Исследовательская работа Школьный краеведческий музей: вчера, сегодня, завтра.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сосногорска
Школьный краеведческий музей:
вчера, сегодня, завтра.

(Исследовательская работа на V муниципальную научно-практическую конференцию школьников «Эрудит»)
Автор: Южакова Елена Юрьевна,
обучающаяся 3б класса
Руководитель: Шаталова Е.П.
учитель начальных классов
Сосногорск, 2012 г.
Содержание
Введение 3
Основная часть
Глава 1. История создания музея 4
Глава 2. Обзорная экскурсия по музею
2.1. Вот моя деревня, вот мой дом родной 6
2.2. Памяти жертв политических репрессий
Сосногорского района 7
2.3. Участие жителей Сосногорского района
в Великой Отечественной войне 8
Заключение 11
Литература 12
Приложение 13
2
Введение
Возвращайтесь, всю свою жизнь возвращайтесь
к истокам, ибо без прошлого нет будущего.
Вениамин Каверин
У каждого человека есть своя родина, у одного - это его дом, у другого - это его родной город, а для меня - это целый край. И отношение к своему любимому краю проявляется по-разному. Кто-то посвящает ему стихотворения или песни, кто-то рисует картины, тем самым прославляя любимый уголок и на многие годы увековечивая память о нём. А я нахожу любую возможность, чтобы узнать о родной земле что-то новое, открыть для себя тайны прошлого. В прошлом году мы всем классом побывали в школьном краеведческом музее. Мне очень понравилась эта экскурсия, так как была возможность рассмотреть поближе экспонаты музея, услышать интересные факты из истории родного края. (Приложение 1)
Цель исследования: выявить возможности школьного краеведческого музея в изучении истории родного края.
Задачи:
изучить историю создания школьного краеведческого музея;
описать материалы экспозиций музея.
Методы исследования: опрос информаторов, работа с историческими документами.
Актуальность работы состоит в следующем:
1) изучение истории родного края способствует развитию патриотизма;
2) материалы работы могут быть использованы при подготовке и проведении классных часов и уроков по краеведению.
3
Основная часть
Глава I . История создания музея
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях ещё в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия. [ 3 ]
По воспоминаниям бывшего учителя истории нашей школы Бубличенко В.Н., истоками музея нашей школы можно считать комнату Боевой и Трудовой Славы, которая была основана и оформлена в 304 кабинете учителем истории Охотниковой Валентиной Филипповной.
В 1999 г был объявлен конкурс исследовательских работ школьников. В числе организаторов конкурса выступило историко-просветительское общество «Мемориал». Председатель общества «Сосногорский Мемориал» Устиловский Георгий Иванович предложил учителю истории нашей школы Бубличенко В.Н. заняться сбором воспоминаний жителей сосногорского района, которые были репрессированы. Учитель вместе с учениками нашей школы Даевой Н. и Калиничевым А. активно занялись этой работой. Собранные материалы послужили основой для написания исследовательской работы «Тяжёлая колесница проехала по нашему поколению». Эта работа была отмечена дипломом на московском конкурсе школьных исследований. Сбор устных источников продолжился, писались другие работы, расширялась тематика исследований. (Приложение 2 )Вскоре руководитель «Турцентра» предложил Бубличенко В.Н. вместе с ребятами участвовать в туристско-краеведческих экспедициях. Юные исследователи побывали в посёлках Ираель, Малая–Пера, Вис, Керки. Местные жители рассказывали и показывали места спецпоселений, где жили репрессированные. Там и появились первые находки. Вскоре накопленный
4
материал привёл к идее оформить экспозицию «По местам ГУЛАГа Сосногорского района». Идею поддержали администрация школы в лице директора Мирошниковой О.К., Григорьевой Л.М., выделили средства, закупили материал для изготовления стендов и витрин. В их изготовлении большую помощь оказал учитель технологии Мельников С.С. Позже пришла идея объединить материалы из комнаты Боевой и Трудовой Славы с материалами экспозиции в одну - «Страницы истории Сосногорского района в 20 столетии». Так в 2005 году в 109 кабинете появился нынешний школьный краеведческий музей. В этом же году он прошёл паспортизацию и вошёл в реестр школьных музеев Республики Коми под названием «Страницы истории Сосногорского района в 20 столетии». Позже стал победителем конкурса школьных музеев, организованный Управлением Образования.
Экспонаты нашего музея «Мемориал» г. Санкт-Петербурга включили в виртуальный музей ГУЛАГа. Представители этого общества проезжая по городам Республики Коми, посещали краеведческие музеи и фотографировали их материалы. Они побывали и в нашем музее. Позже был выпущен диск, в нём были размещены фотографии экспонатов нашего музея. (Приложение 3 )В школьном краеведческом музее «Страницы истории Сосногорского района в 20 столетии» проводятся экскурсии для обучающихся, встречи с гостями нашей школы и т.п. Председатель республиканского фонда «Покаяние» кандидат исторических наук Рогачёв М.Б. был гостем нашего музея, о чём свидетельствует его памятная запись. (Приложение 4)
5
Глава II . Обзорная экскурсия по музею
Экспонаты школьного краеведческого музея тематически разделены на три группы: «Вот моя деревня, вот мой дом родной», «Памяти жертв политических репрессий Сосногорского района», «Участие жителей Сосногорского района в Великой Отечественной войне».
2.1.В первую экспозицию вошли предметы домашнего быта коми народа. Большинство изделий выполнено из древесины, так как она широко использовалась в повседневной жизни народа коми. Мастера хорошо знали свойства различных древесных пород. Из дерева изготавливали различные предметы посуды: ложки, чашки, ковши. (Приложение 5 )
В старину ни одна семья не обходилась без прялки. За прялкой да за лучиной проходила значительная часть жизни женщин, вплоть до глубокой старости. Не случайно старые мастера старались украсить прялку резьбой или росписью, чтобы она радовала глаз женщин, чтобы монотонная работа не так утомляла. Представленные в музее прялки состоят из вертикальной ножки с лопастью, к которой крепилась кудель и донца (горизонтальная доска для сидения)
Также из дерева выполнена кичига – земледельческое орудие. Кичига использовалась для обмолота зерна. (Приложение 5)
Одним из самых любимых и используемых материалов была береста. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из неё делали разнообразную утварь и посуду, рыболовные орудия, музыкальные инструменты, обувь.В нашем музее также есть плетёные изделия из бересты. (Приложение 5)
Немало домашней утвари делали из дранки, ивовых и черёмуховых веток, сосновых и еловых корней. Лучшим материалом считался гибкий сосновый корень. Из него плели чашки, тарелки, блюда для процеживания напитков. [ 1 ,262] В нашем музее есть изделие сплетённое из корня.(Приложение 5 )
В конце XIX - начале XX в.мастера коми края владели несколькими способами обработки металла. Многие изделия изготавливались в технике ковки. В каждом крупном селе, а то и в небольшой деревне была своя кузница. Профессия кузнеца была одна из самых почитаемых. У пылающего горна, под звонкий6
перестук молота кузнец выполнял заказы односельчан: ковал серпы и косы, вилы и мотыги, ухваты и сечки, замки и ключи, оковывал телеги и сани. [ 1 ,276] Изделия кузнецов также представлены в нашем музее. (Приложение 6 )Северный край – край охотников и рыбаков. Одна из витрин полностью посвящена такому промыслу коми народа, как рыбалка. В ней представлены рыболовные снасти, выполненные из различных материалов. (Приложение 6 )Особое место в экспозиции нашего музея занимает народный женский костюм. (Приложение 6) Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд вариантов. Исходя из различий, выделяется несколько вариантов: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Костюм нашего музея является ижемским.
Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лён и коноплю для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их яркость и благородство. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани – шёлк, атлас, саржу, альпак, кашемир.[ 1, 278]
2.2.Чтобы разобраться с той трагической страницей истории нашей страны, которой посвящена следующая экспозиция нашего музея «Памяти жертв политических репрессий Сосногорского района», я заглянула в толковый словарь Ожегова. «Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами».
К сожалению, из-за репрессий в 30-40 годы XX в. безвинно пострадали миллионы советских людей. Людей арестовывали по политическим обвинениям – заговор, предательство, потенциальное пособничество врагам, социальное происхождение и т.п. Время показало, что многие обвинения были сфабрикованы и не имели под собой почвы. И тем ни менее людей приговаривали к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке.
История коми края навсегда связана с теми временами, т.к. десятки посёлков лесозаготовителей «выросло» из лагерей и спецпоселений. «Коми –
7
провинция ГУЛАГа» (Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения) вобрала сотни тысяч заключённых и ссыльных разных национальностей.[ 2 ,36 ]
Экспонаты в этой части экспозиции появились благодаря исследовательской деятельности учеников нашей школы под руководством Бубличенко В.Н. В неё вошли как исторические документы, так и фотографии, различные предметы того времени, привезённые из экспедиций на места бывших поселений и лагерей. После таких краеведческих поездок в нашей школе появились: решётка изолятора для заключённых, печная заслонка, чугунный утюг, который разогревается с помощью раскалённых углей, штыковая лопата, фонарь, печка-буржуйка, колючая проволока, строительная скоба и др.( Приложение 7)
На представленных фотографиях можно увидеть разрушенные землянки на лагпункте «Перегон», разрушенные временем старые лагерные бараки, форму для выпечки хлеба, железные обручи для деревянных бочек, найденных в одной из землянок лагпункта, могилы политических заключённых, которые от невыносимых условий умирали вдали от родных мест. (Приложение 7)
Одна из витрин экспозиции посвящена основателю и почётному члену общественной организации «Сосногорский мемориал» Устиловскому Георгию Ивановичу. 1915 г. рождения, уроженец д. Черноусы Могилевской области до 1936 г. работал в редакции газеты «Социалистический путь» в должности литературного сотрудника. Осуждён на 8 лет лишения свободы и к 5 годам поражения в правах. Реабилитирован (восстановлена прежняя незапятнанная репутация и прежние права) 17 февраля 1956 г. (Приложение 7)
2.3. По рассказу учителя нашей школы Евсеевой Н.Н. последнее обновление экспозиции «Участие жителей Сосногорского района в Великой Отечественной войне» было проведено к 65-лет Победы в 2010 г. (Приложение 8) На первом стенде размещена информация об участниках этой Великой Отечественной войны:
1.Людинина Зинаида Николаевна, защитница Ленинграда, участница освобождения Прибалтики, имеет различные Ордена и медали;
2.Мезенцев Василий Семёнович и Мезенцева Раиса Николаевна. Василий
8
Семёнович ушёл на фронт в 18 лет в парашютные войска. Эти войска считались элитными и были личным резервом И.Сталина. В 1943 году был отправлен на Карело-финский фронт, получил тяжёлое ранение, демобилизовался в 1949 году. Имеет награды. После войны работал председателем сельского совета в Троицко-Печорском районе.
Семья Раисы Николаевны была раскулачена в 30-е годы и сослана в Троицко-Печорский район в деревню Подчерье. Вся семья умерла от голода. Во время войны Раиса Николаевна работала на лесоповале. Имеет нагрудный Знак «Участник трудового фронта».
3. Соколов Василий Михайлович начал военную службу в январе 1943 года в военно-десантном полку. Дошёл до Румынии. Закончил войну в танковых войсках в апреле 1949 года. Имеет боевые и юбилейные награды.
4. Емельяненко Павел Андреевич в 1945 году в возрасте 18 лет стал участником военных действий с Японией на Дальнем Востоке. Был наводчиком в стрелковом полку. После 2 сентября 1945 г служил во внутренних войсках в лагерях для японских военнопленных в Амурской области. Имеет награды. (Приложение 8)
На втором стенде размещён фоторепортаж с церемонии вручения медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г». Эта церемония прошла 7 марта в актовом зале нашей школы. Более 30 женщин – ветераны войны, труженики тыла, узники концлагерей - были награждены этой дорогой и памятной медалью.Праздник удался на славу, об этом говорили искренние слёзы и добрые улыбки ветеранов.
В витринах экспозиции представлены как подлинные, так и копии документов участников Великой Отечественной войны:
- Документы Широковой Зинаиды Афанасьевны переданы школьному музею краеведения внучкой Шикиной Анастасией Викторовной, учителем нашей школы;
- Документы Носкова Фёдора Кирилловича и Егоровой Елены Михайловны переданы музею Селезнёвой Анной Фёдоровной, бывшим учителем нашей школы. (Приложение 9)
Так же в одной из витрин представлены экспонаты времён Великой
9
Отечественной войны: винтовка Мосина, фрагмент диска пулемёта Дегтярёва, сопёрная лопатка, снаряд, пули, противопехотная и противотанковая мины, каска советского образца 1940 г., которые пришли в музей с Псковской области. (Приложение 9)
Материалы экспозиции переодически пополняются. Так моя одноклассница Ситкарёва Алина недавно передала материалы (копии фотографий, документов) своего дедушки Ситкарёва Степана Ивановича- участника Великой Отечественной войны. (Приложение 10)
10
Заключение
Переступая порог нашего школьного краеведческого музея, попадаешь в особый мир, где как в миниатюре представлено далёкое и недалёкое прошлое. Ведь прошлое не исчезает бесследно, оно существует в настоящем в виде исторических документов, экспонатов, которые хранит и пропагандирует наш школьный музей.
Выводы:
1) школьный музей имеет историю протяжённостью в 17 лет;
2) школьный краеведческий музей «Страницы истории Сосногорского района в 20 столетии» - источник информации, который даёт большие возможности по изучению истории нашего края в виде:
- проведения экскурсий, встреч, классных часов;
- использования экспонатов, как иллюстративного материала;
- подготовки рефератов, творческих работ на основе материалов музея;
- организация поисковой деятельности.
3) история родного края, её развитие непрерывно связано с историей страны.
11
Литература
1. Историко-культурный атлас Республики Коми.М.: Дрофа;ДиК,
1997.384с
2. Жизнь национальностей. Ежемесячный общественно-политический, литературно-художественный иллюстрированный журнал. № 4-1996.
3. http://muzei.shkola9.edusite.ru/p3aa1.htmlИнформаторы:
Бубличенко Владимир Николаевич, 1966 г.р., проживает по адресу: г. Сосногорск ул. Зои Космодемьянской,15,11. Доцент кафедры истории и культуры УГТУ, кандидат исторических наук.
Евсеева Нина Николаевна , 1976 г.р., проживает по адресу: г Сосногорск ул. Северная, 2а, 14. Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
12
Приложение 1



Экскурсия в школьный музей краеведения, 2011 г13
Приложение 2

Учитель истории Бубличенко Владимир Николаевич с участниками I и II конференции: Даева А., Зебрева Е.,Чугунова Е.,Белоусов В., Калинечев А. в комнате Боевой Славы.
14
Приложение 3

Титульный лист диска с фотографиями
экспонатов нашего музея
15
Приложение
4


Экскурсии и мероприятия в музее

Памятная запись председателя республиканского фонда «Покаяние» кандидата исторических наук Рогачёва М.Б.
Приложение 5

Деревянная посуда Прялки

Кичига Плетёное изделие из корня

Изделия из бересты
17
Приложение 6
Изделия из металла

Чугунок Ключ ,ножницы

Рыболовные снасти Капкан

Коми народная одежда
18
Приложение 7

Карта ГУЛАГа Решётка временного изолятора

Печная заслонка, чугунный утюг, Фотографии с разрушенных
штыковая лопата, фонарь, печка-буржуйка. лагпунктов
Экспонаты, посвященённые основателю и почётному члену общественной организации «Сосногорский мемориал» Устиловскому Георгию Ивановичу.
19
Приложение 8

Евсеева Н.Н. Рассказ об экспозиции

Стенд о ветеранах Великой Отечественной войны

Стенд с фоторепортажем
20
Приложение 9


Документы участников Великой Отечественной войны

Винтовка Мосина, фрагмент диска пулемёта Дегтярёва, сопёрная лопатка, снаряд, пули, противопехотная и противотанковая мины, каска советского образца 1940 г.
21
Приложение 10




Документы Ситкарёва Степана Ивановича переданы музею
обучающейся 3 «Б» класса, внучкой Ситкарёвой Алиной
22