Конспект урока по литературному чтению в 3 классе В.Астафьев Капалуха

Открытый урок по литературному чтению 3 класс
(УМК «Школа России» автор учебника Климанова Л. Ф.)
Тема: В.Астафьев «Капалуха»
Цели:
Создать условия для
продолжения работы над произведениями о природе, животных; знакомства учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева,
развития навыков смыслового чтения, умения свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; пополнять словарный запас;
развитие наблюдательности, мышления, расширение кругозора;
привитие интереса к природе, её секретам и тайнам; обобщение знаний о поведении в лесу; воспитание бережного отношения к природе

работать над развитием универсальных учебных действий
а) личностные: развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;
б) познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, формирование у детей осознанности чтения, ОУД (осознанное построение речевого высказывания в устной форме);
в) регулятивные: предвосхищение событий, их временных характеристик; учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы;
г) коммуникативные: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник «Литературное Чтение» 3 класс Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, карточки с заданиями для групповой работы.
Предварительное домашнее задание:
1 группа: подготовить презентацию: «Капалуха»
2 группа: найти в тексте незнакомые слова, найти их объяснения в словарях.
3 группа: подготовить чтение по ролям.
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся

1.Орг .момент
"Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"?
(Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить).

2.Мотивация к деятельности
Ребята! Помните осенью мы ходили с вами в тайгу, на болото. Смотрели, как красива осенняя тайга! Сколько интересных открытий мы сделали! Что вас удивило, понравилось, запомнилось?
Вспоминают об осенней экскурсии (водянике. Бруснике, красоте осенней тайги, бескрайности леса)

3. Тема урока и его
цели
Сегодня на уроке литературного чтения я предлагаю вам сделать еще несколько открытий о тайге. А поможет нам в этом удивительный писатель Виктор Астафьев и его произведение «Капалуха».
Принимают поставленную цель

4.Знакомство с биографией писателя
Давайте познакомимся с ним поближе
Небольшой рассказ читают о писателе с презентации.
Приложение 1

5.Работа с произведением В. Астафьева «Капалуха»
-Определение темы произведения





Вы уже прикоснулись к этому произведению. Кратко скажите, о чем оно?




О том, как ребята в тайге нашли гнездо глухаря и чуть -чуть не уничтожили его.

-описание капалухи
Кто такая капалуха?
Давайте послушаем рассказ, который приготовила 1 группа (презентация)
Смотрят презентацию. Слушают мини доклад Капалуха. Отвечают на вопрос.

-описание тайги
События, описываемые в рассказе происходили совсем рядом с нами на приполярном Урале. Давайте посмотрим, как писатель описывает тайгу Найдите описание ее в парах
1 пара
Леса какие? (Сплошь хвойные, покоробленные ветрами, северной стужей)
2.Ели какие? (редколапые),
3.Березы и осины какие? (С робкой листвой)
4.Просека какая? (старая заваленная деревьями)
5.Валежник, что значит это слово?
6.Черничник какой? (бледнолистый, доцветающий)

-описание черничника
Черника есть ли эта ягода в наших лесах? Найдите описание этой ягоды.
Читают отрывок.
-Что за чудо! А какое точное описание , а вы знали как цветет черника? Открытие!


Герои этого рассказа ребята.
-А как они оказались в лесу?
-С кем они были?
-Какое событие произошло с ними?
Найдите описание гнезда капалухи.
Оказывается эта птица вьет гнездо на земле.
-Перегоняли скот вместе с нами.
-С учителем и автором.
-Нашли гнездо капалухи и чуть не уничтожили его.
-Гнездо находилось на земле под корягой и в нем были яйца. Открытие!

Характеристика героев.
-прочитайте выразительно отрывок, где говорится о том, как мальчики нашли гнездо.
-Давайте посмотрим, как вели себя ребята в этой ситуации?
- Выпишите слова в два столбика
Автор Мальчик

-Почему не взяли яйца?

Как важно, когда рядом оказывается человек, который остановит не даст совершить ошибку.
Зачитывают отрывок из произведения о капалухе. Чтение по ролям


Самостоятельная работа
Автор Сердце забилось от испуга
Мальчик выдохнул: «Возьмем!»



Характеристика
капалухи
Капалуха - настоящая мама, попробуйте доказать это.
- Металась, крылья разброшены, закостенели, мела землю, прикрывала своих будущих детей, сохраняла тепло.
-выщипала перья на животе, чтобы каждую каплю своего тепла отдать детям.

Групповая работа
Попробуйте составить вопросы к данному произведению, которые начинаются со слов Почему? (ответ по возможности нужно найти в книге)
Почему ребята оказались в лесу?
Почему они смогли найти гнездо капалухи?
Почему ребята хотели взять яйца?
Почему они не взяли яйца из гнезда?
Почему капалуха металась по земле и не могла взлететь?
Почему она выщипала перья на животе?
Почему нельзя разорять птичьих гнезд?

Проверка групповой работы

Один ученик в группе читает вопрос, другой зачитывает ответ из книги.
(вопросы не должны повторяться)

Вывод
Как вы думаете этот случай с капалухой научил чему -нибудь ребят?
- Какова главная мысль произведения?
Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?
Да. Они увидели всю боль и отчаяние птицы, поняли, что она тоже живое существо. Она мама. И ее нужно беречь.

Птицы такие же жители земли как и мы. Здесь их дом. Нельзя обижать птиц.

Рефлексия
Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке

Оцените свою работу на уроке – «Значок смайлик»
Как цветет черника
Капалуха делает гнездо на земле.
Птицы такие же жители нашей планеты, как и мы, у них есть свои чувства, их нужно беречь!

Домашнее задание
1. Составить план рассказа.
2. Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец»

3. По желанию проектные работы: «Какие птицы выводят птенцов на земле, а не на деревьях», «Как ведут себя птицы при высиживании птенцов?», «Зачем нужно беречь птиц?»»


Оценки за урок.











Приложение 1
Родился В.П.Астафьев 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом в детском доме посёлка Игарка. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развил её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.
Глухарят водит за собой мать. Зимой птицы кормятся хвоёй сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы, едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью.

15