Технологическая карта учебного занятия Подготовка к сочинению в жанре репортажа

Технологическая карта учебного занятия
Автор проекта: Никонова Елена Михайловна, Воронежская обл., п. Давыдовка Лискинского района; учитель русского языка и литературы МКОУ «Почепская СОШ».
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре репортажа
Цель урока: подготовиться к описанию действий людей, изображенных на картине; познакомить с репортажем, жанром публицистического стиля научить писать сочинение в жанре репортажа.
Задачи урока: познакомить с жанром публицистического стиля – репортаж;
Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают, что такое репортаж, научатся создавать тексты репортажа, усовершенствуют свои навыки письменной речи
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

Свиданье с ним я предвкушал с утра,
Тая в душе знакомое волненье.
.– это народная игра,
Часть жизни, и мужчин общенье.
А. Крамов (Футбол)
Скажите, о какой игре идёт речь?
(слайд 1)


 
Читают и отвечают на вопрос



Словарно-орфографическая работа (слайды 3, 4)
Вставьте орфограммы, подчеркните словосочетания с деепричастиями

Слайд 5: Как вы думаете, кто эти люди?
Слайд 6: картина С. Григорьева «Вратарь». Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.

Записывают словосочетания, обозначают орфограммы, подчёркивают словосочетания.
Взаимопроверка


Обсуждают, предполагают
Формулируют цели урока


Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Этап овладения новыми знаниями
Что вы знаете об авторе картины? (сл.7)
Знакомы ли с другими работами С.Григорьева? Посмотрите, пожалуйста, (сл.8-12) и скажите, кто герои картин. Как называются такие картины? (групповой портрет)
Беседа по картине (сл.13)
Художник назвал картину «Вратарь». Что он хотел подчеркнуть? Какое время года изображено? Уточните, пожалуйста, как вы это определили?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
1 группа описывает вратаря: Как он одет? Какое у него лицо? Волнуется ли он?
2 группа : описание зрителей: кто является зрителями? Выражение лиц? Куда смотрят?
3 группа: Пейзаж, футбольное поле: какие тона преобладают? Где находится футбольное поле, что в нём необычного?

Вопрос ко всем группам :
Как вы думаете, что происходит на второй половине поля?
Представьте, что вы попали на футбольный матч школьных или дворовых команд и должны сделать репортаж. Что такое репортаж и в каком стиле речи он создается?
- О каких событиях обычно рассказывается в репортаже?
Работа со словарём: репортаж (сл.14)
- Каковы задачи журналиста, создающего репортаж?
- Есть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало.
- Как бы вы начали репортаж о футбольном матче?
- Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? (поскольку наш репортаж мы создаём с опорой на картину, определённое место в тексте будет занимать описание, главным образом, мальчика-вратаря.) - Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к происходящему? (Вопросительные, побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения) Чем обычно завершается репортаж? (В конце репортажа содержится оценка события или явления, вывод, к которому автор желает привести своего читателя.)


Отвечают на вопросы учителя.
Индивид.сообщение об авторе.
Смотрят, делают вывод, что герои картин – школьники, молодёжь.




Отвечают на вопросы учителя

Работают в группах
1 группа: описывают вратаря: как он одет? Какое у него лицо? Волнуется ли он?
2 группа: описывают зрителей: кто является зрителями? Выражение лиц? Куда смотрят?
3 группа: описывают пейзаж, футбольное поле: какие тона преобладают? Где находится футбольное поле, что в нём необычного?
Обсуждают, отвечают на вопрос учителя


Отвечают на вопросы: выдвигают версии о том, что такое репортаж


Записывают слово «репортаж» в словари








Отвечают на вопросы:



Для того чтобы избежать повторения одних и тех же слов в вашей работе подберите синонимы к следующим словам (слайд 16):
Бросится (кинуться, метнуться, ринуться, устремиться)
Сосредоточенно (внимательно)
Быстрый (проворный, стремительный, торопливый)


Подбирают и записывают слова-синонимы, проверяют себя


Этап закрепления новых знаний
Напишите центральную часть репортажа, передайте самый напряжённый момент игры, используя деепричастия и деепричастные обороты, употребляйте записанные синонимы.

Записывают фрагмент сочинения, используя деепричастия и синоним. Читают получившийся текст.


4. Рефлексия

Слайд 16 . Посмотрите на экран и продолжите предложения
Домашнее задание:
написать спортивный репортаж по картине «Вратарь», используя деепричастия
репортаж в школьную газету об Осенней школьной ярмарке или о поездке в п. Рамонь.

 Поочерёдно продолжают предложения
сегодня я узнал...
было трудно
я понял, что
я научился
я смог
было интересно узнать, что
мне захотелось






15