Публицистика защиту природы и культуры.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Публицистика в защиту природы и культуры
Наша жизнь основана на истории. Без историко
-
культурного наследия невозможна
наша современная жизнь. Для моей республики наследие имеет такое же значение,
как природные ресурсы.
Наследие народов Республики Татарстан является
источником духовного обогащения. Высокие эстетические качества и степень
сохранности исторической среды обеспечивают привлекательность исторических
поселений и его ценность, служат залогом благосостояния гражд
ан.
Татарстан в культуре мира, Евразии, России и региона занимает выгодное
географическое положение,
что сказыва
лось на его экономическом и
геокультурном положении на протяжении тысячелетней истории. Здесь
соединяются черты Запада и Востока, Севера и Юга
в культурном, историческом,
экономическом смыслах.
В республике
более 7 тысяч выявленных памятников истории и культуры, из
которых 1635 состоит на государственной охране, а также природной
уникальностью на стыке двух растительных зон
–
местной и степной.
Подтверждение значимости территории Татарстана для России в экономическом и
геокультурном аспектах стало объявление Казани третьей столицей России в
апреле 2009 года.
В республике
жили и
живут народы с разным историческим прошлым и
культурными традициями.
Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных
взаимовлияний: тюркского, финно
-
угорского и славяно
-
русского, европейского, а
также основных конфессий: ислама, христианства, иудейства определяет
своеобразие культуры РТ, а также культурных и историчес
ких ценностей.
Татарстанская модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий
представляет огромный интерес для всего мира.
Историко
-
культурный потенциал территории Республики Татарстан включает в
себя материальное и нематериальное наследие.
Казань является городом Всемирного природного и историко
-
культурного
наследия, а Болгары и Свияжск состоят в Предварительном списке ожидания.
На государственной охране находится 1399 (1635 пообъектно) объектов историко
-
культурногонаследия. Из них памятни
ков археологии
–
279, памятников истории
–
228/229, памятников градостроительства и архитектуры
–
873/1108, памятников
искусства
–
19.
Достоинства Историко
-
культурный потенциал территории Республики Татарстан
(его материальную и нематериальную составляющи
е) оценивается экспертами как
высокий, но недостаточно изученный. По количеству объектов культурного
наследия, состоящих на государственной охране и особенно по количеству музеев
-
заповедников РТ и выявленных объектов на площадь территории занимает
самые
ва
жные
позиции в России.
Проблема сохранения объектов культурного наследия
Из
-
за нерешённости на федеральном и республиканском уровне
законодательства,
объекты культурного наследия утрачиваются
.
Отсутствие Единого государственного реестра в России делает
объекты
культурного наследия юридически беззащитными, а уничтожение памятников
оставляет безнаказанным.
Историко
-
культурное наследие (как материальное, так и нематериальное)
территории РТ как туристско
-
рекреационный потенциал используется крайне
низко, з
а исключением городов Казани и Елабуги, но и здесь есть резервы.
Неизвестно ни одного объекта на территории Азнакаевского, Ютазинского и
Дрожжановского районов. На территории Республики Татарстан в результате
антропогенных воздействий и хозяйственной деят
ельности, полностью утрачено 19
памятников археологии
.
Большинство объектов культурного наследия недоступны
для маломобильных групп населения.
Угрозы физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с :
-
несовершенством правовой базы,
-
отсутствие мотивации у инвесторов;
-
неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта;
-
реализация Программы ликвидации ветхости и отселения аварийных домов;
-
неуместное новое строительство в исторической среде;
-
неправильный режим эксплуатации
зданий;
-
процессами естественного старения, которые ускоряют неблагоприятные
климатические условия (высокая влажность, грунтовые воды, длительность
залегания снега и льда,);
-
стихийные бедствия (наводнения, паводки, подтопления, оползни, ураганы,
ветры
, шторма);
-
геологические и гидрологические особенности грунтов (структурно неустойчивые
грунты);
-
атмосферные загрязнения;
-
пожары, поджоги;
вандализм и другие агрессивные действия.
Процессы естественного старения определяются жизненными циклами
зданий и
строительных материалов, пределами безопасности эксплуатации конструкций.
Возможности.
Проблема сохранения объектов культурного наследия может быть успешно решена
при условии, если они будут рассматриваться уже на этапе анализа и разработки
конц
епции не как источник дополнительных затрат, а как источник повышения
коммерческой привлекательности прилегающих к объектам культурного наследия
территорий и объектов недвижимости.
Необходим стратегический подход к сохранению историко
-
историко
-
культурного
наследия на основе системного подхода
с развитием
исторического центра, исходя
из принципа баланса сохранения и развития.
Надо реорганизовать структуру государственного и муниципа
льного управления
наследием, создав эффективные органы охраны
объектов культурного наследия.
Для решения проблемы необходима концентрация ресурсов организаций,
занимающихся
облагораживаниеи территорий
, научных учреждений и органов
охраны объектов культурн
ого наследия. Необходимо проведение мероприятий по
кадастровой съемке земельных участков, занятых памятниками истории и
культуры, и включение данных участков в земельные карты районов Республики
Татарстан. Учитывая, что земельный участок из хозяйственного
оборота не
изымается, на части земельных участков, занятых памятниками, необходимо
установление обременений их использования.
Базовый принцип
-
комплексное сохранение наследия, согласно которому эта
деятельность эффективна только в рамках политики
экономического и социального
развития Татарстана, в составе проектов перспективного планирования и
градостроительства, а не по остаточному принципу, как практикуется в последние
годы. Провести конкретные мероприятия по включению историко
-
культурного
нас
ледия в социально
-
экономическую жизнь Татарстана, муниципальных районов
и городов, населенных пунктов:
Стратегия базируется на следующих принципах:
-
единства и целостности;
-
внутренней сбалансированности;
-
интегрированного сохранения;
-
финансовой обес
печенности.
Таким образом, п
ри наличии многих хозяйствующих субъектов требования
охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального,
культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае
охрана историко
-
культурного наследия отчуждается от местного
сообщества,
горожане
не желают участвовать
в этой деятельности.
Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на
особой территории должны компенсироваться определёнными льготами.
Целостность культурной и природной среды становится к
ачеством, которое может
обеспечить развитие городского сообщества жителей
.
Мы все должны помнить,
что ответственность за сохранность нашей природы и памятников культуры
лежить на каждом из нас.