кто является лидерами «Молодой гвардии»? Что объединяло этих людей? (Мужество и желание бороться против фашистов, принести пользу Родине.)
- Как вы думаете, что заставляло 15-17 летних юношей и девушек идти на фронт? (Чувство долга, ответственности за судьбу Родины, а оно, в свою очередь.)
- Расскажите, какой вклад в победу внесли молодогвардейцы?
Ученики: Поджигают немецко-фашистскую биржу труда, чтобы уничтожить списки, составленные для угона в Германию молодых людей.
Ученики: В домике Жоры Арутюнянца устраивают подпольную типографию, где печатают листовки, содержащие сводки с фронта, призывают к борьбе с оккупантами.
1 Ученик: С первых дней своего господства фашисты пытались наладить работу шахт. Поэтому вслед за оккупированными войсками в Краснодон прибыл так называемый Дирекцион № 10, входящий в систему "Восточного общества по эксплуатации угольных и металлургических предприятий", призванный заниматься выкачкой краснодонского угля. Была возобновлена работа Центральных электромеханических мастерских, куда, рискуя своей жизнью, устроились руководители подполья коммунисты Филипп Петрович Лютиков и Николай Петрович Бараков. Используя свое служебное положение, они принимают в мастерские подпольщиков и отсюда руководят "Молодой гвардией". Делается все необходимое, чтобы предприятие, которое по замыслу оккупантов должно было восстановить шахты Краснодона, не работало на полную мощь. Юные герои портили оборудование, тормозили работы, уничтожая отдельные части станков, совершали диверсии. Так, накануне пуска шахты № 1 "Сорокино" Юрий Виценовский подпилил канат, при помощи которого клеть спускали в ствол. Многотонная клеть оборвалась, уничтожая на своем пути все с таким трудом восстановленное оккупантами. Благодаря активной деятельности народных мстителей фашистам не удалось вывезти из краснодонских шахт ни единой тонны угля.
2 Ученик: Большое значение придавали молодогвардейцы распространению листовок среди населения. На квартирах у Николая Петровича Баракова, Олега Кошевого, Николая Сумского, Сергея Левашова были установлены радиоприемники. Подпольщики слушали сводки Совинформбюро, по их текстам составляли листовки, при помощи которых доносили до жителей города и района правду о Красной Армии, о нашей Советской власти. Вначале прокламации писали от руки на листочках школьных тетрадей. Это занимало много времени, поэтому штаб "Молодой гвардии" решил создать подпольную типографию. Находилась она в доме Георгия Арутюнянца на окраине города. Закрыв окна ставнями, Иван Земнухов, Виктор Третьякевич, Василий Левашов, Владимир Осьмухин, Георгий Арутюнянц и другие ребята просиживали ночи у примитивного станка, печатая листовки.
Первые печатные листовки появились в городе 7 ноября 1942 года. При распространении их подпольщики проявляли инициативу и смекалку. Олег Кошевой, например, по ночам одевал форму полицейского и, свободно передвигаясь по улице после комендантского часа, расклеивал прокламации; Василий Пирожок ухитрялся засовывать листовки в карманы краснодонцев на базаре, даже прикреплять их на спины полицейских; Сергей Тюленин "шефствовал" над кинотеатром. Он появлялся здесь перед началом сеанса. В самый удобный момент, когда киномеханик гасил свет в зале, Сергей бросал листовки в зрительный зал.
Многие листовки уходили за пределы города - в Свердловский, Ровеньковский, Новосветловский районы, в Ростовскую область. Всего за время оккупации молодогвардейцы распространили более 5.000 экземпляров листовок 30 наименований.
3 Ученик: Штаб постоянно проводил работу по вовлечению молодежи в ряды "Молодой гвардии". Если в сентябре в подполье было 35 человек, то в декабре в организации насчитывалось 92 подпольщика. По рекомендации коммунистов все члены "Молодой гвардии" были разбиты на пятерки, контакты с которыми штаб поддерживал через связных.
В конце сентября молодогвардейцы во главе с Иваном Туркеничем повесили в городском парке двух изменников Родины, особо усердствовавших в расправах над мирными гражданами. Ударные группы молодежи проводили успешные операции по уничтожению немецких автомашин на дорогах, идущих из Краснодона на Свердловск, Ворошиловград, Изварино.
Приближалась 25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Коммунисты поручили молодогвардейцам вывесить красные флаги над оккупированным городом. В ночь под 7 ноября восемь групп подпольщиков отправились выполнять боевое задание. Накануне девушки подготовили полотнища, сшив куски материи и перекрасив их в кумач. Утром краснодонцы увидели полыхающие на осеннем ветру красные флаги. Эта боевая операция подпольщиков произвела огромное впечатление на жителей города. "Когда я увидела на школе флаг, - рассказывала очевидец событий М. А. Литвинова, - невольная радость охватила меня. Разбудила детей и быстренько побежала через дорогу к Мухиной. Ее я застала стоящей в нижнем белье на подоконнике, слезы ручьями расползались по ее худым щекам. Она сказала: "Мария Алексеевна, ведь это сделано для нас, советских людей. О нас помнят, мы нашими не забыты...".
В этот незабываемый день юные подпольщики распространили по городу и району листовки и оказали материальную помощь семьям фронтовиков. "...Мы приготовили праздничные подарки семьям рабочих, особенно пострадавшим от рук немецких палачей, - писал Иван Туркенич. - Из нашего комсомольского фонда мы выделили для них деньги и закупили продукты. Помню, в канун праздника я пошел со свертком подмышкой на окраину города, где жила семья моего товарища-фронтовика. Он тоже был, как и я, советским офицером. В Краснодоне осталась его жена, старушка-мать и четверо ребятишек. И вот я принес им праздничный подарок. Голодные дети развернули бумагу и с криком радости обнаружили хлеб и немного крупы. Как благодарны были нам измученные люди за эти скромные подарки".
4 Ученик: В декабре Иван Земнухов, Иван Туркенич, Анатолий Попов, Демьян Фомин помогли уйти от неволи 20 военнопленным, которых поместили фашисты в здании Первомайской больницы, а вскоре группа Евгения Мошкова освободила более 70 советских воинов из лагеря военнопленных, который располагался в хуторе Волченском Ростовской области.
Слава "Молодой гвардии" росла. Подпольщики Краснодона не ограничивались деятельностью на территории города и района. Коммунисты считали, что необходимо искать связи с партизанами других районов и областей. Для налаживания контактов с народными мстителями, действовавшими в Ростовской области, штаб направил связную Оксану. Под таким псевдонимом работала в подполье Ольга Иванцова. Оксана неоднократно бывала у каменских партизан, встречалась со связными и командованием отряда. Речь шла об объединении сил партизан и подпольщиков для совместного выступления против фашистов в тылу противника.
5 Ученик: Однажды Люба Шевцова пришла взволнованной на заседание штаба. Она узнала, что фашисты собираются угнать молодежь на работу в Германию. Уже были заготовлены списки на бирже труда. Штаб решил сорвать вербовку. С этой целью выпустили несколько листовок, в которых призывали население спасать своих детей от фашистского рабства. А Люба Шевцова, Виктор Лукьянченко и Сергей Тюленин ночью 5 декабря провели блестящую операцию по поджогу биржи труда. В огне сгорели документы, приготовленные фашистами более чем на 2.000 краснодонцев. К утру от зловещего здания биржи, которое в народе прозвали "черная биржа", остались только обгоревшие стены.
Большое значение штаб придавал вооружению подполья. Молодогвардейцы всякими средствами добывали оружие, боеприпасы. Они похищали их у фашистов, собирали в местах недавних боев, добивали в вооруженных столкновениях с врагом. Оружие хранилось в подвалах разрушенного здания городской бани. Иван Туркенич отмечал в своем отчете, что к концу 1942 года "на складе было 15 автоматов, 80 винтовок, 300 гранат, около 15.000 патронов, 10 пистолетов, 65 кг. взрывчатых веществ и несколько сот метров бикфордова шнура". Все это оружие подпольщики собирались направить против фашистов, находящихся на территории Краснодона. Молодогвардейцы активно готовились к вооруженному восстанию. В их план входило уничтожить врага и тем самым помочь Красной Армии быстрее освободить родной город.
Учитель: Но, к сожалению, ребятам пришлось выполнить и последние строки клятвы: «…если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний.
(Кадры из фильма «Молодая гвардия»)
1. Определите проблему данного отрывка.
2. Как вы оцениваете поведение Любы Шевцовой?
3. Почему Ульяна Громова читает стихотворение Пушкина? (Это стихотворение Пушкин посвятил декабристам. Уля читает его, чтобы поднять дух пленников, чтобы враг понял, что молодогвардейцев нельзя сломить.) 4. Что потрясает вас в героях-молодогвардейцах? (Потрясает готовность жить проблемами своего времени, интересами, чувствами, думами своего народа, принимать его страдания как свои. Гражданская зрелость юношей и девушек Краснодона, взлет их человеческого духа — такая высота нравственности, до которой, кажется, трудно подняться.)Слово учителя: К сожалению, в последние десятилетия наметилась тенденция к возрождению идей фашизма.
Видеоролик о скинхедах
1. Определите проблему сюжета телепередачи. (Проблема неофашизма.)
2. Имеет ли право мол. человек считать себя сверхчеловеком?
3. Почему некоторая современная молодёжь проповедует идеи фашизма?
4. Кого вы считаете сверхчеловеком или человеком с большой буквы?
- Шульга в главе 34 спрашивает: «Что может быть у нас самого дорогого на свете, ради чего стоит жить, трудиться, умирать? То ж наши люди, человек!»
Просто надо помнить: я — человек, и вокруг — тоже люди, и жить надо - друг для друга.
- Но ведь фашист тоже человек! Что же красивого в зверином лице?
Нет, красив не человек вообще. Красив человек, близкий нам по духу воодушевленный стремлением самопожертвования во имя торжества справедливости.
6.Сопоставленеи сюжетов.
- Сопоставьте два сюжета, и ответьте на вопрос:
Страшен ли фашизм для человечества?
За что ты благодарен Фалееву, прочитав его роман? (За то, что он помогает осознать античеловеческую сущность фашизма, его страшную разрушительную силу.)
Презентация. Слайд № 1
Итог урока: Творческая работа. «Человек с большой буквы. Какой он?»
7. Слово учителя: Обратимся к эпиграфу урока. Как он соотносится с жизнью и борьбой молодогвардейцев?
(ответы учеников)
8. Рефлексия урока