Научная работа Виртуальный краеведческий музей


Акмолинская область
Сандыктауский район
Новоникольская средняя школа


Исполнитель: Жанабергенов Тимур
Проскурин Владимир
ученики 8 класса

Научная работа

Виртуальный краеведческий музей
Секция: краеведение
Руководитель работы: Абинова Г. А.
учитель истории
Новоникольской средней школы


Каменка 2014 год


Содержание:
1. Введение………………………………………………………………….......2
2. Этапы развития села………………………………3 -12
2.1. Основание села
2.2. Шестидесятые годы 20 века
2.3. Конец семидесятых- начало восьмидесятых годов 20 века
3. Заключение……………………………………………………………….......13
4. Список использованной литературы………………………………………14
1



1. Введение.
Виртуальный краеведческий музей – это проект, над которым мы начали работу в прошлом учебном году, параллельно с изучением курса краеведения. Идея возникла в связи с тем, что в нашей школе нет помещения для организации музея в его традиционной форме.
Во все времена людей интересовало и будет интересовать прошлое, история. Мы считаем нашу работу актуальной, поскольку о необходимости изучения истории родного края заботится государство, введя в школьную программу курс «Краеведение». Однако его изучение часто осложняется отсутствием исторических источников (особенно письменных, а часто и вещественных). Все меньше становится очевидцев событий, например- Великой Отечественной войны, освоения целины. В нашем селе нет ни одного ветерана, единственная оставшаяся первоцелинница в связи с состоянием здоровья уже не может нам помочь в поиске информации. Хорошо, что в нашей школе учителем истории были собраны и сохранены фотографии разных лет, объединенные в фотолетопись нашего села. Именно они стали основой нашей работы. Кроме того мы разговаривали с жителями нашего села, дополняли имеющуюся информацию. К сожалению нам ничем не смог помочь районный архив.
Основной целью нашей работы мы считаем сохранение, распространение и общедоступность информации о создании, этапах развития нашего села и его людях. Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий , в первую очередь -доступностью.
Задачи создания виртуального музея это:
формирование чувства патриотизма и гордости за свой край;
повышение мотивации к изучению истории родного края;
развитие творческой инициативы;
формирование социальной активности;
формирование информационной культуры.
Музей является виртуальным, т.е. существует в электронном виде на электронных носителях. Это работа, созданная в программах Microsoft Word и Power Point.
На сегодняшний момент заложены основы музея. В нем несколько « залов» - разделов.
2
2 .Этапы развития села
Развитие нашего села мы условно поделили на несколько временных этапов и каждому из них посвятили части презентации и фильма. Каждый из них имеет свои особенности. Эти особенности мы попытались отразить в своей работе: экономические и социальные проблемы во время освоения целины, энтузиазм, самостоятельность и интернационализм граждан СССР в это время и студентов в шестидесятые годы, результаты их труда, позитивные изменения в семидесятые - восьмидесятые. Презентация «Фотолетопись нашего села» состоит из 58 слайдов, фильм длится около 6 минут, сопровождается песней «Новоникольское наше село» написанной нашим земляком (точное авторство не установлено, по разным сведениям это или рабочий совхоза Головастиков или бывший участковый Андрюхович). Исполняется Майоровой Людмилой Дмитриевной
Новоникольское село.
Эта песня не о море,
Не о городе большом,
Я пою ее с любовью
О селе своем родном
Белые березы,
Озеро стекло-
Это наше, это наше
Новоникольское село
Хлеборобы здесь в почете,
Тяжкий труд им по плечу.
Даже те , кто сейчас в полете
Нам завидуют чуть-чуть.
И березы вслед нам машут
Всех приветствия в пути.
Хорошо сторонка наша,
Лучше края не найти

2.1.Основание села ( Годы целины).
С первого по двадцать пятый слайды презентации посвящены созданию села.
Весной 1954 года руководством Советского Союза было принято решение об основании целинных и залежных земель.
В ноябре 1954 года по решению ЦК компартии в Казахстан в числе других был направлен И.С Говоруха. Его задачей было основание нового зерносовхоза на базе 5 колхозов. Строительство центральной усадьбы начато в 1955 году на территории бывшего колхоза «Сибиряк». Началась подготовительная работа. Ждали целинные отряды из республик СССР.
3
28 марта 1955 года 200 человек из г. Орехово-Зуево Московской области прибыли на необжитую землю. Кругом лежал снег, бушевали бураны. Первое время жили на квартирах в Меньшиковке, Смольном.
После осмотра площадки выбрали место для пяти полевых станов, где бригадиры должны были принять людей, сконцентрировать технику, инвентарь и подготовить склады горючего. В их расположении были походные кухни, продукты, зачислены в штат повара.
Наше село строилось людьми в основном из РСФСР, Украины, Белоруссии. Назвали Новоникольском в честь фабрики, на которой работали посланцы на целину в Орехово-Зуево.
Из города Орехово-Зуево (Московская обл.) приехали Вольнова Зоя Федоровна, Тулина Прасковья Ивановна с сыном Михаилом, Калинины Василий Иванович и Мария Алексеевна, Бурцева Екатерина, Софияк Яков, Мироненко Тимофей Степанович, Миронычев Василий, Добринских Даниил, Сукач Зоя, Богданов Валентин, Молов Константин, Бахова Нина, Гаммершмид Татьяна, Повасина Екатерина, Коляков Николай, Абрамович. В апреле приехала группа вольнонаемных из Украины на один год. Из них осталась навсегда лишь одна- Федусь Т.А.
Многие приезжали по комсомольским путевкам (Лысенко Василий Захарович, Сапрыкин Алексей Николаевич и д.р), но большинство ушли в армию и в совхоз не вернулись.
Не обращая внимания на трудности, приезжающая молодежь стремилась наладить для себя и последующих поколений нормальные бытовые условия. В конце 1954 открыт Новоникольский стройучасток


4
С весны 1955г. завозили сборные щитовые домики. С 1956г. существовал клуб. Четырехлетняя школа с 1957 года.
Вслед за Орехово-Зуевцами приезжали посланцы из различных областей Украины, России, Белоруссии. Население стало многонациональным.
Одним из первых зданий стало общежитие (с 1955 года), затем восьмилетняя школа, с 1957 г. контора совхоза, с 1982 го рабкооп, в 1998 году- разрушено

Каждой из пяти бригад было нарезано около двух тысяч гектаров пашни, очень далеко от центральной усадьбы. За каждым трактором закреплено два тракториста, работали в две смены. В результате многие были награждены орденами и медалями. В первую весну было вспахано около 8000 га.
Первым директором совхоза был Говоруха Иван Селиверстович. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года за особо выдающиеся успехи, достигнутые в работе по освоению целинных и залежных земель ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
За работой не забывали и об общественной жизни. Принимали участие в спортивных мероприятиях.
5
Команда совхоза на летней районной спартакиаде.

Первое время приходилось жить в палатках, вагончиках, землянках, в условиях бедности и бездорожья.
Правительство старалось облегчить жизнь: предоставляя бесплатный проезд к мечту распределения , единовременное пособие 500-1000 руб. на главу семьи, 150-200 руб. на члена семьи, кредит на постройку дома на 10 лет (35 % государство брало на себя ), кредит 1500-2000 руб. на покупку скота, освобождались от налогов на 2-5.
Целинники работали во время посевной и уборки круглосуточно, посменно. В остальное время, в свободные от основной работы дни и часы занимались строительными работами.

1958 год. Строительство частного дома. Ул. Юности, 23.

6
Жители окрестных сел доброжелательно отнеслись к вновь прибывшим, оказывали им посильную помощь.

Село Аксуран

На территории совхоза жили и представители репрессированных народов: поляки, греки, ингуши, немцы. Они тоже не оставались в стороне от происходящих событий.
Супруги Занкачиди2.2. Шестидесятые годы 20 века
Это время отражено в слайдах с двадцать шестого по тридцатый.
Очень часто к нам приезжали студенческие отряды: из Московского института стали и сплавов, Московского автомеханического института и многих других. Ими построены: клуб на 350 мест, интернат на 120 мест, гараж и многое другое.
В 1964-1966 годах, летом, приезжали стройотряды Университета Дружбы Народов им. П. Лумумбы. В составе отряда «Юность планеты» было 96 человек
7
из 18 стран мира: Индия, Мексика, Цейлон, Боливия, Гондурас, Никарагуа,
Япония, Сирия , Парагвай, Чили, Куба, Бирма, Сомали, Уругвай, Аргентина, Сальвадор, Эквадор.


Улица Юности построена стройотрядом Университета Дружбы Народов
им. П. Лумумбы.

Развитие села шло бурными темпами. В первые же годы были построены не только жилые дома. В 1956 году был построен первый клуб, который впоследствии сгорел и в 1967 году построен новый.
До семидесятых годов был стационар больницы с терапевтическим, хирургическим, гинекологическим отделениями, лаборатория, операционная, стоматология. Целинники видели результаты своего труда, гордились и радовались. Нашлись творческие люди, которые выражали свои чувства в стихах и даже песнях. Один из них – первоцелинник Григорий Головастиков, написавший следующие частушки:
1. Солнце поле освещает
И поля тенистые.
О совхозе пропоем мы
Частушки Голосистые.

2. Рассыпает перепелка
Свои трели – не пройти
Лучше нашего поселка
Во всем районе не найти

3. «Засылайте к нам сватов», -
Говорим вам от души.
Хороши наши девчата,
Парни тоже хороши.

4.Да ещё гордимся очень
Пляжем ,озером своим
Загорает кто как хочет,
Нам не нужен даже Крым.

5.Как в народе говорится,
Есть у нас на что смотреть.
Хорошо можем трудиться
Хорошо умеем петь
6.С каждым днём живем мы краше,
Смело смотрим мы вперед.
Расцветает земля наша,
Процветает наш народ!
9
2.3.Конец семидесятых- начало восьмидесятых годов 20 века
Слайды с тридцать первого по пятьдесят восьмой рассказывают о жизни села в период, называемый в истории застоем.
К концу 70-х годов совхоз сдавал мяса в 60 раз больше чем первые годы, молока - в 15 раз, зерна – в 2 раза.
В 1976 году совхоз получил самую высокую урожайность – по 22,7 ц. С 1 га.
Люди активно участвовали в социалистических соревнованиях.

В результате были награждены орденами и медалями: орденом Ленина- Сеньков М.Е., орденами Трудового Красного Знамени – Белан П.И., КрикуновВ.Е., Журбин Н.Н, Тасенов М. и другие

10
К началу 80 годов в селе действует Дом Культуры на 350 мест, средняя школа, интернат на 120 мест, МТМ, гараж для автомашин, детский сад, ясли, мехток, больница. Улицы заасфальтированы.
Построены новые дома, более 1500 м^2. жилой площади.
Рабочие имеют автомашины, мотоциклы, телевизоры, различную бытовую технику. Поселок полностью радиофицирован.
В селе много молодежи, детей. В школе есть параллельные классы.
Жизнь наполнена событиями.

1978 год.«Голубой огонек» в ДК к 60 -летию КР. Армии.

Аллея перед Домом культуры
Заключение
В процессе работы над проектом достигнуты следующие
результаты:
Дополнены и обобщены сведения об истории села Новоникольское;
выявлены возможные направления дальнейшей работы;

На их основе можно сделать следующий вывод:
Наше село стало результатом огромной кампании под названием «целина». Ачто дала целина Казахстану? Ответ дал на этот вопрос президент РК Назарбаев Н.А. на заседании в честь 50- летия освоения целины: «Целина обернулась для страны не только большим хлебом. Был дан мощный импульс ее индустриальному развитию. Были созданы социальная и производственная инфраструктура, возникли новые села…». Судя по собранной нами информации в этом есть и значительный вклад жителей нашего села.
Итогом освоения целины стало создание производства товарного зерна, обеспечившее теперь Казахстану статус единственного в СНГ экспортера хлеба, Казахстан стал шестым членом Исполкома Международного Совета по зерну (занимает 6 место в мире среди стран-экспортеров зерна).
Реализация проекта позволит есть познакомить огромное количество людей с фильмом и презентацией через Интернет.
12
Резюме (абстракт)
Основной целью нашей работы мы считаем сохранение, распространение и общедоступность информации о создании, этапах развития нашего села и его людях. Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий , в первую очередь -доступностью.
Музей является виртуальным, т.е. существует в электронном виде на электронных носителях. Это работа, созданная в программах Microsoft Word и Power Point.
На сегодняшний момент заложены основы музея. В нем несколько « залов» - разделов.
На начальном этапе исследования мы познакомилась собранными материалами, основными направлениями развития села. Затем определены основные направления работы.
Определённую сложность представило то, что литературных источников по этой теме нет. Приходилось полагаться в основном на собственные силы, опросы и материалы краеведения.
В результате изучен обширный материал, выявлены возможные направления дальнейшего изучения. На их основе можно сделать вывод о больших возможностях продолжения работы, которое позволит расширить знания по истории нашего села и сохранить их для потомков .




Список использованной литературы:
К сожалению предоставить не можем. Материал основан на рассказах и личных фотографиях жителей села
8