Программа по акробатике Арабеска

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Шанс» г. Перми






УТВЕРЖДЕНО
на учебно-методическом совете
«___»_______________
протокол № _________
Зам. директора
_________________________
_________________________







ПРОГРАММА
акробатического коллектива
«Арабеска»










Возраст детей: 4 - 7 лет
Срок реализации: 1 год


Автор программы:
Михайлова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования







г. Пермь
Пояснительная записка

В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество различных движений. Однако все это многообразие форм движений становится доступным ему далеко не сразу после рождения. Но именно в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего опорно-двигательного аппарата, становление походки и манеры держать свое тело. Воспитание дошкольников играет значительную роль в жизни общества, но гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Каждый ребенок - это мир индивидуальных качеств и способностей. И тренер, не ломая индивидуальности, развивая физические и психологические качества, поможет вырасти в гармонически сложенную личность, а будет это чемпион мира или просто успешный человек, не важно.
Особенностью дошкольников является активность, которая проявляется в непосредственной любознательности, отзывчивости к окружающему, импульсивности, реактивности. В дошкольные годы конкретные двигательные действия возникают и формируются с определенными закономерностями возрастного развития
С чего начинает юный акробат? Это общая и специальная физическая подготовка. Этот раздел в первые два года является основным и занимает примерно 80% учебно-тренировочного времени, оставшиеся 20% приходятся на изучение техники элементов акробатики. Доля этого раздела со временем увеличивается. Чтобы этот период, достаточно сложный для начинающего акробата, сделать максимально интересным, применяются групповые упражнения. Что это такое? Это музыкальная композиция продолжительностью от 5 до 10 минут с элементами танца и акробатики.
Программа разработана для детей 4-7 лет.
Тип программы: модифицированная, разработана на основе следующей литературы: Мехнин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика – Ростов н/Д: Феникс, 2002;
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстрационные,
- игровые,
- упражнения.
Формы организации:
- индивидуальная работа,
- работа по группам,
- коллективная работа,
- работа в парах.
Формы занятий:
- традиционные,
- конкурсы,
- концерты,
- праздники,
- соревнования.
Первый год обучения
Цель
Укрепление здоровья детей средствами акробатической деятельности.
Задачи:
развивать физические качества: ловкость, гибкость, силу, быстроту, выносливость, умение координировать движения, сохранять равновесие;
познакомить с основами гимнастической школы движений, способствовать овладению техникой отдельных простейших акробатических соединений и элементов.

Учебно-тематический план

№ п/п
Разделы и темы
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1
Вводное занятие
1
-
1

2
Общая физическая подготовка
-
30
30

3
Специальная физическая подготовка
2
32
34

4
Контрольные занятия
-
2
2

5
Итоговое занятие
-
1
1


Итого:
3
65
68


Содержание программы
Вводное занятие
Краткий обзор развития акробатики. Правила поведения в спортивном зале. Значение физических упражнений для здоровья человека. Сведения о режиме дня и личной гигиене. Требования к учащимся на занятиях акробатикой, техника безопасности, знакомство со спортивным инвентарем. Гигиенические правила на занятиях акробатикой, их значение для здоровья человека.
Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
- основные положения рук,
- круговые вращения туловищем,
- наклоны головы,
- упражнения на мышцы ног,
- седы,
- упоры;
а) упражнения с предметами (скакалки, обручи, гантели, мяч);
б) упражнения без предметов (симметричные движения рук, ног);
в) упражнения для формирования правильной осанки.
Ходьба, бег, прыжки.
Лазание по гимнастической стенке и перелезание через предметы (обручи, стулья, скакалки и т.д.)
Упражнения в равновесии.
Упражнения на расслабление.
Упражнения в сопротивлении.
Упражнения с предметами.
Прыжки со скакалкой с высоты и через предметы.
Специальная физическая подготовка
Изучение и закрепление техники акробатических упражнений.
Стойка на лопатках:
а) согнув ноги, прямая;
б) прямая, с опорой о пол, без опоры.
Стойка на груди (стойка выполняется из упора лежа, прогнувшись перекатом вперед).
Стойка на голове:
а) согнув ноги, прямая;
б) в полушпагате, согнувшись.
Выполняется из упора присев, руки на ширине плеч, пальцы вперед, поставить голову на 25-30 см от линии кистей и, не разводя локти, поднять одну согнутую, затем другую ногу.
Стойки на руках:
а) полустойка;
б) стойка махом;
в) стойка толчком;
г) стойка полушпагатом.
Руки на ширине плеч, пальцы разведены и слегка согнуты, тело вертикально закреплено, колени выпрямлены, носки оттянуты, смотреть на кисти.
Равновесия:
а) высокое равновесие;
б) равновесие;
в) равновесие, высоко подняв ногу.
Тело прогнуто, голова приподнята, смотреть вперед, ноги выпрямлены, носок поднятой ноги оттянут.
Мосты:
а) мост из положения лежа на спине;
б) мост стоя на коленях;
в) мост наклоном назад.
Ноги и руки поставить на ширине плеч, при выполнении стараться выпрямить колени, перевести вес тела на руки.
Шпагаты:
а) полушпагат;
б) шпагат правой и левой ногой;
в) шпагат кольцом;
г) шпагат прямой.
Перед выполнением шпагатов делать специальную разминку. Опускаться на шпагат плавно, с опорой на руки.
Упоры:
а) упор лежа на одной ноге;
б) упор лежа боком;
в) упор, согнув ноги.
При выполнении руки не сгибать.
Перекаты, кувырки:
а) группировка сидя, тоже в положении приседа, тоже в положении лежа на спине;
б) перекаты назад и вперед из упора присев в группировке (разучивать перекаты и кувырки лучше на мягкой опоре);
в) кувырок вперед - выполняется из упора присев с мягким толчком ног, руки на шаг вперед.
4. Контрольные занятия
Контрольные занятия проходят в форме выполнения контрольных упражнений три раза в год: на начальном, промежуточном и конечном этапе обучения.
5. Итоговое занятие
Проходит в форме конкурсов, соревнований. Подводятся итоги за год.


Предполагаемые результаты
К концу года учащиеся будут
знать:
- как вести себя на занятиях в спортивном зале;
- будут иметь начальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений;
уметь выполнять:
- упражнения без предметов;
- стойку на лопатках;
- коробочку,
- мост из положения стоя на коленях;
- один из шпагатов;
- кувырок вперед;
- подниматься и спускаться с гимнастической стенки;
- прыжки с высоты 30-50 см.

Пути отслеживания результативности

Результаты работы детей отслеживаются путем педагогического наблюдения за каждым ребенком и в целом за развитием всего коллектива на занятиях кружка в течение года. И путем анализа вместе с детьми выступлений в течение года на концертах, конкурсах, соревнованиях, показательных выступлениях.
Литература

Берлин В.Н. Технические средства обучения на уроках физической культуры. - М.: Просвещение, 1990.
Биндусов Е.Е., Жолдак В.И., Менхин Ю.В. Гимнастика и здоровье - Гос. ком. РФ по физической культуре и туризму. - М.: МГАФК,1988.
Коркин В. П. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
Васильков Г.А. Гимнастика в пионерском лагере. - М.: Физкультура и спорт, 1977
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (повышенный уровень среднего профессионального образования). - М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997.
Единая Всероссийская спортивная классификация - М.: ФиС, 1996.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - Учебник для ИФК. - М: Физкульт.
Мехнин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Морель Ф. Хореография в спорте. - М.: ФиС, 1971.
Настольная книга учителя физической культуры (автор - составитель Г. И. Погадаев). - М.: ФиС, 2000.
Спортивная акробатика. Учебник для института физической культуры (под редакции В.П. Коркина). - М: ФиС, 1981.
Сборник нормативно - правовых документов под редакцией Л.Ф. Анисимова. - М.: ФиС, 2000.
Сборник Бруднов А.К. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. С. Пб, 1998
Федеральный закон О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 29.04.99.
Решетников Н.В., Киссицын Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений. - М.: Мастерство, 2002.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15