Конспект урока по литературе для 9 класса «Публицистика эпохи Просвещения»


МОУ «Теоретический лицей №2»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «ПУБЛИЦИСТИКА ЭПОХИ
ПРОСВЕЩЕНИЯ. «ЗРИТЕЛЬ» АДДИСОНА И СТИЛЯ».
Учитель – Дарьева Татьяна Владимировна
г. Тирасполь
Тема урока: «Публицистика эпохи Просвещения. «Зритель» Аддисона и Стиля».
Цели урока: 1) Познакомить учащихся с творчеством первых журналистов.
2) Совершенствовать навыки анализа текста.
3) Развивать мыслительные способности учащихся.
4) Работать над развитием речи.
Оборудование урока: портреты Аддисона и Стиля; модель апельсинового дерева.
Ход урока:
Запись темы. Целеполагание.
Слово учителя.
Трудно представить современную жизнь без публицистики. Журналистов называют «четвёртой властью», к их суждениям прислушиваются учёные, политики, деятели искусства. Первые журналы появились в 18 веке, в эпоху Просвещения.
Беседа с классом.
1) Что такое Просвещение?
2) Какую задачу ставили перед собой просветители?
3) Что такое публицистика?
4) Назовите некоторые общественные проблемы.
IV. Индивидуальная работа.Сообщение ученика о первых журналах.
Слово учителя.
Первые журналисты очень напоминают современных. Они не чуждались мистификации, неутомимо искали сенсационный материал (история моряка Александра Селькирка).
Индивидуальная работа.
Сообщение ученика о последователях Аддисона и Стиля в эпоху Просвещения в разных странах.
Аналитическая работа с текстом.В какой форме написано произведение?
Определите жанр статьи, найдите жанровые признаки.
Какой художественный приём положен в основу эссе?
Дайте определение аллегории, приведите примеры.
Объясните аллегории «Зрителя» №455.
Назовите основные идеи произведения.
Выводы записываются в тетрадь.
Творческая работа.
Учащимся предлагается изобразить в аллегорической форме
Мировую литературу. Используется образ апельсинового дерева.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать памфлеты Филдинга. Ответить на предлагаемые вопросы.