Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» городского округа Королев Московской области
Технологическая карта занятия в группе продленного дня
«Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей»
Подготовила: воспитатель ГПД
Балуева Л. Н.
Конспект занятия
Технологическая карта занятия – экскурсии в школьный историко-краеведческий музей
Воспитатель ГПД: Балуева Лидия Николаевна
Тип занятия: урок открытия новых знаний
Цели занятия:
1)Предметные: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Задачи занятия: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к истории родного края. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Историко-краеведческий музей».
Материал:
Старинные предметы быта: самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Организационный момент
Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
2.Актуализация знаний
Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Сегодня мы отправимся на экскурсию в школьный историко-краеведческий музей
- Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?
- Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.
В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки: кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.
Личностные УУД Осуществляемые действия:эмоциональный настрой наурокФормируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Познавательные УУД Осуществляемые действия:активное слушание, выдвижение предположений
Формируемые способы деятельности:формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществляемые: слушание собеседника
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний
Личностные УУД Осуществляемые действия:активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения
Познавательные УУД Осуществляемые действия:развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа:
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности -- А теперь подумайте и ответьте, какую мы сегодня на уроке поставим цель? Регулятивные УУД Осуществляемые действия:самостоятельное определение цели урока
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу
Познавательные УУД Осуществляемые действия:развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Личностные УУД
Осуществляемые действия:осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности
4.Проблемное изложение нового знания Дети заранее распределяются в группы и получают задания:
1гр. Рассказ о посуде в крестьянской избе (была деревянная и глиняная: горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда: чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта: ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти)2гр. Рассказ о льне. (Издавна на Руси и на выращивали лен. Называли его ласково: миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать).
3 гр. Рассказ о прялке (была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.
Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами).4гр. Рассказ о б изделиях из льна (прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили: «Лен вымотает, лен и озолотит». В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать.
На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы). Из глубокой старины пришла к нам пословица: «Не учи безделью, а учи рукоделью»).б краеведческой экспозиции музея. Регулятивные УУД Осуществляемые действия:осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах
Познавательные УУД Осуществляемые действия:развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
5. Выявления места и причины затруднения А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок», в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.
Правила игры:
Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами:
- Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!
Дети кладут со словами:
- Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)
Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания:
- Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и др.)
В конце повторяют пословицы:
«Конец - делу венец.»«Сделал дело - гуляй смело.»Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах.
Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, организовать выявление и исправление допущенных ошибок
- Кто является основателем музея?
- В каком году основан наш краеведческий музей?
- С каким разделом музея нас познакомили?
-
- Как вы думаете, для чего служили прялки?
-Кудель – это …
Издавна на Руси и на выращивали … Личностные УУД Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах
Осуществляемые действия:развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
Регулятивные УУД
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию
Познавательные УУД Осуществляемые действия:развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности
Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений
7.Актуализация новых знаний Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси: «Песня-подруга, а шутка-сестра». Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее.
Загадки
1. Сверху дыра, снизу дыра,
А по средине огонь да вода.
(самовар)
- Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.
2. Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был на базаре.
Пока молод был - сто голов кормил,
А как упал, так и пропал.
(горшок)
- Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили: «Щи да каша-пища наша.». «Где щи-тут и нас ищи».
3. Полно корыто людей набито.
(миска с ложками)
4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(ухват)
- .Говорят: «Парень хват, вырос с ухват». Это какой парень? (хваткий, сильный.)
5. Из угла в угол
Железным плутом
Гладим все. что касается,
А дотронешься - кусается.
(утюг)
6. Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал.
Домой прибежал - всю зиму пролежал.
(серп)
7. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать. .Когда они встречаются-
Части разделяются.
(ножницы)
8. Висит гряда вся в заплатах.
(корзина)
- Из лучины плели кузовки, короба.
Говорят: «Наговорил с три короба», (наврал, наболтал)
9. В лес идут клетки.
Из лесу идут клетки.
(лапти)
- Почему говорят: «Лапти новы, да текут?»
Про кого говорят: «Эх ты, лапоть!»(про бестолкового, неумного человека.)
10. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(веретено)
- Про кого говорили: «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)
В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица»)
11. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.(полотенце)
12. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
Или:
Один вход, два выхода.
(рубашка)
Пословица: «Рубашка износится, а доброе дело останется».
13. Это что за простачокЛег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги?
(половик)
Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Познавательные УУД
Осуществляемые действия:творческая переработка изученной информации
Формируемые способы действия:
Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности.
8. Рефлексия учебнойРефлексия
Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки.
Закончи предложение:
- Хочу сказать спасибо…
- Я считаю, что прошедшее занятие…
- Я испытывал удовольствие от …
- Мне было не очень комфортно, когда …
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли





Список использованной литературы:
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2.Борисов Н.С., Дранишников В. В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.
3.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
4.Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д.В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.
5.Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.
Интернет-ресурс:
6.Макаренко Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения. http://io.nios.ru/index.php?rel=29&point=21&art=847 (дата обращения: 11.06.2012).