Проект программы «Развитие непрагматичного отношения к природе младших школьников внеурочными средствами на основе экскурсионного курса»

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Институт развития регионального образования Свердловской области
Кафедра естественнонаучного образования.


Проект программы
«Развитие непрагматичного отношения к природе младших школьников внеурочными средствами на основе экскурсионного курса»
(Образовательная программа «Методологические технологические
и содержательные аспекты экологического образования»)


Автор:
Бокарева Елена Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №35»









г. Каменск - Уральский
Пояснительная записка.
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема стала особенно острой и приняла огромные масштабы. Всё это ставит перед школой и обществом задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания и образования. В школьном образовании всегда очень мало внимания уделялось экологическому образованию и воспитанию. Это привело к тому, что люди стали относиться к природе как источнику сырья, жизни и т.д. Разрозненные сведения не дают возможности выработать стройную систему экологических знаний. Школа призвана проявить настойчивость в этом вопросе, её задача обеспечить системный характер экологического образования. И начинать это надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Первое важнейшее условие – экологическое образование должно проводиться в системе, с использованием краеведческого материала. С учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления.
Второе непременное условие – надо активно вовлекать младших школьников посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
Наблюдая за поведением младших школьников в природе, можно сделать вывод, что существует необходимость формирования у детей отношения к природе как к объекту изучения, охраны и красоты. Для более точной диагностики использовался метод диагностики уровня сформированности экологического сознания. Результаты таковы: анкетирование проводилось в двух классах.
Измеряемый параметр: отношение к природе.
3 класс
24ученика
4 класс
24ученика

Природа – объект пользы
21ч
22ч

Природа – объект охраны
19ч
15ч

Природа – объект изучения
18ч
20ч

Природа – объект красоты
17ч
16ч


Результаты диагностики
уровня сформированности экологического сознания.













Можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста преобладает прагматическое отношение к природе.
Цель проекта: разработать проект программы экскурсионного курса
«Развитие непрагматичного отношения к природе младших школьников внеурочными средствами»
Задачи:
Способствовать развитию непрагматичного отношения к природе на основе знакомства с памятниками природы родного города и его окрестностей.
Развивать навыки бережного ответственного отношения к природе через практические дела и акции.
Воспитывать эстетическое отношение к природе в разные времена года.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет: экологическое образование младших школьников.
Планируемый результат: в ходе изучения курса у детей формируются мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности.
Методы, используемые в ходе работы: педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование.
Формы организации внеурочной работы: КВН, познавательная игра, выставка, фестиваль, устный журнал, экскурсии и др.
Одной из основных форм организации внеурочной работы по экологическому образованию является экскурсия. Во время проведения экскурсий учащиеся непосредственно соприкасаются с природой. Это общение происходит осмысленно. У учащихся формируются элементы знаний о естественнонаучной картине мира, раскрываются причины сезонных изменений в природе. Развиваются умения и навыки самостоятельной деятельности в природе, формируется эстетическое отношение.


Календарно – тематическое планирование.
№ п\п
Тема занятия
Сроки

1
Вводное занятие. Разнообразие природы окрестностей города Каменска - Уральского
1 четверть
сентябрь

2
Страж города. Экскурсия к скале «Богатырёк»

1 четверть
октябрь

3
В гостях у Мамонта. Экскурсия к скале «Мамонт»

2 четверть
ноябрь

4
У Каменных ворот. Экскурсия к скале «Каменные ворота»

4 четверть
апрель

5
Путешествие на Ревун. Экскурсия к памятнику природы «Ревущие пороги»

4 четверть
май

6
Итоговое занятие. Подведение итогов экскурсионной деятельности.
4 четверть
май


Количество часов на изучение каждой темы неограниченно. На усмотрение педагога можно проводить предложенные занятия в течение более длительного времени.





Методические рекомендации по проведению экскурсий.
Общие рекомендации.
Для того чтобы экскурсионное занятие было эффективным, его нужно тщательно спланировать и подготовить.
1.Необходимо наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут, предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи ,загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (где и когда проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между учащимися или группами учащихся.
7. Продумать к каким обобщениям и выводам надо подвести учащихся, как оценить результат их деятельности.
8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Целесообразно на подготовительном этапе предложить детям заучить стихи о природе. Это эмоционально подготовит детей для восприятия природных объектов. Для повышения познавательной активности на экскурсии можно использовать загадки, природоведческие игры, викторины, касающиеся материала экскурсии.


Рекомендации по проведению экскурсионных занятий.
1вводное занятие. Тема. «Разнообразие природы окрестностей города Каменска – Уральского»
На этом занятии в доступной форме происходит знакомство учащихся с целями и задачами курса. Дети узнают о происхождении рельефа Каменского района, разнообразием природы. Учащиеся выполняют входную диагностику.
Цель: познакомить учащихся с происхождением рельефа Каменского района, разнообразием природы.
Дело.
Спланировать общественно полезные дела и акции, которые можно провести во время выходов в природу.
2 занятие. Страж города. Экскурсия к скале «Богатырёк»
Красив Богатырёк! Если обойти скалу кругом, то можно представить то развалины средневекового замка, то крепостную башню. Богатырёк представляет собой скалу – останец, сложенную известняками каменноугольного периода. Величественная вершина скалы напоминает богатыря в боевом шлеме и доспехах.
Цель: Познакомить учащихся с геологическим памятником природы – скалой «Богатырёк».
Задачи:
1. Расширить знания о полезном ископаемом – известняке, входящем в состав скалы, историей происхождения названия памятника.
2. Развивать наблюдательность.
3. Воспитывать эстетическое отношение к природе, творческое воображение, трудолюбие
Предварительное задание.
Создать экологический кодекс « Правила поведения в лесу» Наблюдать за формой, цветом, окружающими объектами.

Общественно- полезное дело.
Трудовая акция «Чистота природы»
Итог занятия.
Выполнить модель памятника природы из пластилина или глины
3 занятие. В гостях у Мамонта. Экскурсия к скале «Мамонт»
Расположена скала Мамонт на правом берегу Исети, в одном километре от деревни Ключики у висячего моста через реку. Сложена она известняками. «Ноги» Мамонта – классический пример карстовых процессов, результат растворения известняка водой. Они особенно эффектно выглядят, поэтому дольше привлекают внимание. Отсюда другое название скалы – Слоновьи ноги.
Цель: Познакомить учащихся с геологическим памятником природы – скалой «Мамонт»
Задачи:
1. Расширить знания о полезном ископаемом – известняке, входящем в состав скалы, историей происхождения названия памятника.
2. Развивать внимательность, наблюдательность.
3. Воспитывать любознательность, эстетическое отношение к природе, творческое воображение, трудолюбие, сострадание.
Предварительное задание.
Наблюдать за формой, цветом, окружающими объектами. Дома с помощью родителей изготовить кормушки для птиц, запасти корм.
Задание в ходе экскурсии.
Выполнить предварительные рисунки, наброски в карандаше скалы Мамонт. Общественно- полезное дело.
Акция «Кормушка» (развешивание кормушек для птиц)
Итог занятия.
Выполнить рисунки памятника природы в цвете. Оформить выставку рисунков.

4 занятие. У Каменных ворот. Экскурсия к скале «Каменные ворота»
Каменные ворота – это один из наиболее ценных и интереснейших геологических памятников Свердловской области. Это своеобразная визитная карточка природы нашего края, символ её красоты. Находится она на правом берегу реки Исеть. Это оригинальное береговое обнажение представляет собой скалу с большим отверстием прямоугольной формы посередине. Сложена она известняками, образовавшимися из скелетов морских организмов и остатков водорослей на дне древнего Уральского моря, существовавшего 300 млн. лет назад, в то время, когда образовывались Уральские горы.
Цель: Познакомить учащихся с геологическим памятником природы – скалой «Каменные ворота»
Задачи:
1. Обобщить знания детей об истории возникновения и развития территории Каменского района.
2. Развивать активность, внимательность, наблюдательность.
3. Воспитывать умение любоваться красотой природы, любознательность, творческое воображение, трудолюбие.
Задание в ходе экскурсии.
Собрать природный материал: кусочки известняка, листья и т.д.
Общественно- полезное дело.
Трудовая акция «Забота»
Итог.
Создать модель природного памятника из собранного материала.

5 занятие. Путешествие на Ревун. Экскурсия к памятнику природы «Ревущие пороги»
В 22 километрах от Каменска – Уральского у села Бекленищево река Исеть пробила себе дорогу через изверженные породы. Возраст древних лав около 300 млн. лет. То было время рождения Уральских гор, когда образование гор сопровождалось активной вулканической деятельностью. Застыли на берегу громады скал, а в русле реки – огромные каменные глыбы. Исеть в этом месте зажата в узкую теснину, её воды несутся здесь с большой скоростью, клокочут, пенятся, ревут.
Цель: Познакомить с памятником природы «Ревущие пороги», его образованием.
1. Расширить представления детей об истории образования Уральских гор.
2. Развивать активность, внимательность, наблюдательность, связную речь.
3. Воспитывать ответственность.
Эта экскурсия может носить заочный характер.
Предварительное задание.
Посетить памятник природы с родителями. Сделать фотовыставку, презентацию, зарисовки, макет и т.д. памятника природы.
Итог.
Круглый стол, где дети и родители предъявят результаты экскурсии.

6 итоговое занятие. Подведение итогов экскурсионной деятельности.
Цель: подвести итог экскурсионной деятельности.
Обобщить знания, полученные в ходе экскурсионной работы.
Развивать активность, внимательность, наблюдательность, связную монологическую речь.
Воспитывать ответственность, эмоциональную отзывчивость.

Предварительное задание.
Оформить выставку поделок, рисунков, макетов, выполненных своими руками или с помощью родителей.
Занятие может проходить в форме праздника, конкурс, КВН, викторины
Учащиеся выполняют выходную диагностику.

Заключение.

Основная цель экологического образования – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Правильно используя различные методы, наиболее важным из которых является экскурсионная работа по изучению памятников родного города и его окрестностей, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, обладающую навыками бережного ответственного отношения к природе. Личность, которая способна испытывать эстетическое наслаждение от общения с природой.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что экскурсионная работа по развитию непрагматичного отношения к природе младших школьников, принесёт положительные результаты.
На экскурсиях дети воспринимают материал с интересом, нет признаков утомлённости. Дети активны в процессе обучения, с удовольствием участвуют в практических делах и акциях.















Список литературы.
Литература для педагогов

1.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
2.Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
3.Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
4.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.
5. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.
6.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
7.Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
8."Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.
9.Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.
10. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.
11. Погорелова Н. А. Интегрированный курс. Окружающий мир. Екатеринбург, 1996.
12. Дежникова Н. С. Иванова Л. Ю. Воспитание экологической культуры у детей и подростков:Учебное пособие. Москва. Педагогическое общество России, 2000.




Литература для семейного прочтения


1. Природа родного края: Учебное пособие. Составитель Макерова. Екатеринбург: Свердл. обл. отделение Пед. общества РФ, 1994.
2. Артемов Е. Т. Звагельская В. Е. Колясников В. А. Каменск – Уральский. Администрация г. Каменска – Уральского. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры Совет Свердловского областного отделения. Российская Академия наук. Уральское отделение. Институт истории и археологии. Уральская государственная архитектурно – художественная академия, 1993.
3. Каменк – Уральский. В панораме трёх столетий. Администрация
г. Каменска – Уральского. Управление культуры. Российская Академия наук. Уральское отделение. Институт истории и археологии. Каменск – Уральский отдел истории, Екатеринбург.2003













Анкета.

1. Нравится ли тебе бывать в природе?
а) Да
б) нет
в) не знаю
2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?
а) ловить рыбу
б) собирать грибы и ягоды
в) купаться
г) разводить костёр
д) делать из веток шалаш
е) играть на траве в футбол
ж) любоваться природой
3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
а) подбирал и кормил птицу
б) нет
в) подобрал щенка и ухаживал за ним
г) забинтовал сломанное дерево
д) подкармливаю зимой птиц
4. В каких делах по охране природы ты принимал участие?
а) Делал с папой кормушки
б) не принимал
в) не знаю
г) принимал участие в озеленении класса и двора
5. Какие книги о природе ты читал?
а) Читал книги Бианки, Чарушина, Дмитриева и др.
б) не читаю книг о природе
в) не знаю таких книг


Диагностика уровня сформированности экологического сознания «Эзоп»
Диагностика типа экологического сознания строится по следующим параметрам, представляющим выражение субъективного (личностного) отношения к природным объектам в таких сферах психики, как:
эмоциональная (эмпатия, симпатия, антипатия) – восприятие природы как объекта эстетики, этики, жизни,
познавательная – природа как объект познания и как условие обитания,
поведенческая;
практическая – природа как объект и субъект действия,
поступочная – отношение к природе выступает в качестве субъективного средства нравственного самоопределения, самоутверждения.

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить 4 типа таких установок: Л. воспринимает природу:
как объект красоты («эстетическая» установка);
как объект изучения («когнитивная»);
как объект охраны («этическая»);
как объект пользы («прагматическая»).

Инструкция
Вам будут предложены слова, и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти слов то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ», и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа вы записываете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает ваш выбор.
Текст методики
ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.
ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К).
ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И).
ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).
МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).
ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П); сено.
БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К) .
УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).
РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.
САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).
БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.
ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

Примечание:
К – природа воспринимается как объект красоты - «эстетическая» установка;
И - природа воспринимается как объект изучения - «когнитивная»;
О - природа воспринимается как объект охраны - «этическая»;
П - природа воспринимается как объект пользы - «прагматическая»
Первичные данные и обработка результатов


тип
Кол-во
ранг

1
Поляна
К




2
Трофей
П




3
Роса
К




4
Острова
К
К
7
I

5
Шкура
П




6
Осень
К
И
2
III

7
Туман
К




8
Кольцевание
О
О
0
IV

9
Жабры
И




10
Цветущий
К




11
Шуба
П
П
3
II

12
красота
К





Интерпретация:
В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты («эстетическая» установка), а установка на природу как объект охраны («этическая») не проявляется вообще.


15