Методическая разработка по теме «Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС ООО. Что такое технологическая карта изучения темы и технологическая карта урока. Структура урока математики в соответствии с ФГОС ООО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
г.о. Лосино-Петровский





Методическая разработка
по теме
«Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС ООО. Что такое технологическая карта изучения темы и технологическая карта урока. Структура урока математики в соответствии с ФГОС ООО»











Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС ООО.
Как получить новый образовательный результат?
ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
На основании ФГОС мы можем утверждать, что происходит развитие личности учащегося, учитель в этом процессе – Совтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель.
Стратегия современного урока:
Удивление
Интерес
Познавательная деятельность
Открытие
Рефлексивная деятельность
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр!
Сравним этапы традиционного урока и урока, который соответствует требованиям ФГОС ООО:
Традиционный урок
1.Проверка д/з
учеников
учителем
2.Объявление темы
учителем
3.Объяснение
темы учителем
4.Закрепление
Знаний учениками







Урок по требованиям ФГОС
1.Создание проблемной ситуации
учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками
своих знаний
3. Поиск решения проблемы
учениками
4.Выражение решения
5.Применение знаний учениками.
Структура урока при реализации деятельностного подхода
Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности
Компоненты урока
Тема урока - формулируют сами учащиеся
Цели и задачи урока - формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Этап 2: Построение нового знания
Компоненты урока
Планирование деятельности по изучению новой темы - планирование учащимися способов достижения намеченной цели по построению нового знания
Практическая деятельность учащихся - учащиеся осуществляют поиск решения и формулируют решение по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля – учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод)
Этап 3: Применение полученных знаний
Компоненты урока
Закрепление, актуализация полученных знаний - учащиеся для выполнения ситуативного задания осуществляют выбор уровня и способа деятельности
Практическая деятельность учащихся - учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод)
Осуществление контроля - учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод)
Этап 4: Рефлексия учебной деятельности
Компоненты урока
Анализ результатов деятельности – учащиеся сами формулируют возникшие затруднения
Соотненесение резултатов деятельности с поставленной целью – учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание)
Домашнее задание - учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем, с учётом индивидуальных возможностей, или сформулировать задание самостоятельно
Правило 1. Что оцениваем?
Оценивается устно любое успешное действие, фиксируется отметкой демонстрация умения по применению знания - решение задачи
Правило 2. Кто оценивает?
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания, учитель имеет право поправить оценки и отметку,если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель, а ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет , что она завышена или занижена
Правило 3. Сколько ставить отметок?
За каждую учебную задачу
Правило 4. Где накапливать оценки?
В таблицах результатов образования и портфолио ученика
Алгоритм самооценивания
1 шаг
Что нужно было сделать в этом задании ?
2 шаг
Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой ?
4 шаг
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?
Как готовиться к уроку по ФГОС ООО?
Шаг 1. Целеполагание:
- поставить цели урока с учетом формирования УУД
- выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики
Шаг 2. Проектирование урока по технологической карте:
- выявить понятия минимума и максимума в учебном материале
- продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока , набор важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа
- включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке
- продумать форму рефлексии для учащихся на уроке
Шаг 3. Рефлексия учителя:
- соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями
- оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке
Как поставить цели урока с учетом УУД?
1. Определить тип урока
2. Определить предметные цели
3. Соотнести тип урока, предметные цели и УУД
УУД (универсальные учебные действия)
Познавательные:
умения результативно мыслить и работать с информацией
Коммуникативные:
умения общаться, взаимодействовать с людьми
Регулятивные:
организация собственной деятельности



РЕФЛЕКСИЯ




























Что такое технологическая карта урока?
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
И ,наконец, на мой взгляд самое доступное для понимания определение следующее:
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.
Технологическая карта урока
Учитель: Рыбалко Марина Александровна
Класс: 5
Дата: _____________

Тема


Цель темы

Дидактическая цель:
Цели по содержанию:
обучающие:
развивающие:
воспитательные:

Основное содержание темы, термины и понятия



Планируемый результат



Личностные УУД


Познавательные УУД


Регулятивные УУД


Коммуникативные УУД


Межпредметные связи


Формы работы


Ресурсы:
- основные
- дополнительные



Организационная структура урока изучения нового материала


этапа
Этап урока
Задачи урока
Деятельность
ЭОР




учителя
учащегося


1
Организационный





2
Мотивация к учебной деятельности.






3
Выявление места и причины затруднения.








4
Построение проекта выхода из затруднения.











5.
Физкультминутка






6.
Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.





7
Самостоятельная работа с проверкой по эталону





8
Подведение итогов урока.





9
Информация о домашнем задании





10
Рефлексия учебной деятельности на уроке.






Технологическая карта позволяет учителю:
Реализовать планируемые результаты ФГОС;
Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
Системно формировать у учащихся УУД;
Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимость между предметами и результатами обучения);
На практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
Решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д);
Соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
Обеспечить повышение качества образования;

























3. Технологическая карта изучения темы.
Технологическая карта изучения темы «»
Рыбалко Марина Александровна класс Автор

№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока















Дата
проведения















Цели (предметный результат)















Цели (формируемые УУД)















Тип урока















Наша деятельность















Домашнее задание

























4. Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)










Результат, который я хотел бы получить в будущем

Было трудно Почему?

Мне помогло

Было легко

Посмотри на меня



Рисунок 115