Статья «Модели и формы работы социального педагога с семьей» (из опыта работы)


Модели и формы работы социального педагога с семьей
Актуальность данной темы состоит в том, что семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи и социальный педагог школы.
Цельработы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью, а в этической форме сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом проблемы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель - используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
Психологическая модель - используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель - основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения. Медицинская модель- предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).
Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:
Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.
Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.
Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическоепатронирование и надзор.Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными формами, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д.
Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики проблем семьи, а далее, изучив обоснованность этих проблем, выявить причины указанных нарушений.
Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
Теоретическое положение — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;
Практическое положение — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.
В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье.
Диагностические методики:
наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы.
Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Одной из основных форм работы социального педагога с семьей является – социальный патронаж, представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей.Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
– адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной
образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Консультационные беседы – широко используемая социальными педагогами форма работы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное «заражение», внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;
в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;
в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;
в сфере духовного и морального здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;
в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;
в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.
Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.
Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.
Определение целей консультирования, психологический контакт.Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.
Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.
Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств.Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей – социально-педагогический мониторинг семьи– это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.
Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
• Родительская подсистема «мать – отец». Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения. Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья – сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина»; моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
• Подсистема «родители – дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.
Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости); социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов); педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.Итак, любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные: хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.
Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям.
При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.
Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:
– со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразова-ния и т. д;
– со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам;
– со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;
– со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Одной из форм такого взаимодействия являются родительские собрания. Есть старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное – работа со взрослыми». Но необходимость собирать родителей вместе все же существует. Поэтому родительские собрания выполняют важнейшие функции, в значительной мере определяющие успех процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
Родительское собрание – это возможность плановой встречи со всеми родителями одновременно, а значит – возможность педагогу получать ту или иную информацию об учащихся оперативно.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
Индивидуальное общение не только дает возможность педагогу оказать влияние на родителей, но и в свою очередь во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников – ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:
I. Ф. И. О. родителей.
1. Возраст.
2. Образование.
3. Место работы, телефон.
4. Общественная работа.
5. Квартирные условия.
6. Общий заработок семьи.
7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать.
II. Ф. И. О. ребенка.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?
5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
6. Какие обязанности имеет дома?
7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть?
III. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?
1. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т. д.)Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
В обязанности социального педагога входит посещение семей, где есть дети с девиантным поведением. Первый визит в семью – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняет, где работают родители, продумывает возможные вопросы членов семьи и ответы на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства, поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой – интересная организация досуга и т. д.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Задача социального педагога – раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, если формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия – общественное порицание, предупреждения, налагается на родителей штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишение их родительских прав.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику – ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Основная форма работы с коллективом родителей – родительское собрание, вместе с учителями начальных классов, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе – важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.
В план работы социального педагога входят такие виды совместной деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. За последние годы сильно возросло число семей, в которых родители имеют статус безработных.
Таким образом, рассмотренные в данной статье основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи.
В своей практике чаще всего, работая с семьей, использую следующие формы работы: диагностирование, патронаж, консультирование, индивидуальные беседы; групповые методы работы – родительские собрания,
тренинги, круглые столы.
С момента поступления информации о неблагополучии семьи начинаю сбор информации и выявление причин возникшей ситуации:
беседа с обучающимися;
беседа с классным руководителем;
беседа с родителями;
изучение социального окружения;
изучение жилищно-бытовых условий;
Для изучения семьи использую различные диагностические методики: наблюдение, анкетирование, опросы, беседы. Методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Рассмотрим конкретную семью.
Семья, Маркиных состоит из четырех человек: одинокая мать - 32 года имеет средне образование, нигде не работает, имеет временные заработки; сын - 14 лет, ученик 8 класса, дочь -8 лет, ученица 2 класса, сын – 2 года. Все проживают в съемной однокомнатной квартире, в которой отключили отопление за неуплату, санитарные нормы соблюдаются частично. Доход семьи в месяц ниже прожиточного уровня. Сын никаких внешкольных учреждений не посещает, дочь посещает в школе ГПД, рабочее место для детей не приспособлено. Мама часто оставляет детей одних, уезжая на временные работы.
Изучение особенностей семьи и ее воспитательного потенциала провожу по следующей примерной программе:
Состав семьи, ее структура (полная, неполная, с одним ребенком, родители разведены и т.д.).
Жилищно-бытовые условия семьи (наличие жилплощади в соответствии с нормами, необходимость улучшения жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и игр).
Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся).
Характер взаимоотношений в семье:
- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, резко конфликтные, аморальные и т.д.);- между родителями, другими взрослыми членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, бесконтрольность и т.д.); - положение ребенка в семье ( соответствует норме, его интересы никого не касаются,
предоставлен сам себе, никто им не интересуется, запуган, неуверен в себе, избегает
общения с родителями, ощущает себя заброшенным, чувствует себя идолом, служит
«яблоком раздора» для взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону);
- отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, авторитет родителей непререкаем
относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает
разлад в семье, тяготеет к одному из членов семьи ( к кому и почему?).
Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.п.)
Отношение взрослых в семье к ценностям ребенка.
Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов семьи (есть ли домашняя библиотека, посещают ли кинотеатры, театры, выставки, концерты и т.д.)
Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый):
- интерес родителей к литературе по воспитанию;
- отношение родителей к организации учебы, труда, свободного времени ребенка;
- осуществление контроля за ребенком, наличие у ребенка режима дня;
- единство требований к ребенку, формы поощрения, наказания.
- включение ребенка во «взрослые» заботы (информированность о трудностях и успехах взрослых на профессиональном поприще, участие в решении семейных проблем).
9. Восприятие семьей происходящего в мире, стране, селе, у соседей и т.д. (заинтересованное, равнодушное, негативное). Провожу также анкету «О взаимоотношениях в семье», которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д.
Анкета "Взаимоотношения в семье"
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
З) не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1)решаете сообща жизненные проблемы;
2)занимаетесь семейно-бытовым трудом;
3)работаете на приусадебном участке;
4)вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
5)обсуждаете вопросы учебы детей;
6)делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
7)каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашейпримирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
Тест 1. "Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова).
Цель: определить отношение ребенка к своей семье.
Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.
Предложение Ответ ребенка.
1. Каждый день я должна 1. Помогать маме.
2. Когда я сердита, то я 2. Злюсь.
3. Если бы вы знали меня. 3. Я бы вам понравилась.
4. Моя мама всегда 4. Кричит на меня.
5. Мой отец часто 5. Заботиться обо мне.
6. Для меня самое лучшее время 6. Когда я одна или с друзьями.
7. Когда я иду домой 7. Никогда сразу не иду.
8. Мне кажется мой брат 8. Любит меня
9. Мне нравится, когда все семья 9. Ужинает.
10. Семейный праздник - это 10. Когда все вместе, и никто не ругается
ТЕСТ 3. Достаточны ли ваши контакты с детьми? (Р.В. Овчарова)
1.Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3.Интересуются ли они Вашей работой?
4.Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
5.Бывают ли они у Вас дома?
6.Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
7.Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
8.Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
9.Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?
11.Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?
12.Бываете ли Вы вместе в театре, на выставках и концертах?
13.Обсуждаете ли Вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14.Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?
15.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми
« да » - оценивается 2 очками; «отчасти», «иногда» - 1 очко; «никогда» - О очков. Если Вы набрали более 20 очков, Ваши отношения с детьми, в основном, можно назвать благополучными.
Если от 10 до 20 - удовлетворительными, но достаточно многосторонними, подумайте. В чем они должны быть углублены и дополнены.
Если менее 10 очков - то Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.
Результаты анкетирования членов семьи показали, что у сына очень сложные отношения с матерью, нарушены детско-родительские отношения. По мнению родителей взаимоотношения в семье не очень хорошие, вместе семья собирается крайне редко. Воспитательные возможности семьи крайне низкие. Дети часто остаются одни.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики проблем семьи, а далее, изучив обоснованность этих проблем, выявить причины указанных нарушений.
Первый визит в семью - ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять педагогу, прислушиваться к его советам. Поэтому заранее готовлюсь к посещению семьи: узнаю ее состав, материальное положение, выясняю, где работают родители, продумываю возможные вопросы членов семьи и ответы на них, намечаю, какие сведения о детях (ребенке) нужно получить. Стараюсь с первого же визита установить с родителями доверительные отношения. Убедить их в том, что я хочу им помочь выйти из создавшейся ситуации. Стараюсь быть уверенной и убедить родителей в том, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.
Далее составляю паспорт семьи, где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения, знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство. Паспорт семьи дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают… Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы. Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье. Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых.
Классный руководитель пишет характеристику на обучающегося, которая характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации к учреждению образования . Из анализа «Характеристики классного руководителя на ребенка» делаем выводы, что мальчик имеет трудности в обучении, его познавательная активность имеет кратковременный характер. На уроках он часто отвлекается, не слышит вопроса, пассивен, на занятиях быстро устает, имеет ограниченный словарный запас. Очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с педагогами, подозревается в краже ценных предметов. Нарушены взаимоотношения с одноклассниками, обижает более слабых, в отношении с педагогами часто проявляется негативизм, не отвечает требованиям, дерзит, грубит. Все это результат безнадзорности мальчика, то есть то, что родители игнорируют ребенка, не выполняют своих воспитательных обязанностей.
Семья ставится на профилактический учет. Социальный педагог совместно с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе составляют программу индивидуальной работы с семьей по ее реабилитации, и программу реабилитации ребенка.
Индивидуальная программа реабилитации семьи
№ направления формы исполнители Отметка об исполнении
1 Контрольные посещения семьи По графику Соц.педагог
Кл.руковод. 2 Психологическая и педагогическая помощь Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учебы, жительства, организации консультаций психолога. Соц.педагог
Кл.руковод.
психолог 3 Материальная помощь Направление ходатайств в УО, обращение к администрации школы о льготном питании несовершеннолетним во время учебного процесса, а также об обеспечении бесплатными учебниками и портфелями для начальной школы. Организация помощи семьям (формирование банка одежды, обуви, бывшей в употреблении, но пригодной для использования) Соц.педагог 4 Трудоустройство родителей и несовершеннолетних Содействие в поиске подходящей (постоянной, временной) работы. Консультирование о постановке на учет в центр занятости. Соц.педагог 5 Правовая защита Выступление на КДН, в судах в пользу семьи Соц.педагог 6 Организация досуга и отдыха несовершеннолетних и родителей Вовлечение в кружки, секции. Привлечение к участию в праздниках, соревнованиях и т.д., в том числе в каникулярное время Соц.педагог
Кл.руковод7 Оздоровление несовершеннолетних Ходатайства о предоставлении бесплатных путевок в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки Администрация школы,
Соц.педагог Индивидуальная программа реабилитации
Подросток ______ Маркин Виталий Сергеевич
Дата рождения _______07.04.1999
Дата постановки на учет _____12.02.2013________________________________________
Причина - плохое поведение на уроках, грубость во взаимоотношениях, неуспеваемость
Характеристика семьи: неполная,малообеспеченная, многодетна
Адрес __ с. Михайловка Саратовского района, ул. Чернышевского ,55
Место учебы ___МОУ «СОШ с. Михайловка Саратовского района
№ Содержание работы сроки ответственные службы по взаимодействию результаты
1. Социально - педагогическая
а) Изучение жилищно – бытовых условий несовершеннолетнего. февраль Соц.педагог, кл.руководительИнспектор ГПДН б) Выяснить обеспеченность учебниками и школьными принадлежностями. август кл.рук. Соц. педагог в) Контроль за посещением уроков, успеваемостью. ежедневно Соц.педагог, кл.руководитель Администрация СОШ г) Индивидуальные занятия по предметам. По плану зам.директора по УВР ,
учителя -предметники. д) Привлечение к участию в предметных неделях, олимпиадах школьного уровня, конкурсах, проектах По мере проведения зам.директора по УВР ,
учителя -предметники. Соц.педагог е) Беседа «Мой режим дня» ноябрь, апрель Соц.педагог Кл.руководитель ж) Консультации по вопросам профориентации 1раз в месяц Соц.педагог Кл.руководитель 2. Социально-психологическая
а) Выявление круга общения подростка февраль Соц.педагог б) Анкетирование «Как у тебя с самооценкой?» апрель Соц.педагог в) Тест «Доволен ли я собой?» сентябрь Соц.педагог г) Тренинг «Умейте сказать Нет» декабрь Соц.педагог 3. Социально-медицинская
а) Профилактический медосмотр. октябрь, апрель Фельдшер ЦРП, СОШ б) Профилактические прививки. По плану Фельдшер ЦРП, СОШ в) Индивидуальные и групповые беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков. 1 раз в месяц Фельдшер .ЦРП, СОШ г) Беседа по половому воспитанию март Фельдшер ЦРП, СОШ г) Посещение семьи по месту жительства. 1 раз в год Фельдшер КДН округа 4. Социально-экономическая
а) Обеспечение льготным питанием, пользованием учебниками, другими льготами. август-октябрь Соц .педагог Курбатская Е.Г УСЗН, КЦСОН, ЦЗН б)
Помощь в подготовке документов на постановку семьи на учет, как малоимущую, многодетную УСЗН. сентябрь Соц .педагог Курбатская Е.Г УСЗН 5. Правовая
а) Беседа «Мои права» 1 раз в месяц Соц.педагог
Курбатская Е.Г Инспектор ГПДН б) Беседа «Об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних» октябрь Инспектор ГПДН Соц.педагог
Курбатская Е.Г в) Беседа «Агрессивное поведение. Виды. Ответственность» декабрь Соц.педагог
Курбатская Е.Г Соц.педагог
Курбатская Е.Г г) Встреча с участковым инспектором 1 раз в четверть Участковый инсаектор6. Организация досуга и отдыха
а) Вовлечение в спортивные секции, кружки по интересам сентябрь Соц.педагог,
учитель физ-ры ДК, ДШИ б) Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях и праздниках весь период Соц.педагог,
кл.руководит.
зам директора по ВР ДК, ДШИ 7. Контрольное посещение семьи
Организация подготовки к урокам. сентябрь Соц.педагог
Курбатская Е.Г кл.рук. Кошелева В.И Занятость во внеурочное время. октябрь, феврельСоц.педагог
Курбатская Е.Г кл.рук. Кошелева В.И Соблюдение режима дня ноябрь, март Соц.педагог кл.рук. Консультация родителей по вопросам воспитания декабрь Соц.педагог кл.рук. Права и обязанности родителей январь Соц.педагог Инспектор ГПДН Организация летнего отдыха ребенка апрель Соц.педагог Зам.директора по ВР Обследование жилищно-бытовых условий. май Соц.педагог кл.рук. Посещение семьи во второй и последующие разы планирую, учитывая результаты предварительного знакомства, поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.
Одной из самых эффективных форм работы социального педагога с семьей считаю - социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющий установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Во время патронажа обязательно состоится социально психологическая беседа.
Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.
Содержательная часть
Начиная беседу объясняю, что хорошего может получить семья от общения со мной как с профессионалом; спрашиваю, согласна ли семья сотрудничать. Отказ семьи от сотрудничества не является окончательным, обязательно проверяю, как члены семьи меня поняли и как восприняли; оцениваю качество контакта с семьей. Спокойно выслушиваю ответы членов семьи, принимаю их за основу будущего диалога. Ответы семьи не всегда нравятся, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.
Эффективны в социально-педагогической деятельности консультационные беседы. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
С родителями работаю как индивидуально,так и с коллективом. Наиболее распространенные формы : общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление стендов, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Индивидуальное общение не только дает возможность оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает в выборе правильного подхода к детям.. Ведь близкие хорошо знают ребенка и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Широко использую распространенный и естественный метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом и делает соответствующие выводы.
Для работы с вышеуказанной семьей (Маркиных) подключила Администрацию округа, КДН, УСЗН, центр занятости населения. В результате сначала установился контакт с семьей, родители стали доверять социальному педагогу. Улучшились жилищно-бытовые условия, подключили отопление, улучшились санитарно-гигиенические условия, родители стали более доброжелательно относиться к школе. Сын заметно изменил свое отношение к маме, к учебе, записался в спортивные секции. Мама трудоустроилась в местном ДК, стала сотрудничать со школой - вести кружок «Пчелки» (рукоделие), участвовать в совместных мероприятиях детей и родителей(новогодний праздник-изготовление костюмов, классный час «Мир моих увлечений»). Совместное участие детей и родителей в общественных мероприятиях сближает их, между ними устанавливаются доверительные отношения. Семья снята с профилактического учета, но сотрудничество социального педагога, школы и семьи продолжается.
Наиболее эффективными формами работы с неблагополучными семьями считаю индивидуальную форму. Помочь в работе с семьей может диагностика, патронаж, консультации, беседы, оказание психолого-педагогической, материальной помощи. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из неблагополучных семей может привести к необратимым последствиям, так как дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения.
По итогам проделанной работы у каждой категории семей будут свои положительные результаты. Можно выделить следующие показатели:
улучшились бытовые условия в которых проживает семья –это самый положительный показатель (стало чище в квартире, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым);
уровень жизни доведен до удовлетворительного;
восстановлены детско-родительские отношения;
восстановлены контакты семьи с ее окружением, ребенок посещает школу, детский сад;
употребление алкоголя уменьшилось;
родители работают.
Социальные педагоги должны прилагать все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Благополучная семья – это счастливое будущее детей, взрослых, всего общества. Я считаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть и хорошим психологом. Формы и методы работы с семьей разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с конкретной семьей.