Технологическая карта урока. Художественный образ в живописи


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификация
«Метапредметная деятельность как условие реализации требования ФГОС на уроках в основной школе»
учителя ИЗО и МХК
(06 – 24 октября 2014 года)МАСТЕР-КЛАСС
«художественный образ в живописи ХХ века:
пабло пикассо. "плачущая женщина"
Автор выпускной работы:учитель МХК высшей кв.категории
МАОУ гимназия № 9 г.БерезникиМ.Л.Петухова
КонсультантА.С.ПереверзевПермь 2014
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Учебный предмет: Искусство (МХК)
Класс: 8
Автор УМК: Г.И.Данилова
Тема: Художественный образ в живописи ХХ века: П.Пикассо "Плачущая женщина"
Тип: урок "открытия" нового знания (фрагмент)
Цель урока: обучить первичным навыкам "чтения" визуального источника
Этап урока Деятельность учителя Деятельность участников Формируемые УУД
Актуализация знаний
2-3 мин
(слайды 1-5) Формулирует введение в тему через сравнение образа плачущей женщины в искусстве, подводит участников к осознанию темы и цели урока
В живописи, как ни странно, немного примеров изображения образа плачущей женщины. Рембрандт, Крамской , художники начала ХХ века не оригинальны, но вот в 1937 году П.Пикассо рисует нам совсем другую женщину. Какие эмоции вызывает у вас эта картина? Конечно, легче всего сказать: "Какое безобразие! Это издевательство над женщиной!" Но ни один художник не рисует ПРОСТО ТАК, он всегда хочет донести до нас МЫСЛЬ. Что хотел сказать художник?
Можете ли вы уже догадаться. о чем пойдет речь на занятии?
(Слайд 6 ) Описывают эмоциональное отношение к произведению живописи
Формулируют тему и цель мастер-класса Регулятивные: Определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
Работа с новым материалом
6 мин Слайды 6-23 А ведь у Пикассо целая серия портретов плачущей женщины (демонстрирует слайды 7-14)
Обратите внимание, все они датированы одним годом - 1937. Может ли это быть простым совпадением?
В этом же году написана и знаменита "Герника". (слайд 15)
Испания объята гражданской войной (слайд 16)
Теперь вы можете смело утверждать - это не просто плачущие женщины, это сама Испания, страдающая от войны
Перед вами самая знаменитая работа серии. (слайд 17)
Предлагаю вам сформулировать и задать вопросы по этой картине: что вас смущает, что вызывает интерес, что не нравится и т.д.?
Учитель отвечает на вопросы участников, но не напрямую, а формулирует только подсказки, направляющие мысли в нужном направлении.
Например:
1. Когда человек получает удар по лицу, на лице остается синяк, который потом
несколько раз меняет цвет - из синего становится фиолетовым, потом
зеленым, ж е л т ы м . . . На картине мы видим такие же цвета, значит..... (женщина один за другим перенесла много "жизненных ударов", одни уже успели зажить, а другие еще совсем недавние. Они причиняли ей душевную боль, сравнимую с физической)
2. Про человека болеющего или страдающего говорят: "белый, как полотно". (В таком случае, это самый простой способ показать бледность).
3. Это Дора Маар, икона моды и стиля Парижа.(слайд 18) Она жила с художником, была его музой, это не ЕЕ портрет, а образ. его исказило горе. (Художник просто нашел способ представить в зримой
форме горе. Ее искаженное лицо он изображает не для забавы и не для того, чтобы сделать ее неузнаваемой)
И т.д. Предлагают варианты ответа
Участники формулируют вопросы по картине, пытаются через подсказки ответить на них самостоятельно
Например:

1. Почему художник выбрал для ее лица такие цвета?
2. Что означает белый цвет на лице?
3. Это реальная женщина или вымышленная? Если реальная, то почему художник так ее "обезобразил"? Познавательные:логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);
Коммуникативные: Излагают своё мнение; выдвигают версии в дискуссии, делают вывод. Контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументировано оценивают свою работу; излагают своё мнение в диалоге.
Предметные:
Умеют анализировать произведение в связи с окружающей исторической действительностью и социальных реалий
Подведение итогов и рефлексия
1 мин
Слайд 21-24
"Мать скорби" назвали это полотно испанцы. Надеюсь, вы взглянете на серию Пикассо теперь другими глазами, а вместе с тем и на все его творчество. Теперь вы, надеюсь, без труда "расшифруете" послание картины "Авиньонские девицы".
Спасибо за внимание! Обучающиеся дают оценку результатов занятия Оценивание способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Литература: Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве, Из-во "Арка", СПб, 2007