План-конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ в 4 классе Драгунский В.С. «Что любит Мишка»


Этап урока
Методические указания

1.
Ход урока
- Ребята, я очень рада видеть вас. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными, поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными. (слайд 1)
- Сегодня на уроке мы разберем одно из его произведений. Но для начала нам нужно познакомиться автором. (слайд 2-7).
– Какие рассказы вы читали Драгунского?
– Что их объединяет? (Смех.)
– Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)
– На уроке мы в этом убедимся.
Первичное восприятие текста.
- А сейчас мы с вами прочитаем интересный рассказ, который называется «Что любит Мишка». Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом рассказе?
- Сейчас мы с вами об это узнаем! (аудиозапись)

Слушают, отвечают на вопросы.
















Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят по учебникам за текстом.

2.
Словарно-лексическая работа
Встретились ли вам в тексте слова, значение которых вам не понятны.
«Лань» – быстрое животное рода оленей. (слайд 8)
«Зельц» – вид колбасы. (слайд 9)
Боржо
·м – минеральная вода. (СЛАЙД 10)
Ча
·стик – рыба. (слайд 11)
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром. ( Слайд 12)


3.
Проверка первичного восприятия.
– Что рассмешило в рассказе?
– От чьего имени ведется рассказ?
Бывают произведения, написанные автором, не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “я”. Перед нами именно такое произведение, где повествование ведет не автор, а герой – рассказчик .
– Какова же тема произведения?
Выберите подходящую по смыслу пословицу:
“На вкус и цвет товарища нет”.
“Не хлебом единым жив человек”.

- Назовите главных героев произведения? Слайд 13.
- Давайте ребята дадим характеристику главному герою «Денискиных рассказов».
- Какими качествами обладает Дениска, а какими Мишка? Выбирайте и доказывайте примерами из рассказов.( слайд 14)

Первичное закрепление знаний. (Слайд 15.)
Работа над содержанием.
– Куда зашли ребята и кого они встретили?
– Что любил учитель пения?
Отвечают на вопросы.











Дениска, Мишка, учитель музыки.

4.
Физкультминутка.
- Сейчас мы с вами узнаем, что же это за музыка, наверняка вы многие слышали её и не раз, но просто даже не задумывались, кто её написал.
Слушают музыку.

5.
Продолжение Первичного закрепления знаний.
– Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом
– Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)
– Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
– Как вы это понимаете? (Природа, космос, животные.)
– Как это характеризует Дениску? Докажите.(Любознательный.)
– Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)
Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка.
– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
– Подберите синоним к слову “надулся”
– Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?
– Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности.)
– Подтвердите текстом и передайте голосом что любит Мишка.
– Как одним словом сказать? (Продукты.)
– Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.)
– Выберите слово, которое характеризует Мишку
– Чем же отличаются герои?
– Чего ждал Мишка ? (Похвалы.)
– Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
– Почему? Это кульминационный момент.
– Чего ждал учитель от Мишки?
– В какой момент изменилось настроение Мишки?
– На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)
– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.(Встрепенулся, покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
– Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
– Только ли нам смешно было? Почему грустно?
– Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.)
– Как вы относитесь к мальчикам?
– Как вы считаете, какова идея произведения?
- Попробуйте восстановить последовательность изученного нами сегодня рассказа. СЛАЙД 16.

Выборочное чтение. Характеристика героя.

6.
– Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? (В жизни нет одинаковых людей и в литературе нет одинаковых героев.)
– А может ли Мишка измениться? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону.)И автор тоже в это верит
– Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.) 


7.
Д/З: Написать мини – сочинение
«Что я люблю» . Слайд 17.
Записывают домашнее задание в дневники.






















План-конспект урока по литературному чтению

Учитель: Урузбаева Алина Ерболатовна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 22
Класс: 4
Тема: Драгунский В.С. «Что любит Мишка»
Цель:
познакомить с основными сведениями жизни и творчества В.Драгунского;
учить анализировать художественное произведение;
способствовать развитию навыков выразительного осознанного чтения;
воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: аудиозапись, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

15