Использование ролевых игр на уроках английского языка для успешного усвоения лексического материала


Использование ролевых игр на уроках английского языка для успешного усвоения лексического материала
Каждому учителю иностранного языка, бесспорно, хочется сделать своё занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы учащиеся захотели учить английский, стремились понимать его и были готовы говорить на нем.
Не ошибусь, если скажу, что учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества, успешности и эффективности обучения иностранному языку.
Я думаю, что одним из основных стимулов усвоения лексического материала является игра. В игре таятся богатые обучающие возможности. Учащиеся, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие, так как в игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и успешно усваивать лексический материал.
Игры на уроках иностранного языка можно использовать для решения различных целей. Я хотела бы остановиться на использовании ролевых игр при отработке, закреплении и повторении лексического материала.
(2) Ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно, создаёт условия реального общения. Рассмотрим ролевую игру с позиции учащихся и учителя. (3) С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. С позиции учителя, ролевую игру можно рассмотреть как форму организации учебного процесса, в частности процесса усвоения лексического материала. Для учителя цель игры – формирование и развитие лексических навыков и умений учащихся.
Ролевая игра-это доступная модель иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Она способствует усилению коммуникативной направленности по закреплению лексических навыков, развитию интереса к иностранному языку.
Ведь в комплексе с дискуссиями и дебатами игры, в частности, ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. Включаясь в ролевые игры, учащиеся представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя согласно правилам этой игры. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых лексических знаний и отработка их до навыков.
(4) Ролевое общение реализуется в ролевой игре – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределёнными ролями и межролевыми отношениями.
Наиболее простой является ролевая игра, для участия в которой учащиеся получают необходимые реплики. Их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.
Более сложной является ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнёр, и принять соответствующее решение о собственной реакции.
Чтобы играть в ролевые игры на уроках английского языка необходимо сформировать у учащихся нужные социальные умения общения. Поэтому ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся.Примеры подобных заданий следующие:
(5) тренировочные упражнения, которые совершенствуют навыки коммуникативной компетентности по закреплению лексических единиц:
strip-story (каждый из учащихся получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в "рассказе");
smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
merry-go-round (учащиеся образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
(6) тренировочные упражнения, которые формируют навыки употребления эмоционально – оценочных реплик, различных по содержанию и структуре:
kind words (участники говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
listening (учащиеся кивают в знак согласия и выражают согласие с ним);
politeness (учащиеся обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);
(7) тренировочные упражнения, которые помогают объединить реплики в контекст ролевого общения и принять соответствующее решение о собственной реакции.
respect (учащиеся говорят о своём уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами);
gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку);
conflict (учащиеся учатся правильно реагировать на эмоциональную фразу партнёра).
Перечисленные задания формируют у учащихся необходимые социальные умения общения.
Для успешного проведения ролевых игр, учащимся необходимо овладеть стандартом, как лексических единиц, так и диалогических единств на английском языке. В этом помогают следующие упражнения:
-упражнения на тренировку лексических выражений этикетного плана,
-развитие навыков разговора по телефону,
- микродиалоги на заданную тему с использованием определённой лексики из нескольких реплик,
- создание диалогов на английском языке по образцу,
- чтение и воспроизведение этих диалогов наизусть,
- проигрывание диалога в парах,
-самостоятельное составление диалога, аналогичного данному, но в другой ситуации общения.
(8) Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение, поддерживать интерес к изучению иностранного языка. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу в ситуации, когда интерес или мотивация учащихся к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Создавать ролевые игры на уроках английского языка можно (9) по любой теме и для отработки любого лексического материала, желательно на заключительном этапе изучения определённого программой цикла.
Следует также помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Ролевые игры на уроках английского языка включены в учебники. Всем нам известно, что каждый раздел посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Как правило, мы прибегаем к ролевым играм в самом конце изучения этой темы, так сказать, для оттачивания приобретенных знаний. В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны.
(10) Примеры ролевых игр:
5 класс УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English»
Unit 1 «Hello! Nice to see you again!»
Раздел 1 « Привет! Приятно видеть вас снова!»
Реклама (Ex 149, P 41).
Цель: активизация навыков и умений употребления изученных лексических единиц по теме «An ideal school uniform», практика иноязычного общения в форме дискуссии по заданной теме.
Ход игры: участники игры образуют группы из 3-4 человек. Каждая группа играющих составляет рекламное объявление и представляет дизайн идеальной школьной формы. Играющие должны обсудить его содержание, выяснить, какие свойства и качества рекламируемого товара являются наиболее привлекательными для покупателя. Игру можно проводить в форме дискуссии.
(11) Unit 2 «We are going to travel to London».
Раздел 2 «Мы собираемся поехать в Лондон»
Лестница (Ex 37, P 62).
Цель: активизация навыков и умений употребления изученных лексических единиц, обозначающих достопримечательности города, также эмоционально – оценочные реплики, различные по содержанию и структуре с использованием различных форм вопросительных предложений с конструкцией to be going to (do something) – собираться что- то делать.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждая пара рисует лестницу из 3-5 ступенек. Учитель просит их написать на ступеньках достопримечательности города Лондона, которые они хотели бы посетить и расположить их по степени привлекательности и интереса, а также обосновать предлагаемую последовательность. Игру можно проводить в форме презентации или интервью.
(12) Unit 3 «Faces of London».
Раздел 3 «Лица Лондона»
Умники и умницы (Ex 47, P 101).
Цель: практика речевой деятельности в рамках изученного лексического материала по теме «Places of interest on the River Thames» и в соответствии с коммуникативной задачей.
Ход игры: участники игры образуют группы из 3-4 человек. Играющим предлагается выбрать и составить краткий рассказ (3-4 предложения) об одном из интересных мест, которое они могут увидеть на реке Темза в соответствии с коммуникативной задачей: прочитать свой рассказ, не называя имени, и позволить одноклассникам угадать. Можно вручить играющим карточки с рабочими материалами. Это могут быть записанные опорные мысли, ключевые слова, фразы из следующих упражнений: Ex 28, Ex 29, P 95; Ex 37, P 97; Ex 38, P 98, чтобы помочь учащимся в составлении текста. Каждый в группе представляет свой рассказ, и просит угадать о какой достопримечательности идёт речь. Игру можно проводить в форме презентации или телемоста.
(13) Unit 4 «Learning more about each other»
Раздел 4 «Узнаём больше друг о друге»
Юные корреспонденты (Ex 32, P 150).
Цель: формирование навыков и умений применения лексического материала по теме «Speaking about friends» с использованием различных форм вопросительных предложений в диалогической речи, с выражением предпочтения, выбора, аргументации, объяснения личностных характеристик друга, его хобби и времяпровождение.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждая пара получает план интервью из Ex 1, P 142, Ex 5, P 143 (темы для обсуждения и примерные вопросы) и предлагается перечень личностных качеств человека из Ex 32, P 150. В ходе интервью, играющие должны обосновать свой подход к оценке характеристик друга, обсудить его хобби и времяпровождение.
6 класс УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English»
(14) Unit 1 «Launching the International Explorers' Club»
«Раздел 1 Добро пожаловать в Международный клуб исследователей»
Любимый праздник (Ex 107, P 37).
Цель: активизация навыков и умений употребления изученных лексических единиц по теме «Speaking about important days and holidays in Russia and Britain» в предлагаемой ситуации в форме монологического высказывания.
Ход игры: участники игры образуют группы из 3-4 человек. Играющим задаётся ситуация: выбрать один из праздников и предложить оригинальный путь его празднования. Каждой группе предлагается назвать оригинальный путь празднования предложенного праздника и объяснить свой выбор. Изученную лексику и фразы можно использовать в следующих упражнениях: Ex 95, P 34; Ex 97, P 34; Ex 98, P 35; Ex 104, P 36-37. Игру можно проводить в форме презентации.
(15) Unit 2 «Spending time together»
Раздел 2 «Проводим время вместе»
Сходства и различия (Ex 65, P 65).
Цель: применение изученной лексики по теме «Speaking about schools in Russia and Britain» в аргументирующей монологической речи.
Ход игры: участники игры образуют группы из 3-4 человек. Играющим предлагается обсудить правила поведения для учащихся в школе. Участники игры должны назвать сходства и различия в правилах поведения для учащихся в британских школах и своей школе, аргументировать свою точку зрения. Дифференцированный раздаточный материал можно использовать из следующих упражнений: Ex 56, P 62; Ex 57, P 63; Ex 64, P 65. Игру можно проводить в форме дискуссии.
(16) Unit 3 «Learning more about the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland »
Раздел 3 «Узнаем больше о Великобритании и Северной Ирландии»
1. План города (Ex 31, P 82).
Цель: активизация навыков и умений употребления изученных лексических единиц, обозначающих достопримечательности города, также эмоционально – оценочные реплики, различные по содержанию и структуре с использованием различных форм вопросительных предложений.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки, употребить эмоционально – оценочные реплики, различные по содержанию и структуре. Формой проведения игры может быть экскурсия или интервью.
(17) 2. Выполни и передай задание (Ex 49, P 86).
Цель: тренировка навыков и умений иноязычной речевой деятельности на основе неоднократного повторения усвоенного лексического материала по теме «The United Kingdom».
Ход игры: участники игры образуют группы из 3-4 человек. Каждый участник игры готовит задания (вопросы с применением рисунков и картинок), которые предлагает своему партнёру. Вопросы можно использовать в следующих упражнениях: Ex 30, P 82; Ex 35, P 84; Ex 48, P 86. Выполнив задание, партнёр в свою очередь передаёт его дальше по цепочке. Все учащиеся работают одновременно, получая, выполняя и передавая другим задания. Игру можно проводить в форме заочного путешествия по интересным местам Объединённого Королевства.
(18) Unit 4 «Talking about an adventure holiday»
Раздел 4« Поговорим о приключенческих каникулах»
Рассказ по цепочке ( Ex 65, P 145).
Цель: практика совместной речевой деятельности в рамках изученного лексического материала по теме «School sporting event» и в соответствии с коммуникативной задачей.
Ход игры: участники игры образуют группы из 3-4 человек. Играющим предлагается вместе по цепочке составить рассказ в соответствии с коммуникативной задачей: написать статью для школьной газеты о последнем спортивном событии в школе. Даётся план описания, который необходимо составить до уровня развёрнутого монологического высказывания. Можно также вручить играющим карточки с рабочими материалами (записанными опорными мыслями, ключевыми словами, фразами из следующих упражнений: Ex 50, Ex 52, Ex 54, Ex 57, P 142-143; Ex 59, Ex 60, P 145), чтобы помочь им в составлении конкретных фрагментов текста. Опорой могут быть рисунки, фотографии, картинки и др.. Каждая группа обсуждает и представляет свой рассказ по цепочке, употребляя изученную лексику, связанную со спортом и эмоционально – оценочные реплики, различные по содержанию и структуре. Игру можно проводить в форме презентации или круглого стола.
Ролевые игры способствуют выполнению следующих задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими лексического материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
(19) Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями.
Она способствует расширению ассоциативной базы при усвоении лексического материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, помогать друг другу. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и включиться в игру.
Ролевая игра способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.
(20) Формы проведения ролевой игры могут быть разными: презентация, интервью, заочное путешествие, пресс-конференция, круглый стол, телемост, экскурсия, сказка, репортаж, клуб по интересам и т.д. (21) Полагаю, что существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является 100% занятость учащихся, а также концентрация внимания участников в течение всей игры. (22) Преимущество использования ролевой игры также и в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то и лексический материал усваивается намного эффективнее и успешнее.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что использование ролевых игр на уроках английского языка (23)
-повышает эффективность учебного процесса,
-создаёт мотивирующую образовательную среду для успешного усвоения лексического материала,
-помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету,
-способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке,
- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.