Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта


ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
ПРОГРАММА
Основы православной культуры
(духовно – нравственное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
Воспитатель:
Зорук Дина Викторовна
Тамбов – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И. Пирогов
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Особенно остро данные реалии отражаются на неокрепшем мировоззрении подростков с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом отношении взрослых и педагогов.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций, на мой взгляд, формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Разработанная программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование духовно-богатой, глубоко-нравственной личности воспитанников. Программа позволяет объединить усилия церкви, центра и семьи.
Цель программы: Воспитание духовно-нравственной личности на основе возрождения и укрепления православных традиций русского народа.
Задачи программы:
- формирование у воспитанников нравственно-значимых, общечеловеческих представлений, опирающихся на духовно-нравственные ценности;
- обеспечение поддержки и развития в подростках стремления к православным традициям русского народа;
- привитие любви к родному народу, малой Родине, воспитание чувства патриотизма, готовности служению своему Отечеству;
- создание творческой среды для проявления и самореализации духовных, душевных сил и способностей воспитанников;
- коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников;
- коррекция речи и мышления путем коллективных дискуссий;
- коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе изготовления поделок и подарков к Рождеству и Пасхе;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народа России;
- привлечение к работе с воспитанниками носителей духовных и культурных традиций русского народа, деятелей культуры, церкви, представителей старшего поколения.
Основные идеи и педагогические принципы, проложенные в основу программы.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- воспитание личности детей должно опираться на высшие достижения мировой и русской культуры, поднимающей вопросы нравственности;
- программа ориентирована на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих мнение других, способных противостоять злу, не способных к аморальным поступкам;
- содержание программы должно соответствовать интересам и потребностям воспитанников.
В основу программы были положены следующие принципы и подходы:
Принцип природосообразности.
Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее воспитания. Не бороться с природой ребенка, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и т.д.
Принцип сотрудничества.
Работа строится на уважении и доверии.
Деятельный подход.
В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.
Личностно-ориентированный подход.
Уважение личности воспитанника, бережное отношение к его личности, чувствам, ожиданиям, к мотивам его поведения.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод  используется во время:
чтения педагогом рассказов;
показа духовно-просветительских фильмов;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
цикла духовных бесед с воспитанниками;
ответов на вопросы педагога, воспитанников;
беседы со священнослужителями православной церкви;
разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется во время:
посещение храмов и участие в богослужении;
краеведческие походы по области;
поездки по святым местам Тамбовской области;
Формы работы.
Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
Просмотр слайд-фильмов, фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
Экскурсии, встречи, целевые прогулки;
Тематические вечера духовно-нравственной направленности;
Творческие вечера;
Труд по интересам
Ожидаемые результаты программы.
- формирование глубоких духовно-нравственных ориентиров у воспитанников;
- привитие любви и уважения к близким, к Родине;
- воспитание духовно-творческой активности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Основы духовной нравственности, заложенные в детях в ходе реализации программы, могут проявиться в любой жизненный период и помочь им выйти из кризисной ситуации.
Программа разработана на три года обучения по 34 часа по каждому году обучения.
Возрастное предназначение программы: 12 – 18 лет.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Учебно-методический план на I год обучения
№ Название темы Количество часов
теоретич. практич. всего
1. Наш удивительный мир. Красота человека – красота души.
2 2 4
2. Библия – что это такое? О заповедях Божиих.
3 1 4
3. Понятие семьи. Рождество Пресвятой Богородицы.
3 1 3
4. Рождество Христово. Детство Иисуса.
3 1 4
5. Таинство Крещения в жизни человека.
2 1 3
6. Все о посте.
3 1 4
7. О праздниках во время Великого поста.
2 1 3
8. Праздников праздник – Пасха!
3 1 4
9. Твое святое имя. День ангела.
2 1 3
ИТОГО: 34
Вначале каждого занятия учащиеся под руководством педагога вспоминают главные события в православной жизни, происшедшие за последнюю неделю (православный праздник, пост и т.д.).
Наш удивительный мир. Красота человека – красота души.
В процессе изучения данной темы проводятся беседы с учащимися о красоте окружающего мира. Внимание учащихся обращено на то, как все в этом мире гармонично и премудро устроено Богом, взять хотя бы человеческий организм. По словам великого старца – «это целое предприятие». Учащиеся знакомятся с величайшим наследием Паисия Святогорца, где раскрывается истинное понятие красоты мира и человека. Экскурсия на природу является заключительным этапом в изучении данной темы.
Библия – что это такое? О заповедях Божиих.
Раскрытие этой темы начинается с изучения сюжетов Ветхого Завета: создание видимого и невидимого мира Богом. Первые люди Адам и Ева. Грехопадение и изгнание из рая. Потоп. Учащиеся узнают, как Бог дал людям закон. Первый храм.
Понятие семьи. Рождество Пресвятой Богородицы.
Здесь ребята знакомятся с понятием «семья», на примере библейского повествования о жизни благочестивых Иоакима и Анны и Рождестве Пресвятой Богородицы. Учащиеся узнают о святых иконах, кто на них изображается. Особое место отводится знакомству ребят с Житием святого Серафима Саровского, особо почитаемого в нашем крае. Экскурсия в Спасо-Преображенский кафедральный собор и знакомство воспитанников с устройством храма заключает изучение данной темы.
4. Рождество Христово. Детство Иисуса.
Эта тема раскрывает учащимся один из двух величайших православных праздников - Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Ребята знакомятся с сюжетами Нового Завета: Благая весть Деве Марии, Рождение Сына Божьего, поклонение пастухов и волхвов Младенцу, бегство в Египет и возвращение в Назарет. Изготовление рождественских поделок – заключительное занятие.
5.Таинство Крещения в жизни человека.
В ходе изучения этой темы ребята знакомятся с особенно значимым (самым первым) этапом в жизни каждого православного христианина - крещением. Крещение Господне – большой праздник! Сам Господь показал Своим примером о необходимости крещения человека.
Здесь же происходит знакомство ребят с жизнью Иоанна Крестителя (Предтечи), а так же о необыкновенных чудесах и проповедях Иисуса Христа во время Своей земной жизни.
6.Все о посте.
Здесь учащиеся знакомятся с понятием «пост», для чего он нужен человеку. Особое место отводится занятию, посвященному празднику Прощеное воскресенье. Ребята рассуждают о назначении человека в этом мире. Пример из жизни святых.
7.О праздниках во время Великого поста.
Раскрытие данной темы начинается с ознакомления учащихся с двумя большими православными праздниками, выпадающими на это время: Благовещение и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Особое место в изучении данной темы занимает знакомство воспитанников с Великим Таинством Евхаристии (Причастие) – главном церковном таинстве и его значении в жизни православного человека. Ребята знакомятся с такими понятиями как исповедь, покаяние, единение с Господом; учатся правильно готовиться к этому великому таинству. Заключительное занятие – экскурсия в воскресную школу.
8.Праздников праздник – ПАСХА!
Пасха (Светлое Христово Воскресенье) – второй великий праздник в православной церкви. Верующие ждут его с нетерпением. Этим Праздником оканчивается Великий (самый строгий) пост. В ходе изучения этой темы учащиеся вспоминают сюжеты Нового Завета: Тайная вечеря и распятие. Воскресение Иисуса Христа. Большое место отводится экскурсии по храмам Тамбова.
9. Твое святое имя. День ангела.
В ходе работы по этой теме ребята узнают, что кроме Дня рождения у каждого из них есть День ангела - день чествования святого покровителя, имя которого носит человек. Ребята учатся, как правильно проводить его. Особое место здесь занимает экскурсия к святым местам Притамбовья и знакомство учащихся с нашими православными земляками: Святителем Питиримом, епископом Тамбовским, чьи святые мощи покоятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а также Преподобной Марфы Тамбовской, мощи которой ныне пребывают в храме “Всех Скорбящих Радость” Вознесенского женского монастыря.
Список используемой литературы:
Бородина А.В. Основы православной культуры, учебно-методическое пособие, М.,2004
Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005. - 527 стр.
Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127 стр.
Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. - 421 стр.
Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- Том 1: стр., том 2: 368 стр. с ил.
Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006, - 540 стр.
Непознанный мир веры. Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2007.
Нравственное воспитание в средней школе/ составитель И.А. Тисленкова, Волгоград: Учитель, 2007. – 156 стр.
Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. Янушкявичус Р.В., Янушкявичуне О.Л. – Москва: ПРО-ПРЕСС, 2000 год.
Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. Авторы-составители протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2006 - 98 стр.
Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Москва, «Покров», 2003.
Православные праздники. Сост. Наталия Будур. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
Православные святыни. Н.А.Ионина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 544 стр.
Православный календарь для детей и родителей. Издательство «Паломникъ», Москва – Одесса, 2002. – 450 стр. с ил.
Пресвятая Богородица. Автор-составитель Наталия Будур. Москва, АСТ, АСТРЕЛЬ, 2004 – 315 стр.
Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
С.Е.Шамаева. «Хлеб наш насущный». Рассказы о жизни Иисуса Христа для чтения в семье и школе. – Воронеж, изд. ТОО «Левый берег», 1996. - 216 стр.
Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград, 2004.
«С Рождеством Христовым!» Сборник святочных историй и повествований, сценариев, стихотворений, песен и колядок. Составитель Алексеева А.С. Москва, ИПО «Лев Толстой», 1995.
Священник Артемий Владимиров Учебник жизни/ книга для чтения в семье и школе. – Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, Москва, 1999.
Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.
Юдин Г.Н. Основы православной веры для всей семьи. Серия «Божий мир» в 7-ми книгах. Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.