Публицистика защиту природы и культуры.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Публицистика в защиту природы и культуры Наша жизнь основана на истории. Без историко - культурного наследия невозможна наша современная жизнь. Для моей республики наследие имеет такое же значение, как природные ресурсы. Наследие народов Республики Татарстан является источником духовного обогащения. Высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают привлекательность исторических поселений и его ценность, служат залогом благосостояния гражд ан. Татарстан в культуре мира, Евразии, России и региона занимает выгодное географическое положение, что сказыва лось на его экономическом и геокультурном положении на протяжении тысячелетней истории. Здесь соединяются черты Запада и Востока, Севера и Юга в культурном, историческом, экономическом смыслах. В республике более 7 тысяч выявленных памятников истории и культуры, из которых 1635 состоит на государственной охране, а также природной уникальностью на стыке двух растительных зон – местной и степной. Подтверждение значимости территории Татарстана для России в экономическом и геокультурном аспектах стало объявление Казани третьей столицей России в апреле 2009 года. В республике жили и живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний: тюркского, финно - угорского и славяно - русского, европейского, а также основных конфессий: ислама, христианства, иудейства определяет своеобразие культуры РТ, а также культурных и историчес ких ценностей. Татарстанская модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий представляет огромный интерес для всего мира. Историко - культурный потенциал территории Республики Татарстан включает в себя материальное и нематериальное наследие. Казань является городом Всемирного природного и историко - культурного наследия, а Болгары и Свияжск состоят в Предварительном списке ожидания. На государственной охране находится 1399 (1635 пообъектно) объектов историко - культурногонаследия. Из них памятни ков археологии – 279, памятников истории – 228/229, памятников градостроительства и архитектуры – 873/1108, памятников искусства – 19. Достоинства Историко - культурный потенциал территории Республики Татарстан (его материальную и нематериальную составляющи е) оценивается экспертами как высокий, но недостаточно изученный. По количеству объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране и особенно по количеству музеев - заповедников РТ и выявленных объектов на площадь территории занимает самые ва жные позиции в России. Проблема сохранения объектов культурного наследия Из - за нерешённости на федеральном и республиканском уровне законодательства, объекты культурного наследия утрачиваются . Отсутствие Единого государственного реестра в России делает объекты культурного наследия юридически беззащитными, а уничтожение памятников оставляет безнаказанным. Историко - культурное наследие (как материальное, так и нематериальное) территории РТ как туристско - рекреационный потенциал используется крайне низко, з а исключением городов Казани и Елабуги, но и здесь есть резервы. Неизвестно ни одного объекта на территории Азнакаевского, Ютазинского и Дрожжановского районов. На территории Республики Татарстан в результате антропогенных воздействий и хозяйственной деят ельности, полностью утрачено 19 памятников археологии . Большинство объектов культурного наследия недоступны для маломобильных групп населения. Угрозы физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с : - несовершенством правовой базы, - отсутствие мотивации у инвесторов; - неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта; - реализация Программы ликвидации ветхости и отселения аварийных домов; - неуместное новое строительство в исторической среде; - неправильный режим эксплуатации зданий; - процессами естественного старения, которые ускоряют неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, грунтовые воды, длительность залегания снега и льда,); - стихийные бедствия (наводнения, паводки, подтопления, оползни, ураганы, ветры , шторма); - геологические и гидрологические особенности грунтов (структурно неустойчивые грунты); - атмосферные загрязнения; - пожары, поджоги; вандализм и другие агрессивные действия. Процессы естественного старения определяются жизненными циклами зданий и строительных материалов, пределами безопасности эксплуатации конструкций. Возможности. Проблема сохранения объектов культурного наследия может быть успешно решена при условии, если они будут рассматриваться уже на этапе анализа и разработки конц епции не как источник дополнительных затрат, а как источник повышения коммерческой привлекательности прилегающих к объектам культурного наследия территорий и объектов недвижимости. Необходим стратегический подход к сохранению историко - историко - культурного наследия на основе системного подхода с развитием исторического центра, исходя из принципа баланса сохранения и развития. Надо реорганизовать структуру государственного и муниципа льного управления наследием, создав эффективные органы охраны объектов культурного наследия. Для решения проблемы необходима концентрация ресурсов организаций, занимающихся облагораживаниеи территорий , научных учреждений и органов охраны объектов культурн ого наследия. Необходимо проведение мероприятий по кадастровой съемке земельных участков, занятых памятниками истории и культуры, и включение данных участков в земельные карты районов Республики Татарстан. Учитывая, что земельный участок из хозяйственного оборота не изымается, на части земельных участков, занятых памятниками, необходимо установление обременений их использования. Базовый принцип - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Татарстана, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства, а не по остаточному принципу, как практикуется в последние годы. Провести конкретные мероприятия по включению историко - культурного нас ледия в социально - экономическую жизнь Татарстана, муниципальных районов и городов, населенных пунктов: Стратегия базируется на следующих принципах: - единства и целостности; - внутренней сбалансированности; - интегрированного сохранения; - финансовой обес печенности. Таким образом, п ри наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана историко - культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане не желают участвовать в этой деятельности. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории должны компенсироваться определёнными льготами. Целостность культурной и природной среды становится к ачеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества жителей . Мы все должны помнить, что ответственность за сохранность нашей природы и памятников культуры лежить на каждом из нас.