Доклад «ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В КОЛЛЕДЖЕ»


«ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В КОЛЛЕДЖЕ»
Подготовил: Зам. директора по УПР Васильев О.А.
В настоящее время в республике наблюдается существенная нехватка профессионально-технических и квалифицированных рабочих кадров. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, общая потребность экономики в кадрах на 2012-2016 гг. составляет 287 тысяч человек.
Системным фактором является неудовлетворительное взаимодействие ТиПО с рынком труда, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке организаций ТиПО, вследствие чего образуется некая пропасть между теорией и практикой и как продолжение низкий процент трудоустройства. В разное время эта проблема решалась по-разному.
В ВКО создан региональный Совет по развитию организаций ТиПО.
3 ноября 2015 года в акимате г.Семей проведено очередное селекторное совещание при участии заместителя акима ВКО Омар Жаксылыка Мукашулы, руководителя управления образования Нургазиева А.К., заместителя руководителя Нурсеитовой А.А. и директоров учебных заведений.
Особая ответственность возлагается на работу ресурсных центров, которые должны внедрять наиболее инновационные методы, приемы и системы.(8 по ВКО, 3 в г. Семей)
Как показывает практика, именно дуальная система доказала свою эффективность в этом вопросе.
Остановимся на основных понятиях дуальной системы.
Дуальная система образования — система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.
Главным признаком дуальной системы обучения является равная ответственность за качество подготовки специалистов государства (в лице колледжа) и предприятия. Т.е. дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение
Существует несколько вариаций дуальной системы обучения. В частности в нашей республике использовалась норвежская модель дуального обучения и сейчас активно внедряется немецкая модель.Отличительной чертой немецкой модели дуального обучения от норвежской является чередование теоретического обучения с практическим на предприятии, а в норвежской – длительная, концентрированная практика на предприятии.
В рамках реализации пилотного проекта «Внедрение дуального обучения в Республике Казахстан» в соответствии с Соглашением между МОН РК и Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) по поручению МОН РК в период с октября 2013 года по май 2014 в трех пилотных регионах (Восточно-Казахстанской, Костанайской и Карагандинской областях) были проведены многосторонние встречи Главы Представительства и экспертов GIZ с представителями Акиматов, управлений образования, Региональных палат предпринимателей, колледжами и их социальными партнерами по выявлению готовности казахстанских предприятий и колледжей к внедрению дуальной системы обучения.
Согласноприказу №394 от 09.01.2014 года нашему колледжу присвоен статус ресурсного центра по подготовке специалистов транспортной отрасли, а согласно приказу №395 присвоить колледжу статус «Пилотной или экспериментальной площадки» по внедрению дуальной системы.
Колледж заключил трехсторонние долгосрочные договоры делового и творческого сотрудничества (совместно с ГУ «Центр занятости» г. Семей, 18 договоров).
В рамках внедрения системы дуального обучения в этом году разработан экспериментальный рабочий план по специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» квалификация 1201123 «Техник-механик», данный план согласован с УО ВКО. В этом плане на практическое обучение отводится 69% учебного времени. (В сравнение: группа 25 ТРк по новому плану, в группе 24ТРк – 49%)
Заключены два 4-х сторонних договора (колледж – предприятие – Палата предпринимателей – ГУ Управление образования ВКО) с социальными партнерами ТОО «Семавтопарк», ТОО «Таксомоторный парк».
С целью внедрения дуального обучения в качестве эксперимента группа 44 ТР по специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» проходят практику на указанных предприятиях.
Конечно, необходимо отметить роль социальных партнеров, которые участвуют в разработке ГОСО, учебных планов и программ, организуют профессиональную практику обучающихся с использованием технологической базы предприятий, проводят стажировку преподавателей спецдисциплин, участвуют в проведении итоговой аттестации (ГИАК, НОК).
Ускоренное внедрение дуального обучения означает также ПОДДЕРЖКУ государства для обучающих предприятий: к примеру, субсидии или налоговые послабления.
Имеются, конечно же, и проблемы:
1. Несмотря на позитивный имидж дуальной образовательной системы, наблюдается периодическое снижение готовности предприятий предоставлять места для обучения.
Не на всех предприятиях имеется возможность выполнения всей технологической цепочки, определяющей сформированность профессиональных компетенций, обозначенных ТУПом.
Недостаточная личностная зрелось учащегося, также усугубляет проблему: даже имея аттестат о среднем образовании, практиканты не всегда могут соответствовать требованиям, предъявляемым к ним в рамках системы дуального профессионального образования.