Электронный краеведческий журнал и виртуальный музей как продукт исследовательской деятельности школьников.


Электронный краеведческий журнал и виртуальный музей как продукт исследовательской деятельности школьников.
Киселева Н.Н. ,
учитель английского языка
Исакова Н.З.,
учитель английского языка
МКОУ «Петуховская средняя
общеобразовательная школа №1»
Трудно представить современную жизнь без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся знания об иноязычной культуре, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, а также в формирование основ российской гражданской идентичности, что и является одним из главных принципов ФГОС  второго поколения. Именно сравнивая информацию о родной стране с информацией о странах изучаемого языка, учащиеся научатся позиционировать себя как гражданина России и своей малой родины, воспринимать свой край как важную и неотъемлемую часть мировой цивилизации.
Итак, понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Введение регионального компонента на уроках помогает реализовывать еще один принцип  стандартов нового поколения – метапредметность. Ведь на уроках иностранного языка широко используются знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему. Неотъемлемой частью образовательного процесса стала и научно-исследовательская деятельность учащихся в этой области.
Решение этой задачи в рамках регионального компонента осуществляется через:
        развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);        формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
        осознание вклада края в мировую культуру.
Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать, творить на ее благо. Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач учителей английского языка при работе над такими темами как «Моя школа», «Наша страна», «Известные люди», «Традиции и обычаи», «Спорт», «Музыка», «Как разнообразен мир» и др.
Учащиеся обладают достаточной информацией о России. В беседах же о родном крае, городе, природе, интересных местах, окружающих нас людях выясняется, что информации (особенно на английском языке) недостаточно.
Введение в учебный план регионального компонента поставило перед педагогами проблему наличия краеведческих материалов, готовых к практическому использованию в процессе обучения и воспитания. К сожалению, многие из тех, которые имелись на тот момент, морально устарели. Содержание их не включало многих вопросов, имеющихся в программе изучения школьных предметов, в том числе и английского языка. Современный образовательный процесс во многом зависит от того, насколько хорошо он обеспечен источниками информации.
Поэтому учителя английского языка МКОУ «Петуховской средней общеобразовательной школы №1» поставили перед собой цель решить данную проблему и выступили инициаторами создания в школе группы творчески работающих учителей. Хотелось, чтобы результат работы в этом направлении соответствовал современным требованиям. Направление работы подсказал опыт Псковских учителей, итоги которого были опубликованы в одном из журналов «Иностранные языки в школе». В состав группы «Истоки» вошли учителя русского языка и литературы, учителя истории, географии и, конечно же, английского языка.
Таким образом, эта работа в школе началась еще в 2010г. На заседаниях был разработан план, определены цели и задачи. Как промежуточный конечный результат определили издание краеведческого журнала на русском и английском языках и публикацию его материалов на сайте школы. Затем в ходе работы над краеведческим журналом появилась идея создания виртуального музея школы. Она возникла еще и в связи с тем, что в 2010 году мы праздновали 65-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 105-летие со дня рождения нашей школы. Именно это и послужило отправной точкой целого направления работы учителей иностранного языка и других предметников.
С этими большими датами были тесно связаны и темы нескольких работ учащихся. «Учителя и ученики нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Жизнь и творчество Дягилева В.Я., выпускника Петуховской школы №1», выполненные учащимися 10-х классов Веселковой Екатериной и Реммеле Ириной. Ирина свою работу представляла и на районной ученической конференции по краеведению, где она получила высокую оценку жюри.
Но наших учащихся заинтересовали не только темы, связанные с этими историческими датами. Они в своих работах хотели показать красоту родного края. Флора и фауна района поражает своим разнообразием. Здесь находится заповедник, есть озеро Медвежье, воды которого обладают сильнейшими лечебными свойствами. Их можно сравнить со свойствами, присущими водам Мертвого моря. Сюда приезжают на лечение люди не только из нашего региона, но и со всей России. Здесь работают замечательные врачи. Поэтому мы гордимся своим курортом «Озеро Медвежье». Этой теме была посвящена работа уч-ся 8 класса «…А Родина милее и дороже…».
Петуховский район расположен в средней полосе России. Это самый восточный район Курганской области. И хотя мы находимся в зоне рискованного земледелия, экономика района ориентирована прежде всего на сельскохозяйственное производство.
Ученик 10 класса Салыков А. из семьи, занимающейся сельским хозяйством (его отец – лауреат премии Т.С. Мальцева), и Кононенко Л, девушка родом из села, заинтересовались вопросом влияния географического положения Петуховского района на развитие сельского хозяйства.
Центр нашего района- город Петухово, в котором проживает около 13тысяч населения. Наш город – приграничный. Благодаря этому, внутренняя жизнь города очень многообразная. Действуют пограничные пункты «Петухово – железнодорожный» и МАПП на автомобильной трассе «Иртыш». Основное предприятие, являющееся градообразующим - литейно-механический завод, выпускающий продукцию для железной дороги. Десятиклассницы Уакпаева А. и Фарафонова Д. изучали историю развития пограничной службы Петуховского района, расположенного на границе с Казахстаном.
Увлеченная английским языком ученица 8 класса Федорова А. исследовала значение слова “fairy” в английских и русских сказках. Семиклассника Юровских Д., из семьи глубоко верующих людей, заинтересовал вопрос влияния православной церкви на жизнь города Петухова.
Активные члены школьной республики РЭМОС Семенов С., Гусельников А. и Ненароков Е. изучили историю молодежных организаций в Петуховской средней школе №1.
Одним из интересных исследований учащихся стала работа по анализу национального состава ученического и педагогического коллектива школы, выполненная учащимися 6 класса.
Проведение ученических исследований – это кропотливый и долгосрочный труд. На момент начала его дети имеют необходимый багаж знаний, поскольку в 5-7 классах в учебном плане имеется курс «Я - исследователь», на занятиях которого дети познают азы исследовательской работы. Работа над выбранной темой начинается в начале учебного года, а заканчивается в марте, когда в школе проходит традиционная ученическая научно-практическая конференция. При выборе темы в некоторых случаях помогают педагоги, имеющие достаточно большой опыт в этой деятельности. Но, в основном, ученики выбирают такие вопросы, которые им действительно интересны.
Практически все изучаемые юными исследователями вопросы входят в региональный компонент школьной программы, в том числе и по английскому языку. Поэтому работы учащихся выполнялись, сначала на русском языке, а потом были успешно переведены на английский язык. Таким образом, каждый ученик или группа учеников, занятых исследованиями, имели два научных руководителя, непосредственно по предмету рассматриваемого вопроса и по английскому языку.
В процессе работы особое внимание обращалось на то, чтобы исследовательская составляющая занимала в деятельности учащихся заметное, по сравнению с обычным сбором информации, место. Ребята на практике применяли такие методы, как анализ, сравнение, синтез и т.д. Скажем, шестиклассники Кабаков Д., Королев. С. и Чернига Н. при работе над сравнительным анализом национального состава учеников и учителей своей школы и района, проведя многочисленные опросы, выяснили, что в школе не имеется противоречий между членами коллектива на национальной почве. А задуматься над этим их заставили многочисленные факты межнациональной розни, подаваемые средствами массовой информации.
Федорова Алена в своей работе особое внимание уделила исследованию происхождения слов русского языка «фея», «феерия» и их связи в фонетическом и смысловом значении с английским словом “fairy”. Она пришла к выводу, что эти слова тесно связаны, и, следовательно, несут в этих языках практически одинаковую смысловую нагрузку.
Ребята, работавшие над исследованием вопроса о развитии молодежного движения в нашей школе, выяснили, что жизнь молодежи разных поколений имеет много сходных черт и неразрывно и тесно связана с жизнью нашей страны в целом. Хотя, конечно, у каждого поколения имеются свои ценности и интересы.
Таким образом, активизировалось использование метода проектов, научно-исследовательская деятельность учащихся, которая является одним из важных условий успешности современного образовательного процесса. Где, как не в школе, учащиеся могут приобрести навыки исследовательской работы, сбора, систематизации и применения различного рода информации.
Реальный продукт такой работы имеет неоценимое практическое значение. Дети со своими исследованиями выступают на школьных научно-практических конференциях, краеведческих конференциях различного уровня и ставшем уже традиционным Фестивале ученических исследовательских работ на иностранном языке, инициаторами проведения которого стали учителя иностранного языка нашей школы. Очень ценным является приобретение школьниками опыта публичного представления результатов своего труда.
Работу над пополнением материалов краеведческого журнала и виртуального музея школы планируется продолжить в последующие годы с учетом интересов учащихся и потребностей учебно-воспитательного процесса нашей школы.