рабочая программа по биологии 5класс ФГОС по УМК ВВ Пасечника


Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.
Обеспечена учебником ФГОС Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2014 — 141 с.
Входит в учебно- методический комплект по биологии и ориентирована на использование методического пособия Биология: 5 класс: методическое пособие В.В Пасечника.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Общая характеристика курса биологии в 5 классе
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе,
одновременно являясь основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, линии В.В. Пасечника. Учебное
содержание курса биологии включает: «Биология. 5 класс». 35ч. 1 ч в неделю.
.
Результаты освоения курса биологии в 5 классе
Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планировать пути достижения целей.
Планировать ресурсы для достижения цели.
Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Давать определение понятиям.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУ Д :
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
использование биологических знаний в быту,
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);определять основные органы растений (части клетки);
находить черты усложнения растений,
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни.
Содержание учебного курса Биология, 5 класс.
(35 час. 1-час в неделю)
Введение - 6 ч
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Экскурсия « Живая и неживая природа вокруг нас»-1 ч
Глава 1 . Клеточное строение организмов- 7 ч
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.
Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»
Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках эладеи»
Лабораторная работа №3 « Ткани. Виды, особенности строения»
Глава 2. Царство Бактерии- 3 ч
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.
Демонстрация: Строение бактерии картофельной палочки.
Глава 3. Царства Грибы- 6 ч HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=7" \o "Страница 7"
HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=8" \o "Страница 8"
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы- паразиты.
Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»
Лабораторная работа №5 «Определение съедобных и ядовитых шляпочных грибов» HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=9" \o "Страница 9"
Лабораторная работа №6 « Плесневые грибы и хлебные дрожжи» HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=10" \o "Страница 10"
HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=11" \o "Страница 11"
Глава 4. Царства Растения - 11 ч
Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.
Лабораторная работа №7 « Строение хламидоманады как одноклеточной зеленой водоросли» HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=12" \o "Страница 12"
Лабораторная работа №8 « Особенности внешнего строения мха кукушкина льна ( сфагнума)».
Лабораторная работа №9 « Строение папоротника»
Лабораторная работа №10 « Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»
Лабораторная работа №11 « Внешнее строение цветкового растения»
Практическая работа «Определение растений по отделам»»
Итоговое обобщение курса - Контрольная работа 1 - 1 ч HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=13" \o "Страница 13"
Резерв –1 час
Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в
соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от
обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования,
отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,
развитие интереса;
целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Учащийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од
ной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
:
Дополнительная литература для учителя:
Примерная программа по биологии (базовый уровень);
Требования к оснащению учебного процесса по биологии;
Методическое пособие Биология: 5 класс: методическое пособие В. В. Пасечник
Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.
Мир живой природы / Пер. с англ./ - М., Мир, 1984.
Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. Планета Земля Развитие идей и представлений – М., Интерпракс, 1994.
Журнал Биология в школе.
Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: ТЦ «Сфера», 1999
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 1999
Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ruДополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –
528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.:
Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год
Материально-техническое обеспечение учебного процесса обучения биологии в 5 классе ( ФГОС)
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для
организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении
результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии
осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной
деятельности с учащимися.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных
биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:
Аппаратура для записей и воспроизведения ау дио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебнику на сайте дрофа, выход в Интернет., Компакт-диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Электронные диски для школы,Библиотека электронных наглядных пособий БИОЛОГИЯ 6-9 класс, Лабораторный практикум.
Презентации: обзор социальных сервисов web2.0
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать
деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса
биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной
образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы).
Царства живых организмов
Среды обитания организмов
Устройство светового микроскопа
Строение растительной клетки кожицы лука
Виды тканей
Строение бактериальной клетки
Строение шляпочных грибов
Виды грибов
Съедобные и ядовитые грибы
Плесневый гриб Мукор, Пеницилл, дрожжи
Грибы – паразиты
Одноклеточные зеленые водоросли
Многоклеточные водоросли
Лишайники
Зеленый мох Кукшкин лен, сфагнум
Плауны, хвощи, папоротники
Сосна обыкновенная
Многообразие хвойных деревьев
Цветковые растения, ЖФР
Комплект таблиц « Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Натуральные объекты: Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества ), Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.)
Коллекции: Голосеменные растения , Семена и плоды, шишки, мхи, хвощи.
Комплекты микропрепаратов – ткани, клетки , одноклеточные водоросли,
Наборы муляжей: Плоды, грибы.
Приборы: Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) .Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты
Учебно - тематический план
Биология, 5 класс, ФГОС

п/пНазвание темы Кол-во часов Контрольные работы Лабораторные работы Экскурсии Практические работы
1. Введение 6 Экскурсия №1 2. Клеточное строение организмов 7 Лаб.раб №1
Лаб.раб. №2 Лаб.раб №3 3 Царство бактерии 3 4. Царство Грибы 6 Лаб.раб.№4 Лаб.раб №5 Лаб.раб.№6 5. Царство Растения 11 Лаб.раб. №7
Лаб.раб.№8
Лаб.раб. №9
Лаб.раб. №10
Лаб.раб. №11 Практическая работа №1
«Определение растений по отделам»
6. Обобщение курса 1 (2) Контрольная работа №1 «Царство Растения» Резерв – 1 час всего 34+1 1 11 1 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76»
Ленинского района города Саратова
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/____________./
ФИО
Протокол № ___ от «____»
____________2014г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 76 »
___________/___________
ФИО
«____»____________2014г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ № 76»
_____________Вехова И.А.
ФИО
Приказ № ___ от «__»____2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Филевой Татьяны Николаевны
по биологии ( ФГОС)
5 а, 5б, 5в класс

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от «__»_______ 2014 г.

2014 - 2015 учебный год
Календарно- тематическое планирование
«Биология» ФГОС, 5 класс ( 35 ч, 1 час в неделю)
№ пп№ урока в теме Тема урока Цифровые ресурсы Дом задание Планирсроки Фактич. даты проведения
5а 5б 5в
Введение – 6 ч
1. 1 Биология- наука о живой природе §1 2.09-6.09.14г 2 2 Методы исследования в биологии §2 8.09-13.09 3 3 Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Презентация §3 15.09-20.09 4 4 Экскурсия «Разнообразие живой природы» 22.09-27.09 5 5 Среды обитания организмов презентация §4 29.09-04.10 6 6 Экологические факторы и их влияние на живые организмы §5 06.10-11.10 Клеточное строение организмов- 7 ч
7 1 Устройство увеличительных приборов . Л.Р №1 §6, водоросль эладею13.10-18.10 8 2 Строение клетки. ЛР №2 §7 20.10-25.10 9 3 Химический состав клетки §8 27.10-01.11 10 4 Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост. §9 10.11-15.11 11 5 Ткани §10 17.11-22.11 12 6 ЛР №3 24.11-29.11 13 7 Подведем итоги Презентация, тест 01.12-06.12 Царство Бактерии- 3ч
14 1 Строение и жизнедеятельность бактерий. Демонстрация презентация §11 08.12-13.12 15 2 Роль бактерий в природе и жизни человека презентация §12 15.12-20.12 16 3 Бактерии и болезни §12 22.12-27.12 Царство Грибы-6 ч
17 1 Общая характеристика грибов §13 12.01.15г-17.01 18 2 Шляпочные грибы. ЛР №4 презентация §14, сообщения 19.01-24.01 19 3 Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. §14 26.01-31.01 20 4 ЛР №5 02.02-07.02 21 5 Плесневые грибы. Дрожжи. ЛР № 6 §15, плесень с продуктов питания 09.02-14.02 22 6 Грибы-паразиты презентация §16 16.02-21.02 Царство Растения – 11ч
23 1 Разнообразие, распространение и значение растений презентация §17, соскоб со стенок аквариума и пробу воды из него
24.02-28.02 24 2 Водоросли. ЛР №7 презентация §18 02.03-14.03 25 3 26 4 Лишайники презентация §19 16.03-21.03 27 5 Мхи презентация §20 31.03-04.04 28 6 Плауны, хвощи, Папоротники.
ЛР №8 презентация §21 06.04-11.04 29 7 Голосеменные презентация §22 13.04-18.04 30 8 ЛР №9 сообщения 20.04-25.04 31 9 Покрытосеменные, иди Цветковые. ЛР №10 презентация §23 27.04-02.05 32 10 Происхождение растений. презентация §24 04.05-08.05 33 11 ПР №1 « Определение растений по отделам» Повторить курс 11.05-16.05 34 1 (2) Итоговое обобщение курса. КР №1 Презентация, тест Задания на лето 18.05-23.05 Резерв -1 ч 26.05- 30.05
ИТОГО 35=34+1