Конспект урока по географии Глобальные проблемы человечества 11 класс

11 класс
Урок географии
Тема: «Глобальные проблемы человечества»
(Второй урок в теме из четырех запланированных)

Цель урока: Сегодня мы углубим свои знания о группе проблем, от которых зависит дальнейший, социальный экономический прогресс стран мира, судьба цивилизации в целом, приведем полученные значения в систему. Применим на практике умение сворачивать информацию в схему или по – иному сжато ее изложить.

Поддержку в получении новых знаний и развитии умений мы получим не только из учебника, но и от мультимедийной поддержки учебного электронного издания.
У: «Глобальные проблемы человечества» - в настоящее время тема весьма актуальная, тем более что разразился мировой экономический кризис. Вы пока школьники, но вы не только будущее своей страны, но и по большому счету – будущее планеты. 800 поколений прошло по Земле, накопились проблемы, которые надо решать. Чтобы проблему решить, надо ее знать, понимать. Сегодня мы выявили основные аспекты приоритетных глобальных проблем. Приступим!
У: (На доске запись «Особенности глобальных проблем»)
Действуем по следующему плану:
1. Сущность проблемы.
2. Причины возникновения проблемы.
3. Пути решения проблемы.
На прошлом уроке мы познакомились с различной классификацией глобальных проблем: историки-экономисты, социологи, географы составили перечни, где наряду с приоритетными существуют еще и целый ряд частных, но тоже очень важных. Назовите их.

· Преступность.

· Наркомания

· Сепаратизм

· Техногенные катастрофы

· Стихийные бедствия

· Дефицит демократии
У: Проблемы планетарного масштаба возникают тогда, когда есть противоречия между обществом и средой и между человеком и обществом. (запись в тетрадь)
У: Какая из проблем стоит на первом месте?
I. Экологическая (запись в тетради) Диск!
Значит, суть экономического кризиса – в неумеренном росте потребностей человека и в его низкой культуре.
Найдите причины в тексте учебника, сверните информацию в схему.

Причины


нерациональное загрязнение неконтролируемое
природопользование отходами изменение климата,
-эрозия -твердыми разрушение озонового
-опустынивание -жидкими слоя, частые
-обезлесенье -газообразными стихийные
-радиоактивными природные
бедствия.
Причины перед нами – ищем пути решения, изменение сознания и образа жизни человека.(устно)



природо- безотходное
восстановительные производство экономическая
мероприятия экспертиза всех
технических проектов

У: Современный человек не может не думать о будущих поколениях. Современная цивилизация живет в долг, поэтому необходима выработка общечеловеческой концепции сосуществования природы и человека. «Земля только одна!» - девиз человечества. Чтобы его выполнить в 2000 году ООН приняла «Декларацию Земли». О чем этот документ? (страница 354 учебника) (зачитывает ученик)
У: Перед ними еще одна проблема выживания человека – Демографическая (запись в тетради) Диск!
итак, сущность проблемы - хотя демографический взрыв пошел на убыль, население планеты продолжает быстро увеличиваться возникает множество проблем: жилье, образование, медицинское обслуживание, продовольствие.
Обратимся к прогнозам: Диск! Текст: абзац «Демографы ООН»Прочитайте информацию, сверните в график и делайте вывод.
Вывод: До 2010 года – скачок (демографический взрыв продолжается)
15 лет – 1 млрд.
замедляется
25 лет – 1 млрд.
3) Каковы пути решения проблемы? На ура! Не решить.
Существуют глубокие противоречия:
Китай, Индия – ограничение деторождения
Евразия, Северная Америка – стимулирование



Трудности для экономического и социального развития.
У: Нужно подчеркнуть, что человечество только начинает познавать сущность процессов саморегуляции, его численного состава, и поэтому искусственное, насильное вмешательство в эти процессы чревато тяжелейшими последствиями. Это великое противоречие между природой и человеком. Кроме того, требуется найти средства борьбы с тяжелейшим заболеванием - СПИДом.
(физкультминутка)
У: Следующая из приоритетных глобальных проблем – проблема войны и мира, международного терроризма, разоружения.
В чем ее суть? Если раньше война – способ решения международных проблем, сейчас- гибель человеческой
цивилизации.
причины возникновения проблемы - по большому счёту- стары как мир, в период дикости и варварства шла борьба за выживание и один у другого отнял добычу и прогнал с освоенного места. Но, говоря о современном мире, нельзя не увидеть
высокий ядерный потенциал многих стран угроза миру, планете (это уже не противопоставление двух сверхдержав.)
локальные военные конфликты опасность перерастания в региональный и даже мировой.
И. Кант: «Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлимости войны» миропорядок основываться должен на принципах, которые приведут к новой практике международных отношений.
Д/З: Выписать принципы нового миропорядка. Учебник «Человек и общество». (Привести примеры из мировых событий этого года.)
Подведем итог:
Перечислите приоритетные глобальные проблемы человечества. (экономическая, демографическая.)
Почему возникают проблемы планетарного масштаба? (есть противоречия между человеком и обществом.)
Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?(Низкий уровень политического мышления, экологического сознания, нравственных ориентиров. Не умеем договариваться.)
И в завершении: Решаем тесты!(Диск)

Урок окончен.



Список используемых материалов.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. М.: Просвещение, 2009.
Электронное учебное издание «Экономическая и социальная география мира». Новый диск, 2004.