Программа кружка Школьный краеведческий музей


Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования для учащихся основной общеобразовательной школы.
Данная программа, рассчитанная на год обучения, ставит своей целью  ознакомление учащихся с историческим наследием Камчатского края, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса к культурным и историческим ценностям региона.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента  государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки  для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.
Данная программа является образовательной, имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю. За учебный год: 35 часов – занятия – лекции по темам курса, 35 часов – практическая работа в музее, 15 часов – проведение экскурсий в школьном музее, 10 часов – подготовка к городским и краевым конкурсам, 10 часов – посещение экскурсий городских музеев,
Возраст учащихся от 11-16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные
Программа реализуется на базе МБОУ «Средняя школа 12».
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
сформировать черты патриотизма и гражданственности;
воспитание духовности.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Камчатского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нем.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и крае.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Работа с историческим материалом, получение информации через архивы.
Конференции.
Уроки- лекции.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Методы работы:
Групповая;
Парная;
Индивидуальная
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческий музей
проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее «Истоки» и т.п.;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Раздел 1. ВведениеШкольное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.
Раздел 2. Этнография. Географическое положение края, областного и районного центров. Реки, горы, вулканы, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания. Жизнь и быт народов Камчатки. Коренные жители Камчатки (ительмены, коряки, чукчи, эвены, алеуты). Мифы и сказания народов Камчатки.Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций. Праздники и традиции народов Камчатки. Камчатские умельцы. Изучение документов и дополнительных материалов. Административное положение края со времен появления и все последующие изменения. История камчатской символики.
Раздел 3. История моей Родины. История возникновения Камчатского края, первые поселения. Русские землепроходцы. История открытия края и основания города. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о Петропавловске -Камчатском. История возникновения населенных пунктов Камчатского края. История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние). Проложение морского пути на Камчатку.Исследование края И.П. Крашенинниковым. Экспедиции В.Беринга. Основание Петропавловска. История города.Документы и дополнительные материалы по разделу.
Раздел 4 . Камчатка во второй половине 18в. Население Камчатки. Хозяйственные занятия жителей Камчатки. Жизнь коренного населения. Камчатская церковь и миссионерская деятельность церкви. Культурная жизнь Камчатки. Первые школы. Камчатка и исследование северной части Тихого океана. Камчатка- место ссылки в эпоху дворцовых переворотов. Освоение Курильских островов. Документы и дополнительные материалы по разделу.
Раздел 5. Камчатка в 1-й пол. 19в. Население Камчатки. Хозяйственные занятия жителей Камчатки. Заселение Командорских островов. Освоение Чукотки. Камчатка и первые кругосветные мореплаватели Российского флота. Петропавловск и его жители в 1-й половине 19 века. Как развивались города и поселки.декабристы и Камчатка. Внешняя политика России на Дальнем Востоке. В.С.Завойко – губернатор Петропавловска.Документы и дополнительные материалы по разделу.
Раздел 6. Петропавловск в годы русско-турецкой войны 1854г. Героическая оборона Петропавловска в 1854 году. Подготовка к обороне. Первые сражения. Роль победы в истории России. Изучение памятников посвященных победе Петропавловска над англо-французкой эскадрой. Документы и дополнительные материалы по разделу.
Раздел 7. Камчатка во 2-й пол. 19 – нач.20вв.Камчатка и правительство страны после победы. «Полузабытый край». Население Камчатки во 2-й половине 19 века. Исследование Камчатки. Хозяйственная жизнь края: рыболовство, пушной промысел, промысел на морского зверя. Командорские острова. Жизнь и быт населения Камчатки в начале 20 века. История города в эти годы. Внешняя политика правительства Российской империи на Дальнем Востоке. События русско-японской войны на Камчатке. Усиление иностранной экономической экспансии. Изменение административного статуса Камчатки.
Раздел 8.Камчатка Советская. Установление Советской власти (2 часа). Февральские события на Камчатке. От февраля к октябрю. Первые Советы. Партизанское движение. Особенности установления Советской власти на Камчатке. Участники событий: сторонники и противники новой власти. Освоение и развитие Камчатки в 20-е– 30-е годы XX века Политика Советского правительства по освоению края. Акционерное Камчатское общество, его деятельность. Хозяйственное освоение области. Особенности индустриализации и коллективизации на Камчатке. Что дала Советская власть коренным жителям полуострова? Трудовой энтузиазм и политические репрессии. Судьбы людей. История первых поселений края, малая Родина.
Раздел 9. Годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Камчатка: глубокий тыл и передовая. Мобилизация. Военная подготовка населения. Перестройка хозяйственной деятельности в интересах фронта. Местная промышленность. Сбор средств. Строительство Петропавловского порта. Условия труда и жизни населения Камчатки. Курильский десант.Кроноцкий заповедник.Петропавловск-Камчатский – город воинской славы.Подведение итогов курса.
Экскурсионная работа в музее, проведение, бесед, лекций, просмотр фильмов.
Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях.
Что должен знать и уметь учащийся в результате обучения:
Знать:
- основные даты, связанные с историей края, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего края с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории края.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях края, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления края по указанному признаку, обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события края; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события края; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами;
Список учебной и методической литературы.
«Страницы истории Камчатки» В.Д. Сергеев – учебно-методическое пособие
Атлас «Люби и знай свой край», П-К, 2012г.
«Историко-географический атлас», П-К, 2000г.
Презентации «Петропавловск – город Воинской славы», «Петропавловск – административный центр», «История освоения Камчатки», «Камчатка в годы второй мировой войны», «Камчатка в годы установления Советской власти 1917-1922гг.», «Камчатка в годы Русско-японской войны».
Видео репортаж «Камчатские памятники»
«Школьный музей: формы, методы, направления» - методические рекомендации, Петропавловск-Камчатский, 2010г.
А Пирагис «Правители Камчатки 1700-2007» - П-К, 2007г.
Хрестоматия для 5-9 школ «Литература родного края»
Н.И. Курохтина «Камчатка: от открытия до наших дней»- популярный историко-краеведческий справочник, П-К, 2008г.
География Камчатской области, П-К, 1994г.
А. Пирагис «Улицы города рассказывают», П-К, 2000г.
Тематическое планирование
№ урока Дата Тема урока Кол-во часов
Раздел 1 Введение
1 Школьное краеведение. Его цели и задачи 1
Работа с документами и дополнительным материалам 1
Экскурсии в шк. музее 3
Раздел 2 Этнография 4часа
2 Административное положение Камчатского края 1
3-4 Древнейшие обитатели Камчатки. 2
5 Мифы и сказания народов Камчатки 1
Работа с документами и дополнительным материалам 2
Участие в конкурсах 2
Экскурсии в шк. музее 12
Раздел 3 История моей Родины 4 часа
6 Первые походы на Камчатку Казачья вольница 1
7 Камчатка и экспедиции В.Беринга1
8 История основания Петропавловска 1
9 С.П. Крашенинников- исследователь Камчатки 1
Участие в конкурсах 2
Посещение городских музеев 2
Экскурсии в шк. музее 12
Раздел 4 Камчатка во второй половине 18 века 4 часа
10 Хозяйственные занятия населения. Жизнь коренного населения Камчатки 1
11 Церковь на Камчатке. Миссионерская деятельность церкви 1
12-13 Культурная жизнь края. Первые школы. 2
Работа с документами и дополнительным материалом. 4
Экскурсии в шк. музее 12
Раздел 5. Камчатка в первой половине 19 века 3 часа
14 Петропавловск- областной центр 1
15 Завойко В.С. – камчатский губернатор 1
16 Истории Камчатской символики 1
Экскурсии в шк. музее 9
Участие в конкурсах и других мероприятиях 3
Раздел 6. Петропавловск в годы Крымской войны (1854г) 4 часа
17 Подготовка к обороне 1
18 Первое сражение 1
19 Батарея Максутова А.П. 1
20 Значение победы. Памятники героям 1
Работа с документами и дополнительным материалом 4
Экскурсии в шк. музее 12
Раздел 7.Камчатка во 2-й пол. 19 – нач.20вв - 2 часа
21 Камчатка – полузабытый край. Жизнь и быт камчатских жителей 1
22 Русско-японская война 1
Посещение городских музеев 2
Экскурсии в шк. музее 6
Раздел 8. Камчатка Советская - 6 часов
23-24 Установление советской власти на Камчатке. 2
25 Освоение и развитие края в 20-30-е гг. 1
26-27 Малая Родина. История поселков и городов Камчатского края 2
28 Жизнь в Петропавловск- Камчатском в 20-30-е гг. 1
Участие в конкурсах 6
Экскурсии в шк. музее 18
Раздел 9. Камчатка в годы великой Отечественной войны– 7 часов
29-30 Глубокий тыл и передовая 2
31-32 Курильский десант. Герои курильского десанта 2
33 Камчатка по Ленд-лизу 1
34 Герои ВОВ – наши соотечественники 1
35 Кроноцкий заповедник 1
36 Петропавловск-Камчатский – город воинской славы 1
37 Подведение итогов 1
Работа с документами и дополнительным материалом 9
Экскурсии в шк. музее 27
Всего Уроки-лекции 37 часов
Всего Работа с документами и доп. материалом 20 часов
Всего Участие в конкурсах, 13 часов
Всего Экскурсии в шк. музее 111 часов
Всего Посещение городских музеев 4 часов
Итого 185 часов