Интегрированный урок: литература – музыка — живопись – танец. Тема: Муза на кончиках пуантов… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …


Класс: 5 и 9 классы (гуманитарный профиль) и выпускница школы 1995 г. Москвы Корсакова Мэри – студентка балетной школы при Большом театре
Тип урока: Интегрированный урок: литература – музыка - живопись – танец.
Тема: "Муза на кончиках пуантов"… Содружество Литературы, Балета, Музыки и Живописи …
Прочтите жизнь на кончике пуантов:на краткий миг она остановилась,чтобы измерить интервалом такталюбовь.И жить во славу и на милость…вам, замершим дыханием в партереи тем, кто в этот вечер tet-a-tet,с бессмертием, потерянным в Эдеме,столкнулся с миром, названномБалет…
Планируемый результат: понимать специфику Литературы, Балета, Музыки и Живописи, выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – поэзии, звучаний, движений, линий, красок), различать особенности видов искусства.Умения, характеризующие достижение этого результата:
воспринимать и анализировать музыкальные, поэтические, живописные произведения и произведения балетного искусства для постижения их художественного содержания;
устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, ИЗО, литературы и балета;
определять виды искусства.
Задачи урока:
Образовательные:
знакомство с балетным жанром;
укрепление понимания взаимосвязи литературы, балета, живописи и музыкального искусства;
совершенствование навыка понимания музицирования на свирели и на скрипке.
Воспитательные:
приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной, балетной и поэтической классики;
создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
повторение пройденного методом устного опроса;
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, иллюстраций с живописных полотен, костюмов балерины, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
музицирование на свирели и скрипке,
выполнение упражнений под руководством выпускницы балетной школы.
Работа в творческих группах: «Поэты и прозаики», «Художники и иллюстраторы», «Актёры», «Журналисты и кинематографисты», «Танцовщицы», «Музыканты».
Оборудование:
ноутбук;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
музыкальные инструменты (скрипка)
Материалы:
слайдовая презентация;
видеофрагменты из балетов “Щелкунчик”, «Дон Кихот», «Жизель», “Светлый ручей», «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», современный балетный спектакль «Контрасты»;фотографии Мэри Корсаковой.
картины художника Дега, Серова и др. о балете и балеринах;
стихотворения поэтов об искусстве балета: Сергеевой, Людмилы Чеботарёвой, балерины Аллы Коркиной, Татьяны Заславской, Н Грушко и А. Вертинского.
бланки-заготовки для группы «Поэты и прозаики», краски, карандаши и бумага для группы «Художники», фотоаппарат для группы «Журналисты и кинематографисты»;
безопасные свечи для создания полумрака и музыкальные шкатулки.
Концепция урока: урок построен на трансформации образа музыкальной шкатулки следующим образом: дети слушают музыкальную шкатулку в полумраке танцевального класса и рассказывают о своём восприятии музыки и поэзии, затем с помощью волшебства оказываются внутри самой музыкальной шкатулки и при свете рассматривают небольшую экспозицию, посвящённую балету и другим видам искусства, слушают рассказ о маленькой балерине, потом проживают с настоящей балериной отрезок её жизни на сцене, просматривая видео из спектаклей, постигая тонкости балетного искусства, далее знакомятся с ней, берут уроки мастер-класса и выполняют творческие задания, посвящая балету свои произведения - музыкальные, поэтические, художественные и актёрские зарисовки. Урок ведут два учителя литературы (5 и 9 класса).
Конспект урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Урок проходит в танцевальном классе.
Перед входом в класс учитель 5 класса говорит: «Ребята, сегодня у нас необычный урок, на котором вас ожидают музыкальные, поэтические и танцевальные сюрпризы… Вы, конечно, любите сюрпризы? И начнётся он не совсем обычно: сейчас я открою дверь, и мы с вами тихонько зайдём в таинственную тёмную комнату. А что всегда сопровождает тайну? Конечно, тишина.
Учитель 9 класса говорит: Я прошу старших учеников взять за руки младших, чтобы они чувствовали себя увереннее, ведь пока мы не знаем, что ждёт нас за волшебной дверью. Не беспокойтесь, вы сразу найдётё свои места: свечи укажут вам путь… Итак, вы готовы к волшебному путешествию? Тогда вперёд…»
Учитель открывает дверь. В глубине комнаты звучит Музыкальное приветствие.
Звучит мелодия скрипки (играет Решетникова Наталья – 5 В класс). Дети входят в класс, рассаживаются по группам или в круг (если их мало).
2. Актуализация знаний, вхождение в тему урока.
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
1.Учитель: 
Какое настроение создала у вас музыка? Что ещё навевает ощущение таинственности?
Ученики: расска-зывают о своём настроении.
1. Учитель: Какие литературные произведения вам вспомнились? Ученики: рассказывают о таинственных произведениях в русской литературе: Гоголь «Ночь перед Рождеством» и т.д.
2. Учитель: И музыка, и свечи, и полумрак здесь неслучайно. Сегодня мы все вместе перенесёмся в волшебную и таинственную комнату, где живёт… Какие сказочные герои могут здесь жить?
Ученики: называют сказочных героев. 2. Учитель: Кто может жить в комнате, в которой звучит волшебная музыка скрипки? Ученики: приходят к выводу, что здесь живёт творческая личность: художник, музыкант или поэт.
Учитель 5 класса: Давайте зажжём свечи, послушаем замечательное стихотворение Людмилы Чеботарёвой и подумаем, с кем же мы встретимся в скором времени.
Ученица 9 класса: читает стихотворение, используя элементы театрализации
Цвели серебряные розыНа ледяном моем окне.Звенели звезды от морозаВ заИндевевшей вышине.Под перезвон часов старинныхСтруился золотистый свет.И танцевала балерина
Свой бесконечный менуэт...Ты очищающие слезыС вином янтарным размешал.И, как серебряная роза,Раскрылась для любви душа.И ночью зимней, ночью длиннойТы был моим теплом согрет.И танцевала балеринаСвой бесконечный менуэт...Ночных теней невнятный лепетМне вновь бессонницей грозил.И величавый белый лебедьПо глади зеркала скользил.Кружили искры над камином,Как письма из сгоревших лет.И танцевала балеринаСвой бесконечный менуэт...Я снова заведу шкатулку,Зажгу две розовых свечи.Пусть в тишине пустынно-гулкойТвоя мелодия звучит!Ушел бездомным пилигримом -В ночи растаял силуэт...Но все танцует балеринаСвой бесконечный менуэт...
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель: Вы догадались, кто живёт в этой комнате? Какую картину вы увидели?
Ученики: балерина
Учитель: Что чувствует лирический герой? Почему в стихотворении рефреном повторяется строчка о балерине? Символом чего является балерина?
Ученики: делают частичный анализ художественного образа
Учитель 5 класса.: Да, конечно, речь пойдёт о балерине. И эта изящная музыкальная шкатулка создана для неё. А давайте откроем музыкальную шкатулку и послушаем, как она звучит …
Дети и учитель слушают звучание музыкальной шкатулки.
Учитель 9 класса: Вам понравились эти звуки? Что они вам напомнили? Какое настроение создали? Почему уже много веков подряд люди с замиранием сердца слушают музыкальные шкатулки?
Учитель 5 класса.: А ведь и шкатулка у нас волшебная. Давайте, как в сказке, представим себе, ЧТО МЫ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ ОКАЗАЛИСЬ ВНУТРИ ЭТОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ, ГДЕ ЖИВЁТ МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА, И МЫ МОЖЕМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ ПОБЛИЖЕ.

Включается свет в классе, дети рассматривают всё вокруг.
Учителя ведут беседу, а дети рассказывают о своих впечатлениях.
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель:  Посмотрите вокруг. А как вы догадались, что в этой комнате живёт балерина? Ученики: смотрят вокруг и описывают, что они видят: одежду, пуанты. Учитель: А почему в комнате так много картин художников? Какие моменты из жизни балерин запечатлел художник?
А какие ещё виды искусства присутствуют в комнате? Ученики: делают частичный анализ живописных образов?
3. Беседа по теме урока. Объяснение нового материала.
Учитель 5 класса.: Да, вы совершенно правы: балерину всегда окружает и музыка, и живопись, и литература, и театральное искусство. И мы с Вами уже встретились и с музыкой, и с поэзией. И легко угадать, с каким жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня?
Ученики 5 класса: Наверное, речь пойдёт о балете.
Учитель 9 класса: А вспомните, как А.С. Пушкин говорил о балете в поэме «Евгений Онегин»?
Ученики 9 класса читают строки:
 Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.
Учитель 5 класса. Во времена А.Пушкина о балете знали всё. А сейчас я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет?
Ученики: Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.
Презентация. Слайд №1 (Балет - определение)
Учитель 9 класса: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Учитель 5 класса. А я хочу спросить: «Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?»
Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Презентация. Слайд №2 (Либретто - определение)
Учитель 9 класса: Да, помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?
Ученики: Сказки, легенды, пьесы, и т.д.
Учитель 5 класса.:  А кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель 9 класса: Ну, а сейчас самое время познакомиться с жизнью нашей маленькой балерины.
Ученица 9 класса: читает стих-е о маленькой балерине.
МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНАстихи Н.Грушко и А.Вертинского
Я - маленькая балерина,Всегда нема, всегда нема,И скажет больше пантомима,Чем я сама
И мне сегодня за кулисыПрислал король, прислал корольВлюбленно-бледные нарциссыИ лак фиоль...
И, затаив бессилье гнева,Полна угроз,Мне улыбнулась королеваУлыбкой слез...
А дома в маленькой каморкеБольная матьМне будет бальные оборкиПерешивать.
И будет штопать, не вздыхая,Мое трико,И будет думать, засыпая,Что мне легко.
Я маленькая балерина,Всегда нема, всегда нема,И скажет больше пантомима,Чем я самаНо знает мокрая подушкаВ тиши ночей, в тиши ночей,Что я усталая игрушкаБольших детей!
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель:  Посмотрите вокруг. Какое настроение в стихотворении? Кто из вас сочувствует балерине и почему? Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии. Учитель: Какая судьба у маленькой балерины?
Почему автор стихотворных строк (эпиграф к нашему уроку) сравнивает балет с бессмертием, потерянным в Эдеме? Ученики: делают частичный анализ художественного образа и говорят о месте балета среди других видов искусств.
Учитель 5 класса: И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть историю жизни самой настоящей балерины, нашей выпускницы, Мэри Корсаковой, ведь комната-шкатулка у нас волшебная, а на стенах – её фотографии, на которых она изображена и совсем юной девочкой, и уже взрослой девушкой.
4. Слушание и обсуждение
Присутствующие смотрят отрывки из балетов:
Прокофьев. Отрывок из балета «Светлый ручей».
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель:  Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу? Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии. Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?
Ученики: делают частичный анализ хореографическогообраза.
Отрывок из балета «Щелкунчик».
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель:  Какой эпизод мы увидели? Кто написал сказку о Щелкунчике? Ученики: Отвечают на вопросы учителя Учитель: Каким мы увидели рисунок танца? Как балерине удаётся создать художественный образ Щелкунчика? Ученики: делают частичный анализ хореографическогообраза.
Отрывок из балета «Тщетная предосторожность».
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель:  Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу? Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии. Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?
Какая любовь показана в танце?
Как вы об этом догадались? Ученики: делают частичный анализ хореографическогообраза.
Отрывок из балета «Спящая красавица». Фея Щедрости.
Отрывок из балета «Дон Кихот»
Вопросы к 5 классу
Вопросы к 9 классу
Учитель:  Какой образ героини мы увидели: романтический или трагический? Какое название можно дать этому танцу? Ученики: Рассказывают о настроении и своём восприятии. Учитель: Каким мы увидели рисунок танца?
Какие чувства передаёт героиня?
Ученики: делают частичный анализ хореографическогообраза.
Учитель 5 класса: Ребята, это классический балет. Он за несколько веков практически не изменился.
Учитель 9 класса: А знаете ли вы, что в 21 веке появились и новые формы балета, не совсем похожие на классический балет. Осталось прежним лишь одно: выражение чувств, эмоций, рассказ и жизни героев и их судьбе. Давайте посмотрим несколько композиций.
Отрывок из спектакля «Контрасты»
Отрывок «Дочь и мать»
Понятны ли вам чувства героев?
С помощью каких приёмов они передают свои чувства?
Учитель 5 класса: Самое интересное, что балеринам иногда тоже, как и нам с вами, хочется пошутить, и тогда рождается такой танец.
Отрывок из танца Индии
Отрывок з современного балета № 23.
Вопрос 5 и 9 классам: Какой балет вам понравился больше?
Учитель 9 класса: Вот таким разным и необыкновенным бывает балет – бессмертное искусство, которое, как мне кажется, не исчезнет никогда, потому что люди всегда будут выражать свои чувства и в танце, и в музыке, и в литературе, и в живописи. А вы хотите познакомиться с настоящей балериной?
Учитель 5 класса: Сегодня мы познакомимся с настоящей балериной, красивой и обаятельной девушкой, выпускницей хореографического училища, танцевавшей на сценах Германии, Италии и Финляндии. А ещё выпускницей нашей школы – Мэри Корсаковой. Встречайте.
5. Интервью с балериной, мастер-класс.
Я РАЗУЧИВАЮ ТАНЕЦ Автор - Татьяна ЗаславскаяЯ разучиваю с мальчиком танец.Мы ступаем, чуть дыша, по паркету.Тихо музыка звучит между нами -Мы вплываем нежно в музыку эту.
Так старательны и так отрешенныНаши лица, так исполнены света...Душ созвучьем, в зеркалах отраженным,Нам исполнена мелодия эта.
Не шагами, а движеньем покатым,Не словами, а мотивом напетым -Танец явится в виденье крылатом -И растает над прохладным паркетом.
Мэри: Добрый день, друзья! Я очень рада сегодня приветствовать вас в этом замечательном классе и с превеликим удовольствием расскажу вам об искусстве балета, которое я так люблю и которому хочу посвятить свою жизнь. Знаете, мне кажется, что балерина – это не профессия, это призвание, потому что когда ты танцуешь, ты…..
Группа «Журналисты» задают вопросы балерине, затем присоединяются все остальные.
Мэри: Ребята, вы знаете, балет – это чудесное искусство, в котором можно показать не только мастерство одного человека, но и мастерство труппы. Давайте посмотрим видео.
6. Итоги. Обсуждение видеоматериала. Отрывок из класс-концерта и коды
7. Творческое задание по группам.
Учитель 5 класса: Итак, друзья, сегодня мы с вами пришли к важному выводу: каждое искусство по-своему рассказывает об окружающем нас мире и показывает наши чувства.
Учитель 9 класса. И поэтому ваше творческое задание будет таким: мы даём вам слово, которое вы должны представить в разных видах искусства: Мэри в балете, художники – в рисунке, музыканты в нотах, поэты в стихах или прозе. На каждое слово вам даётся 2-5 минут. А пока вы работаете, будет звучать лёгкая музыка.
Учитель 5 класса: Первое слово – ВОСТОРГ.
Учитель 9 класса: Второе слово – ПЕЧАЛЬ.
СЛОВА ДЛЯ ЗАРИСОВОК: вдохновенье, любовь, удивление, возмущение.
Учащиеся представляют свои творческие работы.
Учитель 9 класса: Какие вы молодцы, нам очень понравился ваш творческий настрой. Вы, конечно, поняли, что разные виды искусства помогают нам выражать наши чувства и показывать красоту окружающего мира. Они живут в гармонии друг с другом, делая наши души возвышеннее и чище. Давайте перефразируем эпиграф урока и ответим на вопрос: «В балете Муза живёт на кончиках пуантов, а в живописи? А в литературе?
Ученики: На кончике пера и на кончике кисти.
Учитель 5 класса: И, конечно, мне хочется сказать огромное спасибо нашей юной балерине за то увлекательное и волшебное путешествие в мир балета, пожелать ей дальнейших творческих успехов в покорении балетных подмостков мира и подарить ей наше поэтическое послание.
Ученики читают стихи и дарят Мэри цветы.
1 ученик:
О, прима-балерина, как осинкаНа сквозняке, где сцена – ваша жизнь.Святого пота тихая росинкаВ луче прожектора звездою продрожит.2 ученик: Мы говорим вам: не грустите, Прима!танцуйте и живите хорошо.и пусть скользнут, души не тронув, мимоПорывы обожанья и смешок…3 ученик: Быть первою – судьба, а не работа.За Божий дар – и юность и краса,И капелька божественного пота,И школьная девчоночья коса.4 ученик: Раз выпало – так что ж теперь вам плакать.Идите прямо – юность хороша…Прекрасная, в крахмале белом, птаха,Вся музыка великая – твоя душа.
Учитель 9 класса.: Мне бы очень хотелось, чтобы наше волшебное путешествие в мир балета, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров Москвы.
Учитель 5 класса: А когда вам станет грустно, откройте музыкальную шкатулку и маленькая балерина расскажет вам чудесную историю об искусстве балета…
Звучит мелодия из музыкальной шкатулки – и все делают общие фотографии.