Технологическая карта. Урок русского языка. 10 класс. Тема: Орфоэпические нормы русского литературного языка

Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык.
Класс: 10.
Тема урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка».
Цели и задачи:
дать представление о предмете изучения орфоэпии;
познакомить с особенностями русского ударения;
ввести понятие орфоэпической нормы;
обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;
систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.
Развивающая: 
развивать познавательные способности;
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);
развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;
развивать внимание, память, эмоциональную сферу;
развивать коммуникативные качества речи.
Воспитательная: 
формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;
формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;
формировать умение рационального использования времени;
 Оборудование: мультимедиа, дидактический материал, сборники «Подготовка к ЕГЭ»
Тип урока: практикум.
ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1.
Организационный момент.
Приветствие обучающихся, настрой на работу.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2.
Актуализация знаний

Заговори, чтоб я тебя увидел
Сократ
Начнем наш урок словами древнегреческого философа Сократа.
????? Что имел ввиду Сократ?
«Заговори, чтоб я тебя увидел...». Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»
В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.
????? Перед вами стихотворение ГРОМОВА «Шутка» Прочитаем его.
 - Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог -
Как говорить вернее: творог?!
А может, правильней – творог?!
И как - то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, -
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н - да Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок
Но как же все - таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродана уже!»
???? А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может, вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

???? Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»?



Размышляют над словами Сократа.















Читают стихотворение


















·














Отвечают на вопросы

3.
Формулировка темы. Постановка цели урока и учебных задач.
 
 - Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка». Записываем.

- Сформулируйте сами для себя цели, которые вы поставите для себя на сегодняшнем уроке. Запишите их.

???? Давайте совместно зададим себе проблемный вопрос: А нужно ли изучать такую науку, как ОРФОЭПИЯ???
Формулируют тему урока, определяют для себя цели. Работа в тетрадях.

4.

Актуализация и углубление изученного.

Орфоэпическая разминка. (Слова написаны на доске)
Задание: расставьте ударение.
спелые арбУзы
два блинА
вкусные блЮда
много груздЕй
зажарить гУся
без дрожжЕй
нет киселЯ
вкусные тОрты
произносить тОсты,
без фАрша

Видеолекция.
Задание: прослушать информацию, записать ключевые моменты.
 ????? Выводы: Что нового узнали?
Закрепление материала.
Задания:
В парах составить диалог на любую тему, употребляя слова из Орфоэпического словарика.

Работа с текстами ЕГЭ (по сборникам ЕГЭ)
Задание: выполнить Вариант 4, задания 1,2,3,4,8,9.

Самопроверка.

Конкурс дикторов центрального телевидения. Обучающиеся получают готовый текст.
Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова:
В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебАты о путях выполнения поручений Президента. НамЕрение правительства углубИть социальные реформы, нАчатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Однако приведЕнные в печати данные о процЕнтах роста благосостояния жителей района за последний квартАл 2016 года вызвал в обществе ряд сомнений и претЕнзий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходАтайство о том, чтобы срЕдства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегчЕнному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премирОваны. Для контроля за использованием средств будет созданА инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декАды января до конца четвертого квартАла.

Проверочная работа. Тестирование. Работа по вариантам.
(Проверка работ производится учителем после урока)
Устная работа.






Слушают и работают в тетрадях.
Делают выводы.



Работа в парах. Зачитывают полученные диалоги.

Работают в сборниках для подготовки к ЕГЭ





Читают текст.







Определяем победителей.


Работают в тетрадях по вариантам.

5.
Подведение итогов. Выставление оценок.
???? Вернитесь, пожалуйста, к цели, которую вы поставили перед собой в начале урока. Ответьте: вы ее достигли?
???? Давайте вернемся к проблемному вопросу, который мы поставили перед собой в начале урока: Нужно ли изучать орфоэпию?
- Подтверждая ваши слова, я зачитаю высказывание
Известный ученый-лингвист Р.И. Аванесов считал, что «произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.
Ответы обучающихся

6.
Рефлексия деятельности.

Сегодня мы выполняли задание по сборникам ЕГЭ. Оцените свои знания по каждому заданию: 1,2,3,4,8,9.
Оценивают свои знания по каждому заданию

7.
Домашнее задание.
Составьте самостоятельно в тетрадях 5 вариантов по образцу задания 4 (см. сборники ЕГЭ)
Записывают домашнее задание


15