Доклад «Развитие социального партнерства педагогов и родителей в современных условиях дошкольного образования» из опыта работы


«Развитие социального партнерства педагогов и родителей в современных условиях дошкольного образования»
Социальное партнерство общественной организации и образовательного учреждения является актуальной педагогической проблемой, так как результативность его реализации существенным образом влияет на качество образования и личностное развитие подрастающего поколения, от которого, в свою очередь, зависит прогресс общества в целом.
Социальное партнерство в широком смысле - это совместно распределенная деятельность социальных элементов, представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.
Социальное партнерство в сфере образования рассматривается педагогическим коллективом Майского детского сада как взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.
Для нашей деятельности важную роль играет средовой подход к воспитанию, который в качестве способа познания и развития личности ребенка предполагает систему действий со средой, превращающих ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Социальное партнерство в сфере образования рассматривается нами не только как партнерство внутри системы образования, но и как партнерство, в которое вступают образовательные учреждения с представителями иных социальных институтов.
К основным принципам социального партнерства в системе образования детей относим также: равноправие и заинтересованность сторон, доверительные отношения при принятии решений, договоры и соглашения; совместную деятельность; сотрудничество; добровольность и взаимную ответственность; уважение и учет интересов участников; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств и т.д.
Процесс воспитания личности начинается с первых шагов маленького человека, его первых ощущений и переживаний, первого опыта общения с окружающим, пока совершенно не знакомым ему, миром. Среда, открывая перед ребенком безграничные возможности для познания, становится источником формирования и развития его эмоций, чувств, эстетических интересов и предпочтений, умений и способностей для активного и творческого освоения и изменения окружающей действительности. В связи с этим особую роль приобретает система отношений межу структурными компонентами социокультурной среды, а также взаимодействие участников процесса культурной социализации ребенка, главными из которых являются образовательное учреждение и семья.
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Очевидно, что наблюдается тенденция снижения общей культуры родителей, социального статуса семьи и зачастую не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Изучение семьи всегда было очень сложным процессом, поскольку этот социальный институт  играет особую роль в жизни общества. Это основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба. В период социально-экономических преобразований в обществе она также претерпевает изменения.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский
Большое значение в повышении профессиональных качеств педагогического состава, теоретических знаний имеет их самообразование. Изучение закон Министерства образования РК: «Закон об образовании», «Конвенция о Правах ребенка»,стали основополагающими документами в работе с родителями. Изучение и анализ методической литературы, периодической печати ( журналы «Дошкольное воспитание», газета «Учительская плюс
») способствовали систематизации уже известных методов и отбора наиболее эффективных приемов работы с родителями.
На практике применяются разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг; обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье Закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива ГККП «Майский детский сад акимата Тарановского района» стало решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи. В этой связи возникают следующие вопросы:
Как достучаться до пап и мам?
Как объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять?
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Мы бы хотели поделиться с опытом, теми подходами по взаимодействию с современной семьей, которые сегодня сформированы педагогами Майского детского сада и уже действуют. Педагогический коллектив с целью создания условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников работает по следующим направлениям:
Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и проектирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных услуг; стратегии развития учреждения.
II. Просветительское направление. Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, (устной и письменной форме) сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ: логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. Мы используем следующие коллективные и индивидуальные формы работы: информационные уголки (групповые, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры) , доклады, собрания, консультирование, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь.
III. Организационно-методическое направление. В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни, проводятся «Дни Открытых дверей», просмотры занятий, выставки творческих работ воспитанников
IV. Практическая деятельность.Реализация образовательного процесса детского сада. Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам. Примером могут послужить: репетиция и проведение утренников в детском саду, изготовление методических пособий, оформление групп и групповых уголков, благоустройство прогулочных площадок, акции; выставки, участие в конкурсах, проектной деятельности, обучающих занятиях, мастер – классах, родительских собраниях. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
ТОЛЬКО ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ПРОВЕДЕНО:
21 утренник с участием, помощью родителей;
14 родительских собраний;
7 мастер – классов;
45консультаций;
9 конкурсов детского сада.
В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками - родителями воспитанников.
Целенаправленная, систематическая работа с педагогами позволила достичь определенных результатов в деятельности по укреплению партнерства с родителями воспитанников. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников является важным направлением деятельности ДУ по установлению сотрудничества с родителями воспитанников. С уверенность можно констатировать, что сегодня формируется принципиально новый подход в сотрудничестве с родителями: «от семьи, с семьей, для семьи», где ведущими субъектами взаимодействия с педагогами становятся сами родители. Крайне значимым в этом процессе является пересмотр содержания и форм работы с педагогами с учетом их личностных особенностей, конкретных причин трудностей в общении, а также введением активных, нетрадиционных форм взаимодействия с коллективом.
Список литературы
1. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. [Текст] / Т.Н. Доронова.– М., 2005г.
2.Мануйлов, Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей. [Текст] / Ю.С. Мануйлов.– Н. Новгород, 2003г.
3Панкова,Т.А. Воспитательные системы: основы конструирования: учебно-методическое пособие [Текст] /Т.А. Панкова. – Оренбург. 2005гРайонное методическое объединение работников дошкольного образования
Доклад
«Развитие социального партнерства педагогов и родителей в современных условиях дошкольного образования»
из опыта работы ГККП ««Майский детский сад» акимата Тарановского района»
Подготовила:
инструктор
по физическому воспитанию
Пузач М.В.
август 2015 год.