Технологическая карта урока Портрет в скульптуре


Ф.И.О. Брусницына Ирина григорьевнаУчебный предмет: изобразительное искусство, 6 класс
Учебник: «Искусство в жизни человека» - М.: Просвещение, 2013 г.,
автор: Л.А.Неменская, под руководством. Неменского Б.М
Тема четверти: «Вглядываясь в человека»
Урок 21.Тема: «Портрет в скульптуре»
Цель
и задачи
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Образовательная: умение видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умение видеть с точки зрения художника уже ранее знакомое.
Воспитательная: воспитание у детей любви и толерантности к человеку и интереса к изображению портрета.
Развивающая: развивать наблюдательность, глазомер, композиционное мышление и креативность, умения и навыки изображения портретного литературного образа в объёме.
Тип урока комбинированный
Планируемые образовательные результаты Личностные: формируют навыки самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы. Развивают эстетическое сознание через освоение и изображение литературного героя. Формируют коммуникативную компетентность, осознанно, уважительно, доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению, мировоззренческой культуре.
Метапредметные: умеют самостоятельно определять цели своего достижения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы. Умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирают наиболее эффективные способы решения; соотносят свои действия с планируемыми результатами…
Предметные: развивают визуально-пространственное мышление. Приобретают навыки создания портрета в скульптуре средствами объёмного материала – пластилина. Развивают индивидуальные творческие способности. Формируют устойчивый интерес к творческой деятельности. Знакомятся с великими произведениями скульптурного портретного искусства. Приобретают опыт анализа художественного образа. Понимают и объясняют важную роль художника, изображающего портрет: любовь к изображаемому образу.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество
Форма деятельности Фронтальная, индивидуальная.
Зрительный ряд: Презентация «Портрет в скульптуре».
Музык. ряд: Музыка для фона
Литератур. ряд: А.П.Чехов «Толстый и тонкий».
Материал Пластилин, форма с подставкой, салфетка.
Задание Моделировка бюста литературного героя с выраженными чертами лица.
Оборудование Мультимедийный проектор, компьютер, учебник
НДМ Презентация по теме урока, выполненная учителем ; фото
Основные понятия Каркас, бюст, лепка, ваяние, вырезание, высекание. Фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика.
Этапы урока Миницель (задачи)
этапов занятия Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
Организационный этап
(2 минуты) Создание положительного эмоционального настроя обучающихся Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку Приветствуют учителя, готовят рабочее место Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: учатся определять цель своей работы
Мотивация
(2 минуты) Определить тему и задачу урока Задаёт наводящие вопросы Определение темы занятия Метапредм. Познав. УУД
Выдвигают гипотезы и их обосновывают; умеют выражать свои мысли.
Коммун.УУД: аргументируют своё мнение, учитывают определения соклассников
Приобретение знаний
( 8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения человека на скульптурных изображениях портретов человека. Показывает презентацию «Портрет в скульптуре» Смотрят слайды с изображением портретов в скульптуре. Сравнивают, анализируют.
Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью? Метапредм. УУД: анализируют, сравнивают
Познав. УУД: самостоятельно дают оценку скульптурному портрету, делают выводы.
Коммун.УУД: работают совместно с учителем
Личностн. УУД:
Формируют познавательные интересы, творческие способности.
Физкультминутка (1 мин) Снятие напряжения. Контролирует и помогает выполнению упражнений выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: выполняют упражнение на движение рук, головы, плеч
Переход к практической работе
(3 минуты) Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Рассматриваем план выполнения задания. Ученики рассказывают последовательность изображения головы человека в объёме. Учитель контролирует, помогает ученикам. Смотрят выполнение изображения портрета человека в скульптуре в определённой последовательности: заготавливают основу головы и шеи,
первоначально стекой наметить места глаз, носа, губ, подбородок, уши, волосы.
Метапр. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предмет. УУД:
умеют последовательно лепить форму головы человека, понимают меру проработки деталей, показывает навыки работы с пластилином.
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков Учитель контролирует работу учеников Лепят из пластилина образ литературного героя. Отмечают характер, настроение, выразительность черт, созвучных образу литературного героя.
- На лицевой части овала-головы одновременно продавливают большими пальцами вмятины - глазницы;
- Формируют нос, вытянув форму вперёд.
- Делают вмятину для рта. С помощью стеки сделать надрез и вылепить форму верхней и нижней губ.
- Наращивают глаза, веки.
- Лепят уши.
- Следят за цельностью формы.
- Смотрят на бюст со всех сторон.
- Не потеряют выразительность образа. Личностн. УУД: владеют приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: владеют умением творческого видения художника,
Предмет. УУД. умеют видеть образ в создаваемых формах.
Подведение итогов занятия (2 мин)
Применение навыков анализа творческих работ Помогает учащимся анализировать свою творческую работу и детей Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам Метапредм. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Коммун.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Личн. УУД: осознанно, уважительно, доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению, мировоззренческой культуре.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин) Заключительная беседа по вопросам РЕФЛЕКСИЯ:
Проставляет оценки в журнал.
Учитель благодарит детей за урок. Называют скульптуру, автора.
Другие рассказывают:
- Сегодня на уроке:
- Мы узнали…
- Открыли для себя…
- Научились выполнять…
- Мы смогли …
- Мне понравилась работа скульптора…
-Я выполнил задуманное…
-А у меня не получились глаза…
-Я попробую ещё слепить один образ…
Определяют эмоциональ
ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку: цветные карандаши, краски, альбом
Дети убирают рабочее место. Благодарят учителя за приобретённые на уроке знания о скульптурном пор трете.
Регулятивные УУД: оценивают свою работу Оценка выполненного труда на уроке.
Познавательные УУД: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке.
Личн. УУД: владеют приёмами самовыражения

План урока:
1.Организационный момент. Подготовка рабочего места
2.Тема «Портрет в скульптуре». Мотивация к уроку.
3.Беседа о художниках – скульпторах. Презентация «Портрет в скульптуре»
4.Что будем выполнять? Лепим портрет – бюст из пластилина
5.Самостоятельная практическая работа учащихся.
6.Анализ бюстов, выполненных учениками.
7.Рефлексия.
8.Простановка оценок.
Дети и учитель приветствуют друг друга.
Перед учащимися в классе небольшие бюсты: А.С Пушкина и Ю.А. Гагарина. Ребята без сомнения угадывают тему урока, так как этот урок является продолжением предыдущего урока.
Слайд №1. На слайде - портрет-бюст: писателю А.С Пушкину в сквере А.С.Пушкина Шестиклассники без труда называют эти портреты, где он расположен.
Слайд №2. Кто изображён в этой скульптуре?
- Портрет Нефертити.
-Вы знаете, кто это?
- Нефертити – египетская царица, жившая в XIV в. До н. э.
- Вы можете назвать скульптора того времени.
-Эти скульптуры были выполнены из известняка, а затем раскрашены красками. По египетским канонам скульптуру раскрашивали.
Ученики могут рассказать о скульптуре. На царице надет высокий синий головной убор. Лицо окрашено в розовый цвет.
В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора.
Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.
- Кроме того скульптор передал следы прожитых лет.
- Почему у Нефертити на скульптурном изображении один глаз? Одно из предположений исходит из древнеегипетской мифологии: когда в глазницу скульптурного изображения вставляют второй глаз - это уже не изображение, а душа, переселившаяся в иной мир. Вторая гипотеза: отсутствие зрачка в одном из глаз Нефертити связано с религиозными верованиями древних фараонов в их будущее возрождение.
Слайд №3. Портрет Екатерины11, Портрет М.В. Ломоносова. Скульптор стремится воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – черты идеально-прекрасной, гармоничной личности.
- Эти портреты русского скульптора Ф. И. Шубина.
- Что вы можете сказать об этом художнике?
- Шубин Ф.И. – первый русский скульптор, создавший в XVIII веке портреты наших соотечественников.
- Этот художник – сын друга знаменитого русского учёного М.В. Ломоносова, который имел для художника большое значение.
В создании образа огромную роль играет материал.
-А давайте вспомним материалы используемые в скульптуре?
Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Мрамор, например, обладает теплотой, гранит-грустью и скорбью, дерево особой пластичностью, сталь – силой, бронза даёт возможность деталировать образ до мельчайших подробностей.
Слайд № 4. Где и когда вам приходилось видеть скульптуру?
-Какие скульптурные памятники вы знаете?
- Есть ли у вас дома маленькие скульптурные произведения (которые правильно называть произведениями мелкой пластики) из стекла, фарфора, дерева, керамики, камня?
Скажите откуда черпают свое вдохновение скульпторы?
А литературное произведение, может вдохновить скульптора?
Слайд № 5. Отгадайте какое литературное произведение послужило вдохновением на создание скульптурной композиции?
Слайд № 6. Произведение А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Вы уже знакомились с этим произведением на уроке литературы?
Слайд № 7. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын. — Порфирий!
Прочитав эти строки, вы можете создать портреты этих героев?
А как они будут выглядеть? в чем их отличие?
Слайд № 8. Физкультминутка
Комплекс упражнений для глаз: 
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальные вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 
Упражнения для вех плечевого пояса: 1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад. 2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево. 3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок. 4) «Сова»: поворот головы вправо-влево. 5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад). 6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.  
  
1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн. 2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем. 3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки. 
Слайд № 9. Давайте вспомним как скульптор поэтапно создает образ?
Слайд №10. Заготавливают основу головы и шеи.
Слайд №11. Стеком намечают основные линии.
Слайд № 12.Первоначально стекой наметить места глаз, создать определенное выражение глаз
Слайд № 13. Выполнить нос
Слайд № 14.Создать очертание губ
Слайд №15. Придать объём подбородку и бровям
Слайд №16. Незабываем про уши
Слайд №17. Дополнит образ волосы
Слайд №18. Задание.
Закрепляем изученный материал практическим заданием. Материальность скульптуры проявляется в конкретности самого материала, который, обретая форму, становится носителем художественной идеи.
Задание
Вылепи из пластилина скульптуру-портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Все формы портрета рассчитаны на восприятие с близкого расстояния. Во время объяснения как лепить скульптурный образ, учитель напоминает детям, что скульптуру нужно рассматривать с нескольких точек зрения и открывать новые грани в многосторонней характеристике портретируемого.
Основными средствами выражения в скульптуре выступает объём.
Скульптура может показать правдиво сложные переживания, настроение, характер, порывы, мечту.
Во время анализа работ ученики показывают свои маленькие образы, оценивают свою и работы сверстников. восхищаются успехом, разочаровываются в неуспехе.
Большинство детей довольны своей работой и оценивают её высоко, ведь это их первый скульптурный портрет. Кто-то из детей уже занимается лепкой в художественной школе, кто-то уже принимал участие в конкурсе по лепке и представлял образ литературного героя. Поэтому выполнили задание без труда. Учитель предлагает тем, у кого образ не получился доработать над ним на дополнительном занятии или дома, принести для оценивания к следующему уроку.
По окончании проводится рефлексия (смотреть технологическую карту).
Слайд № Домашнее задание.
Принести цветные карандаши, краски, альбом.
Литература
Учебник: Л.А.Неменская «Искусство среди нас». Москва «Просвещение», 2013 г.
Поурочные разработки: Л.А.Неменская и др. Под редакцией Б.М. Неменского «Искусство среди нас, Москва «Просвещение», 2012 г.
О художниках в журналах «Юный художник» и фото – в сети интернет.