Конспект урока на тему Белая гвардия.М.Булгаков

2.3. УРОК-ДИСКУССИЯ ПО РОМАНУ М.А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ»
Ход урока
1. Введение.
- Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»?
- Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?
(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении.)
- Какую форму урока лучше выбрать?
(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)
- Вспомним правила проведения урока-дискуссии.
(Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки.)
2. Определение темы дискуссии, главных проблем, над которыми будем работать. Предложим ученикам высказывания исследователей творчества Булгакова и самого писателя.
«Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории» (В. Лакшин).
«Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: дом, родину, семью» (И. Подхватилин).
«И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах - «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия» - упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии» (из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину).
3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования.
В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:
а) отношения «человек - человек»;
б) отношения «человек - семья - дом» (взаимоотношения, взаимопроникновение);
в) отношения «человек - время - война» (человек - частица истории);
г) отношения «семья - время - война» (значение семьи в смутные времена);
д) отношения «человек - семья - вечность». (Как выжить? В чём спасение?)
4. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы, интересующий их, и распределиться по группам для работы.
5. Работа в группах: накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию. (Обязательно помнить о правилах работы в группах.)
6. Собственно дискуссия (обмен мнениями).
а) Отношения «человек - человек». Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми - искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.
б) Отношения «человек - семья - дом». Прежде всего, объясняется само понятие «дом». Дом - жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом - духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание. Особенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное - духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.
в) Отношения «человек - время - война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту, прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.
Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием» (Б. Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.
г) Отношения «семья - время - война». Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого, «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир даёт им?
Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых» (Б. Мягков).
д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа - что относится к этим пластам? Последняя запись на печке: «Я взял билет на «Аиду»». Почему? (Вечная ценность человеческой жизни - душа, питаемая красотой и любовью.)
Далее разговор идёт о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест - символ мученичества, покаяния, искупления. «Кто ответит за кровь?») Звезда - символ надежды. Символы цвета.
Главный вопрос: в чём видит Булгаков спасение? (В любви и духовности.)
Финал романа открыт - он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям.
7. Заключение.
Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? («Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли». И. Золотусский.)
8. Рефлексия.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Вторая глава посвящена анализу темы семейных ценностей в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». С целью рассмотрения типологии и символики семейных ценностей в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
Восемьдесят лет назад Михаил Булгаков начал писать роман о семье Турбиных, книгу пути и выбора, важную и для нашей литературы, и для истории русской общественной мысли. Ничто не устарело в “Белой гвардии”. Поэтому нашим политологам следовало бы читать не друг друга, а этот старый роман.
О ком и о чем же этот роман Булгакова написан? О судьбе Булгаковых и Турбиных, о гражданской войне в России? Да, конечно, но это далеко не все. Ведь такую книгу можно написать с самых разных позиций, даже с позиций одного из ее героев, подтверждение чему - бесчисленные романы тех лет о революции и гражданской войне. Мы знаем, например, те же киевские события в изображении персонажа «Белой гвардии» Михаила Семеновича Шполянского -- “Сентиментальное путешествие” Виктора Шкловского, бывшего эсеровского боевика-террориста. С чьей точки зрения написана «Белая гвардия»?
Сам автор «Белой гвардии», как известно, долгом своим считал “упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира».
«Белая гвардия» - не только исторический роман, где гражданская война увидена ее свидетелем и участником с определенной дистанции и высоты, но и своеобразный «роман воспитания», где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной.
Эта спокойная житейская мудрость понятна и близка Булгакову и молодой семье Турбиных. Роман «Белая гвардия» подтверждает правоту пословицы «Береги честь смолоду», ибо Турбины погибли бы, если бы не берегли честь смолоду. А их понятие чести и долга основывалось на любви к России.
Конечно, судьба военврача Булгакова, непосредственного участника событий, иная, он очень близок к событиям гражданской войны, потрясен ими, ибо потерял и никогда больше не видел обоих братьев, многих друзей, сам был тяжело контужен, пережил смерть матери, голод и нищету. Булгаков начинает писать автобиографические рассказы, пьесы, очерки и этюды о Турбиных, а в конце концов приходит к историческому роману о революционном перевороте в судьбах России, ее народа, интеллигенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Исторические события -- это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.
Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и страданиями. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное -- честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, -- воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.
Роман М. Булгакова «Белая гвардия» -- книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман -- это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

¶ђ Заголовок 115