Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему Роль языка в жизни общества


Урок 1. РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Цель деятельности учителя Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык - это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»
Тип урока Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентноетного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия Речь, речевая ситуация, языковые единицы
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая
деятельность
учащихся Формы
организации
взаимодействия Формируемые умения
(универсальныеучебные действия) Промежуточный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
1 . Мотивация (самоопределение)
к учебной
деятель-
ностиЭмоциональная,
психологиче-
ская и мотива-
ционная подго-
товка учащихся
к усвоению изу-
чаемого мате-
риала. Слово
учителя о значе-
нии языка, речи — Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз
наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, дру-
гой - слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку.
Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет:
«Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, об-
щаясь между собой, передают друг другу свои мысли. . . Не слу-
чайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один
на другой, — мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся
во рту, и человеческая способность говорить и понимать собе-
седника - издавна именуются одним и тем же словом» Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Размещают учебные материалы
на рабочем месте,
демонстрируют
готовность
к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретатьновые знания, умения, со-
вершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
учебно-познавательную за-
дачу.
Регулятивные: планируют
в сотрудничестве с учите-
лем, одноклассниками или
самостоятельно необходи-
мые действия 2. Актуа-
лизациязнаний
и пробное
учебное
действие Воспроизведе-
ние ранее изу-
ченного, уста-
новление преем-
ственных связей
прежних и но-
вых знаний
и применение
их в новых си-
туациях. Работа в группах.
Игра-соревно-
вание. Дидакти-
ческое задание — Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы
и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?
(Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева
плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы
острее. Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.)Работа в группах над пословицами о языке, собранными
В. В. Далем.
Дидактическое задание. Пословицы запишите, поясни-
те смысл, вспомните другие пословицы о языке.
• Без языка и колокол нем.
• Живое слово дороже мертвой буквы.
• Хорошую речь хорошо и слушать.
• В чужой беседе всяк ума купит.• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
• На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайсяВспоминают по-
словицы о языке,
речи, слове, одну
записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других Группо-
ваяПознавательные: выпол-
няют учебно-познаватель-
ные действия в материали-
зованной и умственной
форме; осуществляют
для решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации.
Регулятивные: принима-
ют и сохраняют учебнуюзадачу.
Коммуникативные: выска-
зывают и обосновывают
свою точку зрения Устные
ответы
3. Выявление места
и причины
затруднения Обсуждение результатов пре
дыдущего этапа - Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы
думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других
группах? Обдумывают от-
веты на вопросы Группо-
вая. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают
недостаточность своихзнаний.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информации Просмотр мультимедийной
презентации
«Роль языка
в жизни общества» — Язык — универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.
- Умеете ли вы пользоваться родным языком - этим мощным
оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того,чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними Смотрят презентацию; воспринимают на слух ин-
формацию, осваивают лингвистические термины.
Обдумывают ответы на вопросы
и осознают, что
знаний недостаточно для полных
ответов Фрон-
тальнаяУстные
ответы
Знакомство
с учебным
пособием
по предмету.
Просмотр ог-
лавления— Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?
Обращает внимание на теоретические сведения, опорные ма-
териалы, правила для заучивания, задачи, упражнения по раз-
витию речи и коммуникативных умений, материал для само-
стоятельных наблюдений и др.), на Приложение к учебнику(словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора).
Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться.
Организует работу с § 3 « Читаем учебник» Слушают учителя, рассматривают учебник - обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками,
дифференцирующими материал
в учебнике Группо-
ваяУточ-
няющиевопросы
Физкультминутка Выполняют эле-
ментарные физи-
ческие упражне-
нияФрон-
тальнаяЛичностные: сознают не-обходимость заботы о здо-
ровье4. Целепо-
лаганиеи постро-
ение про-
екта выхо-
да из за-
трудненияРаскрытие сущ-
ности новых по-
нятий, усвоение
новых способов
учебной и умст-
венной деятель-
ностиФормулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися,
принимающими ее на себя.
Упр. 3 позволит осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность пока-
зать ученикам особенности устного и письменного общения
(упр. 4, 5), обнаружить, что язык - средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы Формулируют
цель учебной дея-
тельности в дна-
логе с учителем.
Выполняют уп-
ражнения, отве-
чают на вопросы Индиви-
дуальная,
групповая Познавательные: извлека-
ют необходимую информа-
цию из объяснения, выска-
зываний одноклассников,
систематизируют знания.
Регулятивные: планируют
необходимые действия.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность 5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов К каким выводам о роли языка в жизни людей привели васвыполненные упражнения?
О какой стороне языка мы еще не говорили?Объясняет важность орфографически грамотного письма.Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знатьрусский язык?».
Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма — степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи Фронтальная Познавательные: читаюти слушают, извлекая нужную информацию.Регулятивные: контролируют учебные действия,замечают допущенныеошибки; осознают правилоконтроля и успешно используют его в решенииучебной задачи.Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах Устные ответы
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М. В. Ломоносов.) «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А. П. Сумароков.) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река — шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н. М. Карамзин.) Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
Индивидуальная, групповая Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
7. Самостоятельная работа
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения «...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем». (А. И. Герцен.) «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В. Г. Белинский.) «Перед вами громада г- русский язык». (Н. В. Гоголь.) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен...»
(А. И. Куприн.) Самостоятельно выполняют упражнения
Индивидуальная Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Письменная работа
8. Включение в систему знаний и повторение
Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание - Для чего людям нужен язык? Речь?
Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека - чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших...
Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9)
Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы
Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Оценивание работы учащихся на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопросам
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке?— Какое настроение у вас сейчас?
Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое- как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Индивидуальная