Конспект урока по окружающему миру «Времена года. Смена времен года.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №165





Конспект урока
по окружающему миру
«Времена года. Смена времен года.»





Выполнила
учитель начальных классов
Волкова А.А.


г.Н.Новгород
2015 год
Тема урока: Времена года. Смена времён года.
Цель: Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

ЗАДАЧИ:
Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете;
Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;
Продолжить развивать умение работы с учебником;
Привить бережное отношение и любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) - движущаяся модель взаимного расположения Солнца, Земли и Луны в различных фазах их вращения. Позволяет наглядно продемонстрировать: смену времен года, смену дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения;
Иллюстрации природы в различное время года
Глобус;
Учебник.


План урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
3.Объявление темы и основных задач урока
4.Изучение нового материала
5.Закрепление полученных знаний(Рефлексия)
6.Подведение итогов

ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1 Организационный момент.







2 Актуализация опорных знаний.




























3 . Объявление темы и основных задач урока.



































































4 . Изучение нового материала












































































5.Закрепление материала.














6.Подведение итогов.
Проверка домашнего задания:
Почему меняется день и ночь на планете?
Какие явления природы повторяются каждые сутки?
Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?
Выберите вывод, - единственно правильный из этих следующих трех:
Ночь наступает потому, что на небе появляется Луна.
Солнце вращается вокруг планет.
День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (Последний вывод правильный.)
Закрепление новой информации методом «вопрос-ответ»:
Какие движения Земли вам известны?
 
К чему приводит движение вокруг своей оси?
 
К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
 
Как вы считаете, чему будет посвящен урок?

На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года. Учитель загадывает детям загадки.
Обернулась в лёд вода Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

(Зима)
Я раскрываю почки В зелёные листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю.

(Весна)
Я соткано из зноя Несу тепло с собою Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю.

(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.

(Осень)
Отгадывание загадок, сопровождается показом иллюстраций.
Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года и постараемся ответить на вопрос: По какой причине всё-таки происходит их смена?
Открываем учебники. Читаем описания времен года.

Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика - очень эффективно!).
Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.

В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.
Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, огда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.
22 июня – день летнего солнцестояния;
22 декабря – день зимнего солнцестояния;
22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.
Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).
Далее рекомендуетсяпровести практическую работу, используя глобус и фонарик. Вопросы для закрепления информации:
Какие движения осуществляет наша Земля?
 
Сколько дней длится год?
 
Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.
Вспомните, что вам известно о движении Земли вокруг своей оси.
 
Какие бывают времена года?
 
Издавна люди заметили, что когда солнце поднимается высоко на небосклоне, - на земле тепло, а когда опускается низко, - холодно.
 
Почему теплое время года (весна, лето) изменяются холодными (осень, зима)?
 
Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
 
Когда солнечные лучи падают прямо, солнце жарче. Если же лучи солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее. Вот почему меняются времена года на Земле. За какое время Земля вращается вокруг Солнца? Как это время называют?


Отвечают на вопросы учителя.





























Выбирают единственно правильный ответ.






































Отвечают на вопросы учителя.

1. ( Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.)
2. ( К смене дня и ночи. )
3. ( Мы пока не знаем.)
( Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.)














Рассматривают иллюстрации.

















Читают стр. в учебнике. Сопоставляют описание времени года и его изображение.
В группах выявляют особенности и основные признаки каждого времени года.

Слушают рассказ учителя.







Работают с небольшими текстами на карточках в парах.
Находят основную информацию и делают выводы.





















Создание годового круга.





















Дети с учителем ищут на глобусе место, где они проживают. Коллективно выясняют, как должна быть расположена модель земли, в разное время года, описывая при этом главные отличительные особенности каждого времени года (погода, природа, температура, жизнь животных и людей).