Бинарный урок литература+музыка (7 — 9 класс) Музыка в пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта»


Музыка в пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
(бинарный урок литература + музыка в 7 - 9 классе)
Тема урока: Музыка в пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта» .
Класс: 7 – 9.
Предмет: литература, музыка, искусство, актёрское мастерство.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: определить связь пьесы «Ромео и Джульетты» с музыкой.
Задачи: проанализировать наиболее значимые музыкальные произведения, связанные с пьесой «Ромео и Джульетта», найти сходства и отличия музыкальных фрагментов.
Инструменты развития личности:
- коммуникация,
- социализация,
- творческое взаимодействие,
- креативное мышление.
Оборудование: записи музыкальных произведений, фрагменты видеозаписей балета по пьесе, листы для рисования, фломастеры или карандаши, крышки от кастрюль, колокольчик, деревянные ложки, дудочка и пр. «музыкальные инструменты».
«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!..
Гектор Берлиоз
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося - На прошлых уроках мы начали знакомство с пьесой У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Давайте вспомним главных героев пьесы и сюжетную линию. Называют главных героев и сюжетную линию пьесы. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися роли музыки в пьесе Шекспира. - С момента написания Шекспиром пьесы прошло более 400 лет. За это длительное время многие композиторы мира перелагали на музыку трагическую историю влюблённых. Как вы думаете, чем приглянулся композиторам сюжет шекспировской пьесы?
- Верно, слова Г. Берлиоза, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку, подтверждают ваши высказывания.
- А что именно имел в виду композитор, говоря о сюжете в целом? Давайте станем на его место и попробуем разобраться, чем может быть привлекательна пьеса о страстях четырёхсотлетней давности. Ответы учащихся.
Пытаются ответить на вопрос и тем самым сформулировать цель занятия: определить связь пьесы «Ромео и Джульетта» с музыкой. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - Для достижения поставленной цели требуется решить какие-то конкретные задачи. Что следует сделать, чтобы найти музыку в пьесе «Ромео и Джульетта»? Кто в своей работе непосредственно связан с музыкой?
1. Чтобы почувствовать музыкальность пьесы, попробуем на минутку перевоплотиться в композиторов.
- В начале урока мы вспомнили главных героев пьесы. Давайте назовём отличительные особенности характера каждого из них.
- А теперь прослушайте несколько отрывков из разных музыкальных произведений, написанных по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта», и попробуйте догадаться, какой герой скрывается за этими звуками.
Звучат отрывки из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: «Кормилица», «Джульетта-девочка», «Меркуцио».
- Проделаем аналогичную работу. Но на этот раз вам необходимо соотнести музыку и сюжетную сцену пьесы. Найдите в тексте соответствующий эпизод.
Звучат отрывки из увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (тема вражды семейств Монтекки и Капулетти (главная партия) и тема любви Ромео и Джульетты (побочная партия)), а также отрывки из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Тибальд бьётся с Меркуцио», «Похороны Джульетты»).
2. Теперь предлагаем вам побыть в роли художников.
- Каждый композитор, изображая звуками одни и те же события пьесы, олицетворяя одних и тех же героев, тем не менее, каждый раз привносит что-то своё в характеры людей и действий. Давайте прослушаем музыкальные отрывки из произведений разных композиторов, посвящённые Ромео. Слушайте внимательно, стараясь уловить отличительные черты одной мелодии от другой.
Звучат отрывки из балета Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» (вторая часть, «Ромео один») и балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Ромео»).
- А теперь возьмите в руки карточки и нарисуйте два «портрета» Ромео, основываясь на прослушанных отрывках. Но пусть это будут необычные портреты: вместо человека на них будут предметы-символы. Например, звучный голос героя может олицетворять изображение соловья, а решительность юноши – пущенная стрела и пр. Выбор символа подкрепляйте цитатами из пьесы и особенностью музыкальных фрагментов.
3. Мы были в роли композиторов и художников. Теперь мы – танцоры.
На музыку Берлиоза по пьесе «Ромео и Джульетта» были поставлены балетные спектакли. Екатерина Максимова, исполнявшая роль Джульетты, говорила: «Раньше считалось, что Шекспир и балет – несовместимы. Но оказалось, что балетные Ромео и Джульетта могут затронуть сердце зачастую сильнее, чем их двойники на драматической сцене. Шекспир для меня что-то бесконечное, бездонное…»

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма-балета, сделанный на киностудии «Экран» (1968) или фрагмент английской версии балета по музыке Прокофьева (реж. П. Циннер, 1966).
- Ваша задача – разбиться на группы, выбрать сцену из пьесы и изобразить её под музыку, представив себя танцором балета. На подготовку отводится 30 секунд.
4. Нам осталось перевоплотиться в музыкантов.
Перед учащимися крышки от кастрюль, колокольчик, деревянные ложки, дудочка и пр.
- Разделитесь на пары. Один из вас будет «чтец», а второй – «музыкант». Посмотрите на «инструменты», которые лежат перед вами. Выберите отрывок из пьесы «Ромео и Джульетта» и попробуйте прочитать его, озвучивая наиболее характерные места подходящим к ситуации «инструментом». Подумайте, какой из «инструментов» будет наиболее уместен при чтении отрывка. Выбор «инструмента» обоснуйте цитатами из текста. На подготовку – 3 минуты. Композитор, музыкант, танцовщик, человек искусства.
Формулируют задачи: оценить пьесу «Ромео и Джульетта» с точки зрения композитора, музыканта, танцовщика и художника.
Ответы детей.
Учащиеся прослушивают отрывки, высказывают свои предположения, обосновывают их, узнают правильный ответ.
Учащиеся прослушивают отрывки, зачитывают отрывки из текста, высказывают свои предположения, обосновывают их, узнают правильный ответ.
Делают вывод: характеры и сюжет пьесы не нуждаются в доработке или переработке для воспроизведения их в музыке.
Учащиеся рисуют «портреты», демонстрируют их. Анализируются изображенные на картинках символы, отмечаются схожие, повторяющиеся символы.
Делают вывод: образы, созданные Шекспиром, настолько глубоки, что каждый из композиторов, создававших произведения по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта», мог найти новые грани характеров и событий и отразить их в своей музыке.
Учащиеся демонстрируют «балетные» представления. Отмечается пластичность и актёрское мастерство, соответствие содержанию пьесы, а также оригинальность интерпретации.
Делают вывод: сюжет и характеры настолько мелодичны, что сошли с драматической сцены на балетную, не потеряв при этом естественности и связи с реальностью.
«Чтецы» зачитывают выбранный отрывок из текста пьесы, а «музыканты» аккомпанируют им на выбранном «музыкальном инструменте», дополняя текст звуками подходящих по смыслу и ситуации предметами. Учитывается уместность и мелодичность выступления.
Делают вывод: драматизм сюжета, энергичный, живой ритм повествования требуют динамичного музыкального сопровождения с обостренной кульминацией и трагичным финалом.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Вспомните начало урока и цель, которую мы перед собой поставили. Достигли ли мы её? Каким образом? Согласны ли вы с утверждением Г. Берлиоза, взятым в качестве эпиграфа к уроку? Кем вам понравилось быть больше всего: композитором, художником, танцовщиком или музыкантом?
Домашнее задание.
- В Вероне есть Клуб Джульетты, где влюблённые могут написать письмо Джульетте. Попробуйте тоже написать подобное письмо Джульетте или Ромео и предложите аккомпанемент для его сценического прочтения.
Дают ответы на вопросы
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)