Рабочая программа по русскому языку по ФГОС. 5класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УСТЬ-АБАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "


принято
на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
Протокол №________
от «____»________________2013 г.

Руководитель МО___________________

согласовано
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
______________________________
«____»__________________2013г.
утверждаю
Директор
_____________________________


Приказ №_______
от «____»________________2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя русского языка Нины Анатольевны Стальмак ,
МБОУ СОШ « Усть – Абаканская школа» Республика Хакасия, п. Усть-Абакан
По _________________________русскому языку___________________________________
учебный предмет
__________________________2013 – 2014 учебный год______________________________
учебный год
__________________________5-9 классы (5 часов в неделю)________________________
класс, количество часов в неделю






Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов

1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), основной образовательной программы образовательного учреждения (МБОУ «Усть-Абаканская школа »), примерной программы по русскому языку для основной школы (М.: Просвещение, 2010), Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», предметной линии УМК «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой"(под ред.Е.А.Быстровой,Л.В.Киберевой) и учебника для общеобразовательных учреждений "Русский язык.5 класс" в двух частях (под ред. Е.А.Быстровой).
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Русский язык в системе общего среднего образования является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.
Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.
Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.
Цели:
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
Формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах
Усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии
Овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка
Формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т.п.
В процессе изучения русского языка у школьника формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др.

2.Общая характеристика учебного предмета
Основные особенности содержания обучения русскому языку обусловлены тем, что достижение указанных результатов осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трёх содержательных линий:
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах
Языковая и лингвистическая компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой культуры мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

3.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений . Программа составлена в соответствии с фундаментальным ядром предмета.
5 класс - 175 ч 7 класс - 105 ч 9 класс - 105 ч
6 класс - 210 ч 8 класс - 105 ч

4.Требования к результатам освоения учебного предмета «Русский язык в школе»
Личностные результаты
5-й класс
- сформировано ответственное отношение к учению;
- осознаёт необходимость постоянного совершенствования речи ;
-осознаёт важность соблюдения речевого этикета;
- понимает роль и место русского языка в современном мире;
-освоил социальные нормы, правила поведения в группах и сообществах;
-участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
-развито моральное сознание в решении моральных проблем;
-сформированы нравственные чувств и нравственное поведение, ответственное отношение к собственным поступкам;
-развита творческая деятельность эстетического характера; сформированы основы экологической культуры

6-й класс
– осознаёт свою этническую принадлежность, знает историю языка основ культурного наследия народов России;
- сформировано ответственное отношение к учению;
- осознание необходимости постоянного совершенствования речи ;
- осознаёт важность соблюдения речевого этикета, ;
- освоил социальные нормы, правила поведения в группах и сообществах;
- участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развито моральное сознание в решении моральных проблем;
- сформированы нравственные чувства и нравственное поведение , ответственное отношение к собственным поступкам;
- развито творческая деятельность эстетического характера;
-сформированы основы экологической культуры;
- сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.
7-й класс
- усвоил гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
- освоил социальные нормы, правила поведения в группах и сообществах;
- участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развито моральное сознание в решении моральных проблем;
-сформированы нравственные чувств и нравственное поведение , ответственное отношение к собственным поступкам;
- развита творческая деятельность эстетического характера;
- сформированы основы экологической культуры;
- сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознаёт значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи.
8-й класс
– воспитана российская гражданская идентичность ;
- осознаёт важность владения русским языком для получения образования, осуществления трудовой деятельности, для социализации и самореализации;
-осознаёт необходимость постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса и овладения грамматическими средствами для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке;
-сформировано сознательное отношение к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- сформировано целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-развито эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9-й класс
– воспитана российская гражданская идентичность ;
-осознаёт важность владения русским языком для получения образования, осуществления трудовой деятельности, для социализации и самореализации;
-осознаёт необходимость постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса и овладения грамматическими средствами для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке; сознательное отношение к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- сформировано целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
5-й класс
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки под руководством учителя;
- определять понятия, создавать обобщения по аналогии;
-самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения и делать вывод;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять информационную переработку текста;
- пользоваться разными видами чтения;
- организовывать учебное сотрудничество;
- работать индивидуально;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
6-й класс
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки под руководством учителя;
- определять понятия, создавать обобщения по аналогии;
- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- строить логические рассуждения и делать вывод;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять информационную переработку текста;
- пользоваться разными видами чтения;
- организовывать учебное сотрудничество;
- работать индивидуально;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- самостоятельно планировать пути достижения цели;
-определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- осуществлять контроль своих деятельности в процессе достижения результата;
- соблюдать основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка в практике речевого общения
7-й класс
Ученик умеет:
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- адекватно понимать общее содержания читаемых текстов разных функциональных стилей и жанров;
- ориентироваться в структуре читаемого текста (делить текст на части, устанавливать связи между частями текста, выделять главную и второстепенную информацию, интерпретировать прочитанный текст, анализировать, сопоставлять полученную информацию);
- составлять некоторые виды деловых бумаг;
- владеет устной устной и письменной речью, монологической и контекстной
8-й класс
Ученик умеет:
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- осуществляет осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать в группах;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формировать и развивать экологическое мышление, применять его в познавательной , коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
-использовать русский язык в качестве инструмента для получения знаний;
- осуществлять поиск информации различными способами
9-й класс
Ученик умеет:
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать в группах;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формировать и развивать экологическое мышление , применять его в познавательной , коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- использовать русский язык в качестве инструмента для получения знаний;
-осуществлять поиск информации различными способами;
- адекватно понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе
- вычленять в процессе слушания главную мысль, фиксировать ключевые слова и словосочетания;
- воспроизводить прослушанную информацию с различной степенью свёрнутости;
- слушать собеседника и вести диалог, вести беседы и дискуссии на бытовые, учебные культуроведческие темы;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы построения текста.
Предметные результаты
5-й класс .
Ученик
- усвоил базовые понятия по предмету «Русский язык»: язык и речь, система языка, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, типы и стили речи, языковая норма; знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
- овладел навыками чтения и различением текстов разных стилей и жанров
- уместно использует в речи формул речевого этикета
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогащает словарный запас
6-й класс
Ученик
- расширил базовые понятия по предмету «Русский язык»
-обогащает активный и потенциальный словарный запас
- расширяет объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения,
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
7-й класс.
Ученик
- расширил базовые понятия по предмету «Русский язык»
-обогащает активный и потенциальный словарный запас
- расширил объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения,
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
-умеет определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента
- извлекает информацию из различных источников
-- уместно использует в речи формулы речевого этикета
8- 9 классы
Ученик умеет:
- проводить различные виды анализа языковых единиц, текста
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
-владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
-извлекать информацию из различных источников.
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости
- создавать тексты различных стилей и жанров
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты

5.Содержание учебного предмета в 5 классе
Раздел 1. Речь.
Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет.
Раздел 2. Текст.
Текст как речевое произведение .Основные признаки текста. Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста. Средства связи предложений в тексте. Простой и сложный план текста. Типы речи. Повествование. Описание, Рассуждение. Сочетание разных типов речи.
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение и его признаки. Интонация, Логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Предложения с обращением. Предложения с вводными словами. Предложения с прямой речью. Синтаксический разбор простого предложения. Простое и сложное предложение.
Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия.
Фонетика. Звук – единица языка. Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция. Отличие гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных. Правописание Ь. Позиционные чередования гласных. Позиционные чередования согласных. Слог. Ударение. Орфоэпия. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных звуков. Выразительные средства фонетики..
Раздел 5. Графика. Орфография.
Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Орфография. Правописание гласных в корне слова. Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Правописание о-ё в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Правописание удвоенных согласных в корне слова.
Раздел 6. Лексика.
Слово и его значение. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Эпитет. Метафора. Олицетворение.
Раздел 7. Морфемика. Словообразование. Орфография.
Морфема – значимая часть слова. Окончание и основа слова. Корень. Суффикс. Приставка. Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. Чередование гласных е//и в корне. Чередование о//а в корнеслова. Правописание корней с чередованием –раст-//-ращ-//-рос-//. Правописание приставок. Правописание приставок на – з, -с. Буквы ы – и в корне после приставок. Приставки пре- и при-. Буквы и и ы после ц. Способы образования слов. Морфемный разбор слова.
Раздел 8. Морфология.
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Раздел 9. Имя существительное как часть речи.
Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов существительных –чик-,-щик-,-чиц(а),-щиц(а) . Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик-. Правописание не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные нарицательные и собственные. Род имён существительных. Ь после шипящих на конце имён существительных. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. Склонение имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Число имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Морфологический разбор имени существительного.
Раздел 10. Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Имена прилагательные качественные и относительные. Притяжательные имена прилагательные. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Имена прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного. Превосходная степень имени прилагательного. Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имён прилагательных. Правописание –н- и –нн- в именах прилагательных. Приставочный способ образования имён прилагательных. Правописание не с именами прилагательными. Правописание сложных имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Раздел 11. Глагол.
Глагол как часть речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Правописание -тся- и –ться- в глаголах. Вид глагола. Правописание суффиксов –ова-(-ева-), -ыва- (-ива-). Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.

6. Тематическое планирование

п/п
план
факт
Тема раздела и количество часов
Содержание(основные дидактические единицы)
Характеристика основных видов деятельности
Планируемый результат

5 класс


Раздел 1 . Речь. Речевая деятельность - 63 часа


1
3.09

Русский язык в современном мире.
1
Родина, род, родной, родной язык
1. Выразительно читать текст.
2.Объяснить понимание выделенных слов.
3.Охарактеризовать роль русского языка в современном мире.

Личностные результаты:
-мотивирован к изучению русского языка.
Метапредметный результат:
умеет:
- планировать пути достижения целей с помощью учителя.
-определять понятия, создавать обобщения по аналогии;
-самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
-строить логические рассуждения и делать вывод;
Предметные результаты
-овладел навыками чтения и различением текстов разных стилей и жанров
- уместно использует в речи формул речевого этикета
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогатил словарный запас







2
4.09

Язык и речь. Написание выборочного изложения « Почему язык – самое ужасное и самое прекрасное на свете , что есть»

1
Понятия "язык" и "речь"
1.Прочитать текст, выделить в нем главное
2.Дополнить схему примерами.
3.Написать небольшое изложение на тему урока.


3
5.09

Что такое общение
1
Участники общения
Цель общения
Обучающее выборочное изложение
Вавилонское столпотворение
1.Подобрать однокоренные слова к слову "общение"
42. Читать текст с полным пониманием; восстанавливать текст, вставляя пропущенные слова; отвечать на вопросы по тексту, пересказать 4содержание по плану.


4
6.09

Какой бывает наша речь
1
Устная и письменная речь
Жесты и мимика
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Анализировать пословицы.
3.Сочинить небольшую историю, завершив ее одной из пословиц.
4.Определить по картинкам, что означают жесты и мимика.


5
7.09

Речь разговорная и книжная
1
Термины
Общеупотребительные слова
Язык художественной литературы
1.Читать текст с полным пониманием; отвечать на вопросы по тексту, находить необходимую информацию по теме урока.
2.Сопоставлятьтексты с целью определения вида речи.


6
9.09

Монолог и диалог
1
Реплика
Слова автора
1.Работать с текстом с целью нахождения необходимой информации
2.Объяснять знаки препинания в репликах.
3.Записать рассказ в форме диалога.


7
10.09

Речевой этикет
1
Здравствуйте, прощай, благодарю, спасибо, до свидания, до встречи, пока
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Правильно употреблять формулы речевого этикета.
3.Словарный диктант.


8
11.09

Текст. Подробное изложение по тексту на стр.31-32
1
Текст, схемы, таблицы, иллюстрации
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Анализировать определения, иллюстрации.
3.Составить рассказ по плану.


9
12.09

Строение текста
1
Тема, микротема, основная мысль, абзац, заголовок, последовательная связь, параллельная связь
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Анализировать микротексты.
3.Определять средства связи в предложениях.


10
13.09

План текста .Сочинение ( или изложение) «Мой четвероногий друг».
1
Вопросный план
План из повествовательных предложений
Подробное изложение
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Определять тему и основную мысль текста.
3.Составить план текста и пересказать его по плану.


11
16.09

Типы речи. Сочинение по картине К.Маковского «Собака Баська»
1
Повествование
Описание
Рассуждение
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Определять к какому типу речи относятся микротексты.
3.Назвать средства связи предложений.


12
17.09

Повествование
1
Завязка
Кульминация
Развязка
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Написать по картинкам рассказ-повествование.
3.Анализировать текст, исходя из темы урока


13
18.09

Описание Описать иллюстрацию лаковой шкатулки Палеха.
1
Тропы: эпитет, метафора, олицетворение
Сравнение

1. Анализировать текст, исходя из темы урока.
2.Определять тип речи каждого текста.
3.Находить в тексте сравнения.
4.Описать иллюстрацию лаковой шкатулки Палеха.


14
19.09

Рассуждение
1
Тезис
Доказательства(аргументы)
выводы
1.Находить в тексте фрагменты рассуждения.
2.Составлять рассуждение: выдвигать тезис, обосновывать его, приводить примеры, формулировать вывод.


15
20.09

Сочетание разных типов речи в тексте.
Написание сочинения по картине.
1
Сочинение по картине Е.Н. Широкова « Друзья»
1.Написать изложение-повествование, изложение-описание, изложение-рассуждение на одну из предложенных тем.
2.Словарный диктант


16
23.09

Входной контроль. Диктант. Стартовая контрольная работа.
1

Контроль знаний


Раздел 2.Синтаксис и пунктуация

17
24.09

Что такое синтаксис и пунктуация
1
Синтаксис
Пунктуация
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Расставить нужные точки и запятые.
Личностные результаты
-осознаёт необходимость постоянного совершенствования речи ;
-осознаёт важность соблюдения речевого этикета;
- понимает роль и место русского языка в современном мире;
-освоил социальные нормы, правила поведения в группах и сообществах;
-участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

Метапредметные результаты
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки под руководством учителя;
- определять понятия, создавать обобщения по аналогии;
Предметные результаты
- овладел навыками чтения и различением текстов разных стилей и жанров
- уместно использует в речи формул речевого этикета
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогатил словарный запас


18-
19
25-26.09

Словосочетание. Главное слово, зависимое слово.
2
Главное слово, зависимое слово
Смысловая связь, грамматическая связь
1.Понимать и доказывать отличие слово сочетания от предложения.
2.Определять связь слов в предложении по вопросам.
3.Определять главное и зависимое слово в словосочетании.
4.Составлять словосочетания.
5.Словарный диктант.



20
27.09

Предложение
Интонация
Логическое ударение
1

Интонация
Грамматическая основа
Подлежащее и сказуемое
Утверждение
Вопрос
1.Выделять грамматическую основу.
2.Находить предложения с одним главным членом.
1.Графически обозначать особенности движения голоса.
2.Списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя нужные знаки препинания.


21
30.09

Виды предложения по цели высказывания
Сочинение по картине У.Н. Широкова « Друзья»
1
Предложение: повествовательное
побудительное
вопросительное
1.Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
2.Пользоваться в речи побудительными, повествовательными и вопросительными предложениями и правильно интонировать их.


22
1.10

Невосклицательные и восклицательные предложения
Сжатое изложение « Тетрадки под дождем».
1
Предложение:
невосклицательное
восклицательное
1.Находить в тексте восклицательные предложения и определять их по цели высказывания.
2.Словарный диктант.
3.Написать краткое изложение рассказа, выразив свое отношение к героям.


23
2.09

Главные члены предложения
1
Грамматическая основа
Подлежащее и сказуемое
1.Определять грамматическую основу предложения.


24
3.10

Тире между подлежащим и сказуемым
1

1.Распознавать в тексте случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, доказывая свою точку зрения.
2. Определять грамматическую основу предложения


25
4.10

Распространенные/нераспространенные члены предложения
1
Второстепенные члены предложения
1.Разграничивать главные и второстепенные члены предложения.
2.Находить в предложении главные члены предложения, задавать вопросы к второстепенным членам.


26
7.10

Определение
Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Зимнее утро»
1

1.Находить определения с определяемым словом.
2.Определять падеж прилагательных, которые являются определениями.


27
8.10

Дополнение
1

Находить в тексте дополнения, указывая их падеж.


28
9.10

Обстоятельство
1

1.Находить в тексте дополнения, указывая, чем они выражены.
2.Словарный диктант.


29
10.10

Предложения с однородными членами
1
Однородные члены
1.Находить в тексте (предложении) однородные члены, составлять их схемы.
2.Объяснять расстановку знаков препинания.


-30
11.10


Обобщающее слово при однородных членах предложения.
1
Обобщающее слово

1.Определять обобщающее слово как член предложения.
2.Составлять схемы однородных членов с обобщающим словом.
3.Писать предложения, расставляя знаки препинания.
4.Словарный диктант.


31
14.10

Контрольный диктант « Беловежская пуща»
1




32
15.10

Предложения с обращениями
1
Обращение
1.Находить в тексте и называть обращения.
2.Объяснять знаки препинания.


33
16.10

Предложения с вводными словами
1
Вводные слова
1.Соблюдать интонацию вводных слов.
2.Находить вводные слова и определять их значение.
3.Употреблять вводные слова в предложении.


34-35
17,18
.10

Предложения с прямой речью
2
Прямая речь
Слова автора
1.Находить в предложениях слова автора и прямую речь.
2.Объяснять постановку знаков препинания.
3.Подбирать предложения, соответствующие схемам.


36
21.10

Синтаксический разбор простого предложения
1
Устный разбор
Письменный разбор
1. Выполнять устный и письменный разборы предложений.
2.Перестроить предложения, используя предложенные схемы.


37
22.10

Простое и сложное предложение.
Обучающее изложение от другого лица « Хитрая кошка»
1
Предложения:
Сложные союзные
Сложные бессоюзные

1.Находить в тексте сложные союзные и сложные бессоюзные предложения.
2.Списывать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя их постановку.
3.Составлять схемы предложений.
4. Словарный диктант.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

38
23.10

Контрольный диктант « Предложение»
1

Контроль знаний.


39
24.10

Фонетика. Звуки речи
1
Фонетика
Звуки
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту.

Личностные результаты
-осознаёт необходимость постоянного совершенствования речи ;
-осознаёт важность соблюдения речевого этикета;
- понимает роль и место русского языка в современном мире;
-освоил социальные нормы, правила поведения в группах и сообществах;
-участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

Метапредметные результаты
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки под руководством учителя;
- определять понятия, создавать обобщения по аналогии;
Предметные результаты
- овладел навыками чтения и различением текстов разных стилей и жанров
- уместно использует в речи формул речевого этикета
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогатил словарный запас


40
25.10

Звуки и буквы
1
Буква
Звуки
1.Делать фонетическую запись слов.
2.Словарный диктант.
3. Читать текст с выполнением заданий по тексту.


41
28.10

Фонетическая транскрипция
1
Транскрипция
1.Делать фонетическую запись слов.
2.Читать слова в фонетической записи.
3.Фонетический диктант.


42
29.10

Гласные и согласные звуки.
Обучающее изложение от третьего лица « Журавли»
1
Согласные: звонкие, глухие, твердые, мягкие, сонорные
1.Рисовать схемы звукового состава слов.
2.Заполнить таблицу по результатам наблюдений.


43
30.10

Согласные звонкие и глухие
1
звонкие и глухие согласные
1.Заменять выделенные согласные парным по глухости/звонкости.


44
31.10

Согласные твердые и мягкие
1

1.Делать фонетическую запись слов.


45
1.11

Обозначение мягкости согласных
1

1.Объяснять написание сочетаний согласных.
2.Рассказывать о звуках речи по опорной схеме.
3.Словарный диктант.


46
11.11

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
1
Фонетическая позиция: сильная, слабая
1.Оределять позицию звука по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
2.Записывать слова, вставляя пропущенные буквы.
3.Дополнить таблицу своими примерами.
4.Словарный диктант.


47
12.11

Перенос слов по слогам.
Написание изложения от третьего лица по тексту на стр.170-171
1
Слоги: ударные, безударные, открытые, закрытые
1.Членить слова на слоги и правильно их переносить.
2.Переносить слова с одной строки на другую.


48
13.11

Ударение
1
Свободное и разноместное ударение
1.Определять место ударного слога.


49
14.11

Орфоэпия
1
Орфоэпия
Фонетика
1.Определять место ударного слога.
2.Подбирать рифму к заданным словам.


50
15.11

Произношение гласных звуков
1
Безударное положение
Предударный слог
1.Изучить таблицу и дополнить ее своими примерами.
2.Читать слова в транскрипции. Записывать их буквами, объясняя правописание.


51-52
18,19
11

Произношение согласных звуков
2
Оглушение
Озвончение
Обучающее изложение от другого лица.
1.Заполнить таблицу в соответствии с орфоэпической нормой.
2.Распределить слова в зависимости от произношения согласных.
3.Словарный диктант.
4. Читать текст с выполнением заданий по тексту


53-54
20.11

Выразительные средства фонетики.
Диктант « Перемена погоды»
2
Звукопись
Звукоподражательные слова
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Словарный диктант.


55
21.11

Графика
1

1. Читать текст с выполнением заданий по тексту


56
22.11

Алфавит
1

1.Правильно произносить названия букв.
2. Записывать слова в алфавитном порядке.


57
25.11

Орфография
1
орфограмма
1.Подчеркивать орфограммы. объясняя их написание.
2.Находить в словах орфограммы.


58
26.11

Правописание гласных в корне слова
1
Непроверяемые гласные
Обучающее изложение от 3лица « Журавли»
1.Вставлять пропущенные буквы, подбирая однокоренные слова.
2.Сравнивать группы слов, объясняя написание букв о/ё после шипящих.
3. Читать текст с выполнением заданий по тексту.


59



60
29.11



2.12

Правописание согласных в корне слова



Сочинение по картине А.Н. Семенова « Как прекрасен этот мир»
1



1
Непроизносимые согласные
Удвоенные согласные
1.Объяснять написание слов с пропущенными буквами.
2.Находить орфограммы, объяснить их написание.
3.Заполнить таблицу примерами.
4.Словарный диктант.
5. Читать текст с выполнением заданий по тексту


Лексика

61
3.12

Слово и его значения
1
Лексика
Лексикология
1.Определять слова по их лексическому значению.
2.Указать грамматические значения существительных, прилагательных, глагола.
Личностные результаты;
-осознаёт важность соблюдения речевого этикета;
-участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
Метапредметные результаты
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Предметные результаты
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогатил словарный запас


64
6.12

Однозначные и многозначные слова
1
Различать однозначные и многозначные слова
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту
2.Составлять словосочетания с однозначными и многозначными словами.


65
9.12

Прямое и переносное значение слова
1

Различать и употреблять в речи слова в прямом и переносном значении.


66
10.12

Омонимы
1
Омографы, омофоны, омоформы
Читать текст с выполнением заданий по тексту.
Находить в тексте омонимы.


67-68
11-12.
12

Синонимы
Сжатое изложение « Памятник в Московском Кремле»
2

1.Читать текст с выполнением заданий по тексту
2.Находить в тексте синонимы.
3.Подбирать синонимы к предложенным словам.
4.Словарный диктант


69
13.12

Антонимы
1

1.Подобрать антонимы к многозначным словам.
2. Читать текст с выполнением заданий по тексту.
3.Словарный диктант


70
16.12

Итоговый контрольный
диктант «Разговор карандашей»
1
Контроль знаний



71-73
17,18
19.12

Средства художественной выразительности Сочинение по картине И. Широкова « Перед грозой».
3
Эпитет, метафора, олицетворение

Сочинение по картине И. Широкова « Перед грозой».
1.Подбирать эпитеты к предложенным словам.
2.Выразительное чтение стихотворений.
3.Находить в предложениях метафоры.
4.Находить в предложениях слова, употребленные в переносном значении.
5.Сочинени-описание картины Шишкина И. "Перед грозой".
6.Словарный диктант.


Морфемика. Словообразование. Орфография.

74
20.12

Морфема. Виды морфем.
1
Корень, приставка, суффикс, окончание
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту
2.Обозначать в словах морфемы.
Личностные результаты;
-осознаёт важность соблюдения речевого этикета;
-участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
Метапредметные результаты
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Предметные результаты
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогатил словарный запас


75-77
23-25.12

Окончание и основа слова
3
Основа, нулевое окончание
1.Читать текст с выполнением заданий по тексту
2.Определять грамматические значения выделенных слов.
3.Находить слова с нулевым окончанием.
4.Выделять основу с указанием морфем этой основы.
5.Словарный диктант.


78
26.12

Корень слова
1
Однокоренные (родственные) слова
1.Находить однокоренные слова, выделяя в них корень и определяя их лексическое значение.
2.Придумать однокоренные слова по предложенным схемам.
3. Словарный диктант.


79
27.12

Суффикс
1
Уменьшительно-ласкательные, увеличительно-пренебрежительные
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту
2.Образовать слова с помощью суффиксов.
3.Образовать прилагательные с суффиксом оценки.
4. Словарный диктант.


80-81


Приставка
2

1. Анализировать значение приставок в словах.
2.Обозначать приставки, объясняя их значение.
3. Словарный диктант.


82-84



Правописание корней.
3
Чередующиеся гласные е/и, о/а в корне слова.
Чередующиеся согласные
Беглые гласные
1.Анализировать написание чередующихся гласных, согласных в корне слова.
Составлять с этими словами словосочетания и предложения.
3.Обозначать корни с чередующимися гласными/согласными.
4.Словарный диктант.






85


Обучающее изложение по тексту на стр.20 « Если посмотреть вокруг».
1




86-88


Правописание приставок.
3
ы/и в корне приставок
приставки пре- и при-
1.Образовать новые слова с помощью приставок.
2.Выделять приставки, объясняя их значение.
3.Составлять словосочетания.
4.Словарный диктант.


89


Буквы ы/и после ц
1

1.Роспределять слова по колонкам.
2.Вставлять пропущенные буквы, объясняя их написание.


90-91


Способы образования слов
2
Основа: непроизводная, производная, производящая.
Способы: приставочный, суффиксальный, сложение
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Образовать новые слова разными способами.
3.Определять способ образования выделенных слов.
4.Составить словосочетания, помогающие описать картину.


92


Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова « Зима пришла. Детство»
1
Написание сочинения



93



Морфемный разбор слова.
1



План морфемного разбора
Вставлять пропущенные буквы, объясняя их написание


94


Контрольный диктант « История одной яблоньки
1
Проверка знаний. Написание диктанта с грамматическим заданием
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту
2.Производить устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ слова.


Морфология. Орфография.

95


Слово как часть речи
1
Морфология
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Указывать грамматическое значение частей речи.
Личностные результаты
-осознаёт необходимость постоянного совершенствования речи ;
-осознаёт важность соблюдения речевого этикета;
- понимает роль и место русского языка в современном мире;
-освоил социальные нормы, правила поведения в группах и сообществах;
-участвует в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций;





















Личностные результаты:
Распознавать существительное по признакам




































Метапредметные результаты
Ученик умеет:
– с помощью учителя ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки под руководством учителя;
- определять понятия, создавать обобщения по аналогии





















































































Предметные результаты
- овладел навыками чтения и различением текстов разных стилей и жанров
- уместно использует в речи формул речевого этикета
- умеет проводить различные виды анализа слов, синтаксический анализ словосочетания и предложения
- обогатил словарный запас


96


Самостоятельные и служебные части речи
1
Части речи: самостоятельные, служебные, междометия
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.определять части речи в предложении.
3.Словарный диктант.


97-98


Имя существительное
2
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
1. Читать текст с выполнением заданий по тексту.
2.Распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению; определять его грамматические признаки.
3.Описать картину А. Пластова "Первый снег"
4.Словарный диктант


99


Контрольное сочинение по картине А. Пластова « Первый снег».
1




100


Правописание суффиксов
1
Суффиксы -чик-, -щик-, -чиц(а)-, _щиц(а)-
1.Образовать с помощью суффиксов существительные со значением лица.
2.Писать существительные, называющие людей по роду занятий.


101


Правописание суффиксов
1
Суффиксы -ек-, -ик-, -чик-
1. Образовать с помощью суффиксов слова с уменьшительно-ласкательным значением.
2.Объяснять выбор гласной в суффиксе.


102


Правописание не с существительными
1

1. Анализировать таблицу с правилом.
2.Раскрывать скобки и объяснять выбор слитного или раздельного написания.
3. Словарный диктант


103


Одушевленные/неодушевленные существительные
1

1.Различать и правильно употреблять в речи существительные одушевленные и неодушевленные.
2.Правильно употреблять их в родительном и винительном падежах.
3.Описать картину "Утренний натюрморт"


104


Описание натюрморта по картине К.Петрова_Водкина « Утренний натюрморт»
1




105


Нарицательные и собственные существительные
1

1.Правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в собственных наименованиях.
2. Словарный диктант


106


Род имен существительных


1




1
Род: мужской, женский, средний, общий
1.Определять род имен существительных по значению, по формам именительного и винительного падежей, по суффиксам
2. Словарный диктант


107




Описание комнаты








108


Род несклоняемых имен существительных
1

С помощью словаря уточнять род, значение, число несклоняемых существительных и согласовать с ними прилагательные.


109-110


Склонение имен существительных
2
Склонение
Разносклоняемые существительные
Определять склонение имен существительных, изменять их по падежам.


111-112


Число имен существительных
2

Согласовывать с именами существительными прилагательные, местоимения, порядковые числительные, глаголы


113-114


Правописание безударных падежных окончаний
2

Правильно образовывать нужную падежную форму, требуемую по контексту, от существительных 1, 2, 3 склонения и употреблять ее в речи


115-116


Морфологический разбор имени существительного. Тестовые задания. Морфемный разбор слова.
2
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
Проводить морфологический разбор существительных


117


Повторение изученного по теме « Имя существительное»
1




118


Контрольный диктант с грамматическим заданием
1




119


Сочинение-описание памятника архитектуры
1




120-121


Имя прилагательное
2
Признак предмета
Определять имя прилагательное как часть речи по значению и грамматическим признакам, устанавливать его синтаксическую роль


122


Сочинение – описание внешности человека
1

Различать прилагательные качественные, относительные, притяжательные по значению и грамматическим свойствам


123-125


Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные
3




126


Согласование имен прилагательных с существительным
1

Согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся, указывая их грамматические признаки.


127


Имена прилагательные полные и краткие
1

Образовывать от полных прилагательных краткие, определяя, каким членом предложения они являются.


128-129


Степени сравнения прилагательных
2
Сравнительная
превосходная
Образовывать степени сравнения прилагательных, определяя, каким членом предложения они являются.


130-132


Словообразование и правописание имен прилагательных
3
Не с именами прилагательными
О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих
Образовывать от существительных прилагательные с помощью суффиксов -онн-, -енн-.
Объяснять правописание -н-, -нн- в прилагательных.


133


Морфологический разбор имени прилагательного
1
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
1.Проводить морфологический разбор прилагательных.
2.Словарный диктант.


134


Сочинение по картине Ф.П. Толстого « Букет цветов..»
1
Описание натюрморта
Описание картины


135-136


Повторение по теме « Имя прилагательное»
2




137


Контрольный диктант с грамматическим заданием
1




138


Анализ контрольного диктанта
1




139-140


Глагол
2
Действие предмета
Определять глагол как часть речи по значению и грамматическим признакам, устанавливать его синтаксическую роль


141-142


Правописание не с глаголами
2

1.Объяснять правописание не с глаголами.
2.Словарный диктант.


143


Инфинитив
1
Совершенный вид
Несовершенный вид
Образовывать глаголы в неопределенной форме, обозначая основу, окончание и суффикс ся.


144-145


Правописание -тся и -ться в глаголах
2

Объяснять правописание -тся и -ться в глаголах.


146-147


Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения. Написание сочинения
2

1.Находить видовые пары глаголов и определять их вид.
2.Образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида по образцу.


148-149


Вид глагола
2
Видовая пара
Образование глаголов несовершенного вида



150-151


Переходные и непереходные глаголы
2
Переходность/непереходность
Образовывать словосочетния с переходными и непереходными глаголами, указывая падеж существительных при непереходных глаголах.


152-153


Возвратные глаголы
2
Возвратность/невозвратность
Образовывать возвратные глаголы с суффиксом
-ся или -сь


154-155


Наклонения глагола
2
Наклонения:
Изъявительное, условное, повелительное
Различать изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.
Образовывать разные формы повелительного наклонения


156


Сочинение « Что было бы, если..»
1




157-158


Времена глагола
2
Времена: настоящее, прошедшее и будущее
Определять времена глагола, указывая вид.


159-160


Спряжение глагола
2
I и II спряжения
Определять спряжения глаголов, объясняя их правописание


161-162


Безличные глаголы
2

Различать безличные глаголы, указывая грамматическую основу в предложении.


163


Морфологический разбор глагола
1
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
Проводить морфологический разбор глагола


164-165


Повторение изученного по теме « Глагол»
2

Читать тексты с выполнением заданий


166


Контрольный диктант с грамматическим заданием
1




167


Анализ контрольного диктанта
1




168-169


Изложение с цитированием стихотворных строк
2




170-172


Повторение изученного
3




173


Контрольный диктант за год.
1




174


Анализ результатов контрольного диктанта
1




175


Тестирование
1










7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплекс
УМК состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учителя
Быстрова Е.А., Александрова О.М., Зеленова О.В., Семёнова Е.Е. Русский язык. 5 класс.Учебник. Быстрова Е.А., Александрова О.М., Зеленова О.В., Семёнова Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс». Быстрова Е.А., Александрова О.М., Зеленова О.В., Семёнова Е.Е. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс»
Книга для учителя раскрывает общие цели курса, принципы, на которых строится авторская концепция, содержит рекомендации по обучению основным видам речевой деятельности, перечень тем устной и письменной речи, соотнесенный с Федеральным стандартом по предмету, тематическое планирование, примерное поурочное планирование в 5-9 классах
Рабочая тетрадь обеспечивает дифференцированный подход к изучению русского языка, что достигается за счет большого количества упражнений различной трудности и их разного характера тренировочных, творческих, занимательных.
Использование Рабочей тетради позволяет автоматизировать лексические и грамматические действия, сформировать более гибкие и прочные умения письменной речи.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
Культура письменной речи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Имена.org – популярно об именах и фамилиях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крылатые слова и выражения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мир слова русского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рукописные памятники Древней Руси [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные пособия по русскому языку для школьников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Критерии оценивания
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениями навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты,которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90–100 слов, для 6 класса – 100–110, для 7 класса – 110–120, для 8 класса– 120–150,
для 9 класса – 150–170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15–20, для 6 класса – 20–25, для 7 класса – 25–30, для 8 класса – 30–35, для 9 класса – 35–40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2–3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1–3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2–3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3–4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4–5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6–7 классах – не более 7 слов, в 8–9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописание которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся
ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» – 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» – 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1–2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3–4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5–9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100–150 слов, в 6 классе – 150–200, в 7 классе – 200–250, в 8 классе – 250–350, в 9 классе – 350–450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5–1,0 страница, в 6 классе – 1,0–1,5, в 7 классе – 1,5–2,0, в 8 классе – 2,0–3,0, в 9 классе – 3,0–4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученик теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Список литературы:
М.В.Бабкина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Е.А.Быстровой.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)














  dЄ¬у15